Использование современных развивающих методов и приемов коррекции при формировании правильного звукопроизношения .


Открытое подгрупповое логопедическое занятие.
Автоматизация звука Л «Наш гость Лунтик».
(Мастер – класс для воспитателей и родителей).
В декабре 2016 года учителем – логопедом Куликовой А.К. был проведён мастер – класс для воспитателей и родителей подготовительных групп по теме «Автоматизация звука Л. «Наш гость Лунтик».
Целью мастер – класса было показать педагогам и родителям, как на занятиях логопед совершенствует произношение ребёнка, его фонематические процессы, развивает активный словарь, работает над становлением грамматического строя речи, учит детей строить связные высказывания, развивает артикуляционную моторику и мелкую моторику рук, которая имеет огромное влияние на развитие речи ребёнка. На своём занятии она показала, как в работе с детьми по формированию правильного звукопроизношения использовать современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой и артикуляционной моторики, фонематических нарушений, речевого дыхания, развития связной речи.

Игра является одним из основных видов деятельности ребёнка. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
- Здравствуйте. Сегодня к нам на занятие прибыл необычный гость. Угадайте, кто это:
Я добрый и хороший,
Ни на кого не похожий.
Очень нравится здесь мне,
Хоть родился на Луне.
Кто же это? (Лунтик.)
- Да, это Лунтик. Поздороваемся с ним: «Здравствуй, Лунтик.»

-Назовите первый звук в слове Лунтик. [Л]
Скажите, какой это звук? (Твёрдый согласный, звонкий).
- Вспомним, как произносится звук [Л]. (Напоминаем положение органов артикуляции).
- Будем стараться правильно произносить звук [Л].
Логопед использовала приёмы самомассажа при коррекции звукопроизношения. Самомассаж заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.
Сочетание таких упражнений, как самомассаж и пальчиковая гимнастика, с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционно - логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс. Для этого лучше всего использовать игру, как основную деятельность детей. Для красочного и забавного оформления игры-занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов, приёмы биоэнергопластики.


У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом

Применение камушков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Упражнения на развитие фонематических представлений можно сочетать с элементами самомассажа и пальчиковой гимнастики с помощью шариков «Марблс». В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

Игра на развитие фонематического восприятия «Скажи слово правильно».
- Один из друзей Лунтика не может правильно произносить звук [л], поэтому невозможно понять, что он хочет сказать. Поможем сказать слова правильно.
Будем брать камушек и произносить слово правильно, добавляя звук [л].
(На каждое слово выкладывать шарик Марблс).
- ак -ук -ожка -ыко
-апа -ужа -одка -ысый
-ампа -уна -ошадь -ыжи
-андыш -упа -омтик -ыжник
-асточка -уковица -окоть -ыжница
 Использование презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей.
Для развития лексико – грамматических категорий детям была предложена компьютерная презентация игры «Один – много».

Накопление словарного запаса и усвоение грамматического строя речи родного языка способствуют развитию связной речи.
Опыт работы показывает, что дети, имеющие речевые нарушения, при обучении на лексико-грамматических занятиях особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи.
Важнейшими из таких средств являются наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания.
На занятии дети учись составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Итог мастер – класса.
Логопед поблагодарила родителей за участие в занятии. Она призвала родителей к ещё более тесному сотрудничеству в коррекционной работе по преодолению речевых расстройств у детей, отметила, что выразительная, внятная, образная речь помогает ребёнку точнее выразить свои мысли, что значительно упрощает процесс общения с окружающими людьми, сверстниками, построение дружеских отношений. Соответственно ребёнку проще будет проходить процесс адаптации в новом школьном коллективе