Разработка открытого урока по биологии в 6 классе на тему: Распространение плодов и семян

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА
«УЧИТЕЛЬ ГОДА - 2009» КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РТ
__________________________________________________________________
Урок-путешествие по биологии в 6 классе на тему:
"Распространение плодов и семян"
Цели урока:
Создать условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний о приспособленности растений к распространению плодов и семян в природе и ее относительности;
Познакомить учащихся с биологическим значением и различными способами распространения плодов и семян;
Продолжить формирование умений работать с натуральными объектами и наглядными пособиями, сравнивать их, обобщать, делать выводы, объективно оценивать свои знания;
Воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результаты своего труда;
Оборудование:
Электронные таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, видеоролики “Способы распространения плодов и семян”,
коллекции натуральных плодов и семян по каждому способу их распространения, рабочая тетрадь по данной теме,
ПК,
Презентация Power Point к уроку,
мультимедийный проектор,
колонки для прослушивания музыки для релаксации.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная,
индивидуальная,
групповая.
Подготовительная работа (за 1-2 дня до урока):
Сформировать рабочие группы.
Выбрать учеников-консультантов.
Выявить их уровень подготовленности.
Разъяснить их роль на предстоящем уроке
План урока (40мин.):
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Проверка знаний (5 мин.)
Ответить на вопросы
Заполнение рабочей тетради.
3. Изучение нового материала (20 мин.)
Вступительное слово учителя.
Мотивация и целеполагание.
Работа в группах.
Отчёт каждой группы по плану.
Заполнение обобщающей таблицы и формулирование вывода.
4.Закрепление и применение ЗУН (10 мин.) .
5.Подведение итогов и задание на дом (3 мин.)
Ход урока:
1.Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.
- Добрый день дорогие друзья! Я рад видеть вас сегодня на уроке. Урок сегодня у нас необычный. Уважаемые ребята я приглашаю вас на увлекательное путешествие в загадочный и интересный мир растений. У вас на столах лежат газетные панамы путешественников. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем наш урок.
2. Проверка знаний.
а) – Перед совершением путешествия проведём небольшую проверочную работу: ответить на вопросы (Слайд).
И пусть слова Конфуция “Достаточно, чтобы слова выражали смысл” стимулируют работу ваших мыслей.
б) Самоконтроль (Слайд)
- Полученные результаты сверим с ответами на слайде.
в) Заполнение рабочей тетради.
3.Изучение нового материала.
а) Вступительное слово учителя:
- Плоды являются конечным этапом развития цветка, как генеративного органа. По образному выражению американского ботаника А.Имса, плод-это “зрелый цветок”. На нашей планете огромное разнообразие плодов и они являются результатом длительной эволюции. Тема нашего урока “Распространение плодов и семян”.
в) Мотивация и целеполагание.
-Учитель:
Известно, что
редька полевая ежегодно образует 160 семян.
незабудка средняя – 700 семян
фиалка трехцветная – 2500 семян
одуванчик лекарственный – 5 000 семян
мак самосейка – 20000 семян
тополь черный – 28000000 семян
Формулирование учащимися цели урока: изучить приспособление растений к распространению плодов и семян в природе.
Способы распространения плодов и семян (просмотр видеороликов)
Распространение саморазбрасыванием: бешеный огурец и недотрога.
Комментарии к видеоролику: Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или к человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. Кажется, будто бешеный огурец стреляет своими семенами. Не менее интересна недотрога обыкновенная. Плод недотроги длинный зеленый стручок, состоит из 5 плодолистиков. Когда они созревают, слой крупных клеток, находящихся непосредственно под кожицей, сильно набухает и оказывается в напряженном состоянии. Одновременно происходит ослабление связи между плодолистиками по линии их сочленения из-за разрушения веществ, склеивающих клетки друг с другом. Стоит слегка прикоснуться к плоду недотроги, как связь между плодолистиками нарушается, они быстро закручиваются внутрь
Распространение через внешние агенты: ветром (перекати-поле и семя лианы)
Распространение водой (кокосовая пальма);
Комментарии: Рекордсменами по дальности водных путешествий можно считать плоды кокосовой пальмы кокосовые орехи. Кокосовая пальма растет на побережьях тропических морей, на островах и атоллах. Её высокие гладкие стволы обычно наклонены в сторону моря. Плоды пальмы волокнистые костянки массой 1,52 кг. Содержимое незрелой костянки сначала совсем жидкое знаменитое кокосовое молоко, загустевает по мере созревания. Созревшие и упавшие в море орехи подхватываются волнами и морскими течениями и разносятся 110 близлежащим островам. Проросшие кокосовые орехи находили на островах, удаленных на 4800 км от места их созревании, даже после 100 дней плавания по морским волнам эти плоды не теряют всхожести. Попав на берег, часть плодов оказываются в условиях, не очень подходящих для роста растения, на голом песке. Помогает пальме выжить в этих условиях большой запас питательных веществ, содержащихся в плоде.
Распространение при помощи насекомых, животных, птиц и человека.
Комментарии: (муравьи) Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно. Не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки. Вероятно, многим приходилось встречать обильные заросли чистотела возле муравейников. У этого растения листья светло – зелёные, нежные, глубоко – перистораздельные. К верхушке стебля листья мельче, чем нижние. Стебель покрыт редкими торчащими волосками и имеет золотистого цвета сок, которым в народной медицине выводят бородавки. Но муравьёв в этом лекарственном растении привлекает не нежность листвы, не золотистые цветки, не плоды в виде длинных стручковых коробочек, а семена с придатками. Придаток, имеющийся на поверхности семени чистотела, содержит масла – лакомство для муравьёв.
Комментарии: (животные – лопух или репейник) - Репейник, он же лопух, мог бы обидеться на людей. «Пристал, как репейник», - «Вот лопух!», но репейник не обижается. Тем более что он изрядно преуспел в жизни. Под натиском человека репейник только говорит человеку спасибо. Ведь это его, лопуха, корзинки с плодами крепко держаться за одежду человека – куда человек, туда и они! Оттого – то и растёт лопух повсюду. Выйди из дома, оглянись. И наверняка увидишь, где-нибудь поблизости большие листья этого умеющего приспосабливаться растения.
Комментарии: Осенью дрозды и свиристели склевывают сочные плоды ягоды рябины. Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте. Птицы рассеивают их с пометом. Сочные плоды, предназначенные для привлечения животных-распространителей, часто ярко окрашены (клюква, черника и другие).
в) Работа в группах.
- Эти знания вы получите самостоятельно, выполняя задания в рабочих тетрадях.
Высказывание Цицерона “Практика – лучший учитель” будет вам напутствием перед выполнением этой работы.
Учащиеся внимательно читают задание №3 в рабочих тетрадях и приступают к исследованию. Парам предоставляются плоды и семена (натуральные и муляжи). Учитель в роли консультанта следит за выполнением задания, корректирует работу групп.
Инструктивная карточка.
Рассмотрите предложенные вам плоды и семена.
Определите тип плода у нескольких растений по вашему выбору.
Впишите названия этих растений в таблицу и составьте характеристику этих плодов.
Определите, какие приспособления к распространению имеются у плодов и семян этих растений.
Установите, какими способами распространяются плоды и семена предложенных группе растений, и впишите эти способы в таблицу.
Определите, какие приспособления имеются у этих семян к данному способу распространения. Сведения занесите в таблицу.
Подготовьте выступление одного участника от группы по плану: а) способ распространения плодов и семян изученных растений; б) примеры растений и приспособлений их плодов и семян к распространению.
Названия растения
Тип плода
Плод
Способ распространения
Приспособления к распространению



Простой или сложный
Сочный или сухой
Количество семян



г) Заслушиваются и рецензируются ответы учащихся по плану, уточняются и дополняются, если это необходимо.
е) Вопросы учителя к классу и формулирование учащимися первого вывода:
-Какими способами распространяются плоды и семена?
-Какие приспособления возникли у плодов и семян в связи с различными способами распространения?
- Какое значение имеет распространение семян?
Формулирование первого вывода: плоды и семена имеют приспособления для распространения в природе различными способами: ветром, водой, саморазбрасыванием, животными и человеком (активно и пассивно).
Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд)
Релаксация
Прошу всех закрыть глаза. (Включается музыка ветра).
- Дорогие друзья, мысленно переходим в летнюю, солнечную поляну. Там очень тепло и светло, Дует летний ветерок. Мысленно оглянитесь в назад. Там вы увидели небольшой, но очень красивый замок. Вы подходите, и врата замка открываются. Вы попали в мир цветов, вам улыбаются прекрасные ромашки, гвоздики, пионы, и королева цветов – алая роза. Каждый из вас выберите из всех цветов – только один понравивший вам. Оставьте внутри себя только самые добрые и светлые впечатления о вашем цветке. Вдруг с небес начинают падать белые пушистые снежинки – это тополиный пух. Вам становится свежее и прохладнее. Жаль, что замок может принять гостей всего лишь 5 минут. Давайте все дружно выйдем из замка. Закроем дверь. И возвращаемся к нашему уроку.
4. Закрепление и применение ЗУН.
а) Учащиеся вызываются к доске и выполняют задание «Верно-неверно».
Учащиеся называют растения, которые распространяются несколькими способами.
Но большинство растений приспособлено к распространению плодов и семян только одним способом.
б) Беседа по вопросам и формулирование второго вывода: в процессе эволюции под действием естественного отбора у растений выработались приспособления для распространения плодов и семян определённым способом в конкретных условиях среды, такая приспособленность называется относительной.
Учащиеся записывают вывод в тетрадь. (Слайд)
5. Подведение итогов урока.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
-Достигнута ли цель урока?
- Что мы для этого делали?
- Что у нас получилось хорошо?
-Что нам пока не удаётся?
-Как оценивают свою работу группы?
-Оценивание учителем.
Домашнее задание (Слайд №16):
Читать § 31 стр. с 147 – 151;
Написать к каждому типу распространения по одному примеру;
Мини – сочинение или сказка «Путешествие одного семени».
Желаю удачи!
Учитель биологии Лопсан С.М.
Приложение №1 «Загадки для тех, кто работали менее активно»
Загадка №1
Я на розу так похож, Разве, что не так хорош. Но зато мои плоды Всем пригодны для еды. (Шиповник.)
Загадка №2
Он совсем не хрупкий, Спрятался в скорлупке. Заглянешь в середину – Увидишь сердцевину. Из плодов он тверже всех Называется(Орех.)
Загадка №3
С колпачком на голове, Будто в путь готовый, Он скрывается в листве Дуба золотого. (Желудь.)
Загадка для 4-го звена
Подмигнет тебе украдкой Из травы фонарик сладкий. (Земляника.)








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115