Конспект индивидуального логопедического занятия с учащимся 4 класса. Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях.


Конспект индивидуального логопедического занятия
Тема: Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях.
Цель: Дифференциация звуков С-Ш в словах и словосочетаниях.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении звуков С-Ш;
- закреплять дифференциацию звуков С-Ш в словах и словосочетаниях;
-совершенствовать умения образовывать относительные прилагательные;
-совершенствовать умения согласовывать существительные с прилагательным;
2.Коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать функции фонематического синтеза и анализа;
- развивать речевое дыхание.
3.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за произношением;
- воспитывать навык самостоятельности и ответственности.
Оборудование: предметные картинки (стул, шар), артикуляционный профиль звуков, мяч, карточки с заданиями.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Здравствуй, спинку выпрямим, ножки правильно поставили, начинаем занятие.
II. Дыхательная гимнастика.
Вдох носом,выдох ртом;
Вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой;
Вдох носом, выдох ртом, толчкообразно;
Часто дышать с высунутым языком.
III. Артикуляционная гимнастика.
Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.(улыбочка)
Наши губы очень гибки.Ловко тянутся в улыбки.А теперь наоборот:Губы тянутся вперед(трубочка)
«Пусть язык наш отдыхает,Пусть немножко он поспит»(лопатка)
Язык иголочкой тяну,
Не подходи,я уколю(иголочка)
На качелях я лечу:Вверх – вниз, вверх – вниз.Я пою, лечу, кричу:Вверх – вниз, вверх – вниз.(качели)
Тик – так, тик – так – Ходят часики – вот так! Влево тик, Вправо так. Ходят часики – вот так!(часики)
IV. Введение в тему занятия.
- Послушай и отгадай загадки.
На четырех ногах стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанешь ты гулять,
Ты можешь сесть и отдыхать.
Хоть у нас четыре ножки,
Мы не мышки и не кошки.
Хоть мы все имеем спинки,
Мы не овцы и не свинки,
Мы не кони, хоть на нас
Вы садились много раз. (Стул)
- Назови первый звук в слове стул
Лёгкий и воздушный,
Ветерку послушный.
В облаках летает,
А куда — не знает. (Шар)
- Назови первый звук в слове шар.
V. Уточнение артикуляторно - акустической характеристики звука
Звук С какой?, произнеси звук СЗвук Ш какой? Произнеси звук ШУточнение правильной артикуляции звуков [С] и [Ш]
(смотрит на картинку с артикуляционным профилем)
При произнесении звука С на что похожи губы, где находится язычок, как произносим звук С, какая струя воздуха?
При произнесении звука Ш на что похожи губы, где находиться язычок, как произносим звук Ш, какой воздух?
Когда произносим звук [С] - губы похожи на улыбку, а когда звук [Ш] – на бублик.
Когда произносим звук [С] – язычок находится у нижних зубов, а когда звук [Ш] – у верхних зубов.
Когда произносим звук [С] – воздух изо рта выходит холодный, а когда звук [Ш] – тёплый.
VI. Развитие фонематического восприятия
-Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ССлон, топор, ракета, стадион, нос, кукла, усы, ручка, облако, сундук.
-Хлопни в ладоши один раз, когда услышишь звук С и два раза, когда услышишь звук ШШарф, санки, петушок, весна, ландыш, коса, кувшин, абрикос, мишка, солнце
VII. Дифференциация звуков в словах
-Я буду говорить тебе слова с ошибкой ,а ты должен будешь исправить и назвать слово правильно
Суба – шуба мысата – мышата
Петусок – петушок ландыс – ландыш
Кувсын – кувшин камыс - камыш
Снурок – шнурок усанка – ушанка
-Я буду говорить тебе слова с ошибкой, а ты должен будешь исправить и назвать слово правильно
Шанки – санки пошуда – посуда
Шапоги – сапоги колешо – колесо
Вопрош – вопрос кактуш – кактус
Шамовар – самовар. абрикош – абрикос
Чтение слов
Саша, суша, сушки, спешу, смешу, спишу, скошу, слышу, стишок, слишком, сынишка, солнышко, соловушка, сушеный, стеклышко, смешной, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, шанс, шелест, шесть, шествие, шесток, шоссе, пастушок, посошок, смешок, слушок, нашествие, путешествие.
Образование относительных прилагательных
Образуй от существительного прилагательное, например лес-леснойсад - садовыймясо - мяснойуксус - уксусный
автобус - автобусныйсон - сонныйсосна - сосновый
шерсть- шерстяной мышь- мышиный шоколад- шоколадный
фисташка- фисташковый машина- машинный
пешеход- пешеходный
VIII. Дифференциация звуков в словосочетаниях
- Соедини подходящие по смыслу слова. Прочитай словосочетание.
Послушный путешествие
Пушистая класс
Опасное кошка
Шумный малыш
Спелая шлем
Большая шапка
Стальной вишня
Лисья собака
Пальчиковая гимнастика
Вышли мышки как-то раз (перебираем пальчиками обеих рук по столу).
Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)
Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)
Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)
И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу).
Записывать словосочетания ,которые составляли
IX. Итог занятия
-С какими звука мы работали на занятии?!
-Понравилось ли тебе занятие?!
-Оцени свою работу.