Проектная деятельность – эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №11









Проектная деятельность – эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка




учитель английского языка
Хонова Ольга Владимировна








Королев, 2012г.
Проектная деятельность – эффективное средство повышения мотивации учащихся на уроках иностранного языка

Взаимодействуя с детьми на протяжении своей педагогической деятельности, пришла к осознанию важности и необходимости целенаправленной работы по повышению мотивации учащихся на уроках, развитию их креативных способностей, эмоционально-образных представлений, расширению словарного запаса не только во время урока, но и вне его, в ходе которой учащиеся обучаются рациональным приёмам применения полученных знаний на практике, а также учатся самостоятельно добывать необходимые им знания. Концепция школы нацелена на формирование всесторонней интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией. Становление такой личности может происходить, если поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его субъектом деятельности учения, придать учебному процессу практическую и творческую направленность. Метод проектов, который рассматривается в данной работе, во многом помогает осуществлению данной задачи.
Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
потеря интереса учащихся к предмету, пассивность
использование языка в прямой функции – функции общения
формирование механизма самореализации личности
возможность интеграции знаний по предмету.
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, самих обучающихся и давали ясные ориентиры педагогам.
Традиционные цели образования были ориентированы на усвоение знаний, и знаниевая парадигма школьного образования была оправдана. Учитель выступал основным носителем общеобразовательных знаний. Сегодня мы живем в другое время, изменилась ситуация, школа перестает быть единственным источником и передатчиком знаний. Основным результатом образовательной деятельности современной школы должна стать не сама по себе система знаний, умений и навыков учащихся, а комплекс компетентностей в таких областях деятельности как интеллектуальная, гражданская, правовая, коммуникационная, информационная и т.п., чтобы выпускник школы мог всегда самостоятельно решать возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Обучение через деятельность ведет к овладению искусством коммуникации. Особую значимость в решении коммуникативных задач приобретает метод проектов. Интеграция знаний через творчество учащихся в процессе проектной деятельности позволяет успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку.
Использование метода проектов в учебной деятельности на уроках иностранного языка позволяет решить следующие задачи:
приобщение к культуре страны изучаемого языка;
реализация процесса своей собственной культурной идентификации, обретения чувства принадлежности к культуре своей страны, усвоения ее ценностей;
расширение и углубление своих интересов, лексического запаса, обнаружение определенных пробелов в тех или иных областях знаний, развитие языковой догадки, но, прежде всего, расширение знаний в различных областях науки;
обучение навыкам совместного труда в коллективе (воспитание терпимости к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы);
развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации.
Любой проект представляет собой законченный продукт в виде выставки, плаката, журнала, газеты, книги, радиопередачи, телепрограммы, фильма, компьютерной презентации.
Знания детей мной рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их памяти, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности к получению знаний.
Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, “Портфель ученика”, метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Использование метода проектов при обучении иностранному языку позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.
Новизна работы состоит в более четком определении каждого этапа работы на уроке или изучения темы, обеспечивающего формирование и повышение мотивации. Применяемая мной проектная технология для повышения мотивации в учебной деятельности состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свое место в структуре урока или системе уроков по теме:
Этап целеполагания.
Этап актуализации мотивов предыдущей деятельности.
Этап усиления возникшей мотивации.
Этап аргументированного выбора организационных форм работы.
Деятельностно-операционный этап.
Этап оценивания деятельности учащихся.
Этап рефлексии.
В процессе работы по данной технологии у ребят формируется четкий алгоритм действий, обеспечивающий положительный результат учебной деятельности, который они используют как на уроке, так и при самообразовании, а наличие положительного результата способствует формированию и повышению мотивации у учащихся, к саморазвитию и самосовершенствованию.
При работе над проектами важно учитывать следующие основные принципы деятельности:
Вариативность.
Вариативность деятельности на уроке предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Необходимы различные варианты тем и типов упражнений.
Решение проблем.
Процесс изучения языка осуществляется более эффективно, когда мы используем ИЯ для решения проблем. Проблема заставляет детей думать, а, думая, они учатся.
Когнитивный подход к грамматике.
Не все ученики легко усваивают правила или структуры. Можно предложить учащимся самим поработать над ними. Таким образом, у ребят исчезает страх перед грамматикой, и они лучше усваивают ее логическую систему. Но так как главная задача – научиться пользоваться ИЯ, школьникам предлагается множество возможностей применить пройденные грамматические структуры и явления.
Учение с увлечением.
Учащиеся много усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствие – это одно из главных условий эффективности обучения, поэтому важно включать в учебный процесс игры, шутки, загадки.
Личностный фактор.
Посредством проектной работы ребятам предоставляется много возможностей думать и говорить о себе, своей жизни, интересах и увлечениях и т.д.
Адаптация заданий.
Нельзя предлагать ученику задание, которое он не сможет выполнить. Задания должны соответствовать уровню, на котором находится обучаемый. Проектная работа может быть использована на любом уровне, в любом возрасте.
Таким образом, на основе всего изложенного можно утверждать, что проектная работа придает процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения. Она создает условия, в которых процесс обучения ИЯ по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
Организация учебно-воспитательного процесса на занятии
Организационная сторона обучения в проектной технологии складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:  – постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); – инструктаж о последовательности работы; – раздача дидактического материала по группам.
2. Работа в подгруппах: – знакомство с материалом, планирование работы в подгруппах; – распределение заданий внутри подгруппы; – индивидуальное выполнение задания; – обсуждение индивидуальных результатов работы в подгруппе; – обсуждение общего результата выполнения работы подгруппы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); – подведение итогов выполнения задания в подгруппе.
3. Заключительная часть: – сообщения о результатах работы в подгруппах; – анализ познавательной задачи, рефлексия; – общий вывод групповой работы при достижении поставленной задачи.
Функции учителя:
помогает ученикам в поиске нужных информационных источников;
сам является источником информации;
координирует весь процесс;
поощряет учеников;
поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Критерии оценивания
Традиционно оценивание осуществляется на основе двух подходов:
субъективного – оценка учителем “на глазок” выполненной учеником работы путем сравнения ее с неким умозрительным эталоном, содержащемся в голове учителя, а часто еще и “со скидкой” на личностные характеристики ученика (“он так хорошо занимался весь год..” / “он весь год не занимался”);
механистического – оценка определяется через число допущенных ошибок (в основном так оцениваются традиционные контрольные работы, диктанты и т.п.).
Оба варианта оценивания непригодны в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев (объективных показателей выраженности оцениваемого параметра, которые выявляются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата).
Оценка проекта является комплексной и состоит из двух блоков:
1. Оценка работы:
актуальность и новизна предлагаемых решений
объем разработок, количество и значимость работы
уровень самостоятельности
качество оформления результата
2. Оценка защиты:
качество доклада,
проявление глубины и широты знаний по данному предмету,
ответы на вопросы учащихся и учителя,
самооценка.
Баллы, оценки
 Качественный индикатор по показателю объекта

0 1 2 3 4
Не прослеживается Прослеживается с ошибками Прослеживается нечетко Четко прослеживается Прослеживается на творческом уровне

Т.е. максимальное количество баллов, которое может набрать ученик или группа учащихся, составляет 32 балла (не считая самооценку). Таким образом, оценке “5” соответствует 32–30 баллов, оценке “4” – 27–29 баллов, “3” – 24–26 баллов. Следует признать, что за выполнение проектной работы учителем крайне редко ставится оценка “3”, так как эта работа выполняется является творческой, и при желании учащегося он может доработать свои недочеты и пересдать свою работу.
Критерии оценивания учебных проектов при создании тематических презентаций.
Первым этапом при создании презентаций было ознакомление с назначением и возможностями пакета Power Point и просмотр готовых презентаций.
На втором этапе решили вопрос. Все ли компьютерные презентации одинаковы по своему назначению? Нет. И перед тем как создавать презентации мы с ребятами решили четко сформулировать критерии для оценивания их проектов.
К первой группе отнесли рекламные презентации, они должны привлечь внимание, объём информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический.
Вторая группа – обучающие презентации, которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём может быть большой, должна быть возможность выборочного просмотра, т.е. надо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссылки), мультипликация по необходимости.
Третью группу – составляют демонстрационные презентации, сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Самое основное, что следует помнить, такие презентации будут просматриваться с большого расстояния, поэтому объекты должны быть крупные, четкие, шрифт крупный, читаемый, лучше с одинаковой толщиной линий.
И так, основное назначение компьютерных презентаций сделать информацию более доступной, наглядной, легко усваиваемой. Из этого и вытекают основные, общие для всех видов презентаций требования к оформлению:
гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),
единый стиль слайдов,
наглядность шрифта,
размещение и комплектование объектов,
использование и уместность мультимедийных эффектов,
удобство навигации и временных параметров;
к содержанию: значимость, актуальность и полнота освещения темы, логичность изложения. Кроме этих требований надо учитывать особенности каждой группы презентаций: первая – должна завладеть вниманием, вторая – должна быть с удобной навигацией и доступна по содержанию; третья – доступна для просмотра с большого расстояния, должна отражать самую важную информацию.
Критерии предлагаются ученику перед началом работы. Более того, учащиеся активно обсуждают с учителем критерии, вносят поправки и по формулировкам, и по стоимости критериев в технических баллах. Такая ситуация “общественного договора” – одна из самых ценных в критериальном оценивании, она значительно снижает стрессогенность ситуации оценивания. Кроме того, критериальное оценивание, формируя внутренний эталон работы, способствует развитию адекватной самооценки.
Дети имеют богатый словарный запас, качественно выполняют грамматические упражнения, мотивированы на самостоятельное добывание знаний, умеют синтезировать и обобщать полученные знания.
Данная система работы требует высокой профессиональной подготовки учителя, умения владеть методической подачей материала, требует упорной, кропотливой и тщательной подготовки к занятиям с детьми.
Данная разработка может быть полезна для всех учителей, занимающихся проблемой повышения мотивации в учебной деятельности. Эту технологию можно использовать как на отдельно взятом уроке, так и в рамках темы (системы уроков).

Литература:
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык – М: АРКТИ, 2002.
Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка – М: Дрофа, 2004.
Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ, 2001, № 2, 3.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования// 2000.
Зимняя И.А. Педагогическая психология http://www.myword.ru