Конспект занятия по коррекции дисграфии во 2-ом классе на тему: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах
Конспект занятия по коррекции дисграфии во 2-ом классе
на тему: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах
Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие и образовательные задачи:
учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
развивать орфографическую зоркость;
соблюдать преемственность в работе с учителем;
расширить словарный запас путем словообразования;
Воспитательные задачи:
воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;
Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.
Ход деятельность
I. Организационный момент
– Прозвенел звонок, начинается урок! Садитесь, ребята!– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)– Назовите гласные I ряда; II ряда.– На что указывают гласные I ряда? II ряда?– Молодцы!
II. Основная часть
Введение в тему
– Прочтите слова, записанные на доске.СВЕТ – ЦВЕТ– Что означают эти слова? – Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:[С] – [Ц] – А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.
1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)
– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки. – Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С…. – А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С. – Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.– В тетрадях запишем краткую характеристику звука. Давайте посмотрим на ленту букв.[C] – согл., тверд., глух, простой;[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;
2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)
– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)
3. Чтение слогов с доски (хором):
ца – са цо – со цу – су цы – сыаца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы4. Игра «Какой же звук?»
Ребята, давайте поиграем в игру и выясним кто же из вас самые внимательный! Я буду читать стихотворение, а вы услышать, какой звук чаще всего употребляется в этом стихотворении.
Над кузницей, мельницей
Вьётся метелица,
По лесу танцует
И по полю стелется.
А зайцы метелицы не боятся,
Под снегом танцуют и веселятся.
В цветнике две овцы
Целый день пасутся.
У крыльца без конца
Киска ест из блюдца.
Из цветов, наконец,
Прогоните овец!
Сидел соловей на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой,
Есть и свет там, и покой!
5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).
– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания. (После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.) – Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.– Молодцы, справились все с заданием.
6. Списывание с доски.
– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?
Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.
7. Отгадывание загадок.
– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.
1. Угадайте, что за птица:Света яркого боится,Клюв крючком, глаза пятачком,Ушастая голова. Это … (сова)
2. Всюду я летаю,Все на свете знаю,Знаю каждый куст в лесу,Новость на хвосте несу. (Сорока)
3. И в море не купаются,И нет у них щетинки, А все же называютсяОни – морские … (свинки)
4. Дом охраняет всю ночь напролет – Чужой без хозяина в дом не войдет.В трудный поход её брать с собой можно,Друга вернее найти невозможно. (Собака)
5. Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней?Кто же это? … (соловей)
6. На шесте – дворец, Во дворце – певец,А зовут его … (скворец)
7. Летом в поле травку рвёт,А зимой в хлеву живет:Сена вволю ей даютДа ягнёнка в прибыль ждут.Не рогата, не бодлива,Беспокойна, боязлива.Шёрстку у неё стригут,Вяжут из неё и ткут. (Овца)
8. Кто всех пугается,Под кустом спасается,На зуб волку попадается? (Заяц)
9. Длинным клювом тонкимСхватит лягушонка.Капнет с клюва капляКто же это? (Цапля)
10. Квохчет, квохчет, кудахчетВсех детей собирает. (Курица)
– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.
8. Физминутка «Сова»
– День наступает, все оживает!(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками). – Ночь!(Все дети должны замереть в позе).
9. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.
Упражнение «Он – она».
– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она?(Писательница)
учитель – летчик – сварщик – работник – разведчик – художник – буфетчик – лыжник –мастер – садовник –
10. Работа над предложением. (На доске записано предложение)
Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.
– Прочитайте предложение. – Что делают дети? (Смеются)– Куда дети глядят? (В оконце)– А что они увидели в оконце? (Солнце)– Какое солнце увидели? (Ясное)– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)– Какие предлоги вы увидели? (В, на)– Как пишутся предлоги? (Отдельно)– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.– После какого слова ставится запятая? (смеются)– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса. – Еще раз – с закрытыми глазами.– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.– Прочитаем запись, сверяя с доской.
III. Итог занятия
– Какие звуки мы сегодня учились различать? – Дайте характеристику этим звукам.– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!