Конспект урока на тему Овощи, ягоды и фрукты — витаминные продукты
Урок «Разговор о правильном питании»
Тема: Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.
Продолжительность – 1 урок (40 минут)
Класс: 4 класс
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Форма урока: виртуальная экскурсия «Огород».
Технологии:
Образовательные:
технология коллективной мыслительной деятельности;
здоровьесберегающая технология;
игровая технология;
Педагогические:
личностно-ориентированное обучение;
коммуникативные технологии;
Информационные технологии:
мультимедиа технология.
Цель: обобщение знаний детей о многообразии овощей, ягод и фруктов, их значении для организма.
Задачи:
Образовательная: систематизировать и расширять знания детей об овощах, ягодах и фруктах, их разнообразии; раскрыть их значение для человека. Дать представление об ассортименте блюд, которые могут быть приготовлены из растительной пищи.
Коррекционно-развивающая: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, восприятия; обогащать активный словарь.
Воспитательная: прививать интерес к изучаемому предмету, воспитывать культуру учебного труда; сохранение и укрепление здоровья с помощью овощей, ягод и фруктов.
Оборудование: шапочки, муляжи овощей, фруктов, костюмы врача, деда, бабки, конверты с предметными картинками фруктов и овощей, презентация учителя «Огород», проектор, экран, компьютер, рабочие тетради для школьников «Разговор о правильном питании» под редакцией М.Безруких, Т. Филипповой.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие детей. Представление гостей.
Учитель. На сегодня наш урок
Обещает быть не плох.
Мы расскажем обо всем,
На экскурсию пойдем.
А девиз у нас таков:
«Крепким будь и будь здоров»!
(1 слайд презентации). Учитель. Вы, ребята, догадались, куда мы с вами пойдем на экскурсию? Конечно же в сад-огород. В ходе нашей экскурсии мы должны будем ответить на множество интересных вопросов, узнать много нового. И для этого мы будем на уроке внимательными, активными, слушать учителя и своих одноклассников. (2 слайд). Тема нашего путешествия «Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты». Мы будем говорить об овощах и фруктах и их пользе для человека.
Но сначала послушайте и посмотрите одну историю. (3 слайд. Домик в деревне).
II. Актуализация знаний обучающихся.
1. (Инсценировка). Жили-были дед да баба. Приехал к ним из города внучек Васенька.
Бабушка. (В роли бабушки учитель. Надевает платок). Что ты, внучек мой, побледнел? А? Иль головка у тебя заболела? Вот тебе, внучек, гречневая каша с молоком.
Внук. (Саша Румянцев). Не хочу.
Баба. Вот из морковки салат.
Внук. Не буду.
Баба. Попробуй яблоко.
Внук. Ну, только кусну разок.
Баба. Вот беда, не нравится Васеньке здоровая еда. Ничего не хочет Васенька. От витаминов отказывается. А это все на здоровье сказывается.
Учитель. Услышал дед те разговоры. А он проработал всю жизнь на скорой.
Баба. Осмотри ты Васеньку внимательно. И поставь диагноз обязательно. Ну а я его потом полечу.
Внук. Я таблеток не хочу.
Дед. (Данил Першаков). Надо кушать витамины обязательно,
Будешь выглядеть тогда привлекательно,
И не надо обращаться к врачу.
Внук. Витаминчиков хочу.
Дед. Пища должна быть разнообразной. В каждом продукте есть полезные вещества: белки, жиры, углеводы и, конечно витамины.
Внук. А в пирожном, мороженом, шоколаде и лимонаде полезных веществ наверно миллионы, потому что они такие вкусные.
Дед. Нет. Всего полезней овощи, фрукты, каши, зелень и морепродукты.
Внук. Фу, зачем они мне нужны? Неужели они так важны?
Дед. Скажет тебе даже мышка-норушка, что здоровье важно, оно не игрушка. Надо больше есть фруктов и овощей, чтобы стать крепче и сильней. Пойдем-ка, внучек в наш сад-огород, где лекарство на грядке растет.
III. Систематизация знаний.
1. Учитель. (Обращаясь к детям). А мы, ребята, разгадав кроссворд, узнаем, какое лекарство растет у деда в огороде. (3 слайд. На фоне огорода всплывает кроссворд.)
По вертикали:
1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков ..(горох)
2. Сарафан на сарафан, платьице на платьице. А как станешь раздевать, досыта наплачешься .. (лук)
3. Бордовые, пузатые, как бочки, сидят в земле поодиночке .. (Свекла)
4. Летом в огороде свежие, зеленые, а зимою в бочке желтые, соленые .. (огурцы)
6. Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла. Ты посоли ее немножко, ведь, правда, вкусная . (картошка)
По горизонтали:
5. Красный нос в землю врос, а зеленый хвост снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос .. (морковь)
7. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я - . (капуста)
2
1
3
6
5
4
7
Учитель. (Вывод). Как назвать все эти отгадки одним словом? (Овощи). А какие овощи вы еще знаете? (Дети называют. На 4 слайде изображение нашей школьной теплицы). Что это за сооружение? Какие витамины наши ребята выращивают в школьной теплице? (Редис, лук, салат, помидоры, щавель, петрушка). Все это появляется на слайде.
Работа с карточками. (У детей конверты с буквами). Ребята, у вас конверты с буквами. Составьте из них слова и вы узнаете, что еще можно выращивать в саду-огороде.
л, о, я, к, о, б ш, а, г, р, у л, с, а, в, и
Дети составляют слова, читают их вслух. На 5 слайде появляются картинки с этими предметами.
(Вывод). Как назвать все эти предметы одним словом? (Фрукты). Какие еще фрукты вы знаете? (Если дети назовут такие фрукты, как банан, апельсин, киви, то спросить, можно ли их вырастить у нас на севере. А где они растут?)
IV. Физкультминутка 1 «Овощи».
В огород пойдем, Маршировать на месте.
Урожай соберем. Идти по кругу, взявшись за руки.
Мы морковки натаскаем
И картошки накопаем.
Срежем мы кочан капусты Имитировать, как срезают, таскают, копают.
Круглый, сочный,
Очень вкусный. Показать руками.
Щавеля нарвем немножко "Рвут".
И вернемся по дорожке. Идти по кругу, взявшись за руки.
V. Работа в рабочей тетради. (Стр. 60, 61.)
Соединить стрелками загадки с рисунками на стр. 60. (Сначала дети соединяют загадку с ягодой, читают вслух. На 6 слайде появляется такая же картинка, как в тетради).
(Вывод). Как назвать все эти предметы? (Ягоды. Какие еще ягоды вы знаете?)
Аналогичная работа на стр. 61. (Овощи).
VI. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».
Мы делили апельсин. Дети выполняют упражнения Шарик.
Много нас, а он один. Сжимают и разжимают кулачки, а затем
Показывают один указательный палец.
Эта долька - для ежа, Выполняют упражнение Ёжик.
Эта долька – для чижа, Выполняют упражнение Птичка.
Эта долька - для утят, Выполняют упражнение Гусь (утка).
Эта долька – для котят, Выполняют упражнение Кошка.
Эта долька – для бобра, Сплетают и разъединяют пальцы рук.
А для волка – кожура. Разводят руки в стороны.
Он сердит на нас, беда, Подносят ладони к щекам и качают головой.
Разбегайся, кто куда! Разбегаются в разные стороны.
Учитель. Вы, ребята, уже знаете, что одни продукты можно и нужно употреблять каждый день, другие в небольшом количестве, а третьи не следует есть вообще. Давайте вернемся в наш сад-огород. Расскажите, какие же продукты самые важные и нужные.
VII. Обобщение. Инсценировка.
(7 слайд.)
Дед: Мы стоим на огороде, Удивляемся природе. Вот салат, а здесь укроп. Там морковь у нас растет. Баба. А в саду ли в огороде в витаминном хороводе овощи и фрукты. (Выходит дети в шапочках). Морковь: (Майя Брагина)Я морковка всем на диво: И румяна и красива. Про меня рассказ недлинный. Кто не знает витамины? Содержу я витамин Очень нужный каротин. Пей всегда морковный сок и грызи морковку – Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким! Помидор: (Данил И.)Не болтай, морковка, вздор. Помолчи немного! Самый вкусный и приятный Уж, конечно, сок томатный! Я на свете всех вкуснее, Всех круглее и краснее Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете. Свекла: (Вова С.)Дай сказать хоть слово мне, Выслушай сначала: Свеклу надо для борща И для винегрета. Кушай сам и угощай- Лучше свеклы нету! Будешь свеколкой питаться, Кровь вся будет очищаться! Капуста: (Сергей Е.)Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи! А какие вкусные Пирожки капустные! Зайчики – плутишки Любят кочерыжки. Огурец: (Саша Ц.)Я огурчик наливной. Кто полакомится мной? Очень будете довольны, Съев огурчик малосольный! Редиска: (Регина К.)Я - румяная редиска. Поклонюсь вам низко – низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем! Чеснок: (Дима Х.)А я – братец чесночок, чесночок, Всех микробов убиваю, Вас от хвори защищаю. Лук: (Алеша Е.)Я сердитый лук, ребята, Витаминами богатый, Хоть и слезы вызываю, Но от гриппа защищаю. Я – приправа в каждом блюде И всегда полезен людям. Картошка: Я, картошка, так скромна, Слова не сказала, Но картошка всем нужна: И большим, и малым. Нет обеда без картошки – Ни жаркого, ни окрошки. Все картошку уважают. Кто из вас, меня не знает?
Дед: Чтоб здоровым, сильным быть, Нужно овощи, фрукты любить Все без исключенья! В этом нет сомненья. В каждом польза есть и вкус, И решать я не берусь, Кто из них вкуснее, И кто из них нужнее.Внук: Вот это, да! А я - то, думал, что должна быть лишь вкусной еда. Учитель. Так подружился внук с фруктами, ягодами и овощами. Здоровым растет и умным самым. Ест каши, салаты и нос не воротит. Лучший в учебе и первый в спорте.
VIII. Физкультминутка 2 «Фрукты».
Будем мы варить компот. Маршировать на месте.
Фруктов нужно много. Вот. Показать руками - "много".
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок. Имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок.
Варим, варим мы компот, Повернуться вокруг себя.
Угостим честной народ. Хлопать в ладоши.
IX. Игра «Угадай на вкус».
(Учащимся завязывают глаза, дети пробуют продукт и называют его. Канапе.)
X. Итог. (8 слайд).
Учитель:Вы полезные для роста, Для ума и зрения. С вами быть здоровым просто, Наберись терпения. Будем мы вас поливать, Рыхлить землю, удобрять. Предпочтем конфетам овощи и фрукты,
Для здоровья очень важные продукты.
Ребята, мы с вами смогли сегодня доказать, что овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты.