Разработка открытого урока по биологии в 6 классе на тему: Цветок


Муниципальный этап Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Учитель года - 2012» Каа-Хемского района Республики Тыва
Открытый урок
по биологии в 6 классе на тему:
«Цветок в моей душе»
Дата проведения: 16 февраля 2012 года.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок нравственности.
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как генеративном органе покрытосеменных растений, познакомить учащихся со строением цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об однополых и обоеполых цветках.
Задачи:
Образовательная: углубить у учащихся знания о строении цветка путем использования компьютерных технологий, сформировать понятие, что цветок – это орган размножения;
Развивающая: развивать практические навыки по распознаванию цветков различных растений, творчески-познавательную активность;Воспитательная: воспитать бережное отношение к растениям, способствовать формированию нравственного воспитания учащихся.
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-коммуникативный.
Оборудования: модели разных цветов, живые цветы, компьютер, проектор, экран и колонки.
Ход урока:
Организационный момент;
Актуализация знаний;
Разгрузочная релаксация;
Закрепление;
Подведение итогов, домашнее задание.
Рефлексия;
Организационный момент
- Здравствуйте ребята! Сядьте удобнее и приступаем к нашему уроку. Меня зовут Сергей Михайлович Лопсан я приехал к вам из села Бурен-Хем чтобы провести вам интересный и познавательный урок. Сегодня мы на уроке будем рассуждать, анализировать, исследовать и сравнивать.
- Итак, девиз нашего урока (слайд №2):
Цветы как люди на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая.
Они цветут сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.
Актуализация знаний
- Ребята скажите, пожалуйста, растений самый яркий красивый орган какой вы считаете? (Ответ: цветок)
- А сейчас скажите, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «цветы», или когда вам, вашим близким их дарят?
- Да ребята, цветы вызывают в человеке такие чувства как радость, восхищение, восторг, потому что они красивые, нежные, хрупкие. Цветы – это чудо природы. Даря друг другу цветы, люди выражают свои чувства: любовь, уважение, признательность, почтение.
Цветы всегда вдохновляли художников, музыкантов. Проникновенно писали о цветах и поэты:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь, поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый, то золотой!
Итак, ребята, давайте поближе познакомимся с понятием «цветок» и его строением.
(Рассказ учителя)
Цветок - это видоизмененный укороченный побег, генеративный орган растения, необходимый для размножения. Цветок развивается из почки. В цветке происходит опыление, развитие зародыша, образование плода с семенами.
(Слайд №3,4,5)
Тычинки и пестик – главные части цветка. Тычиночная нить – удерживает пыльник на определенную высоту. Обратите внимание дети, на разные формы пыльцов и определенные приспособления. Пестик состоит из рыльца, оно приспособлено для удержания на нем пыльцы. Столбик служит для поднятия рыльца на определенную высоту. Внутри завязи находятся семязачатки и. Из семязачатков после опыления и оплодотворения образуются семена, а из завязи плод.
Лепестки образуют венчик. Чашелистики образуют чашечку. Основание чашелистиков образуют цветоложе.
(Слайд №6)
Для краткости обозначения всех характеристик цветов их принято записывать в виде формулы.
(Слайд №7)
В цветках большинства растений имеются и тычинки и пестик, такие цветки называют обоеполыми. Есть цветки, которые имеют только тычинки, их называют тычиночными или мужскими. А если в цветке есть только пестик, их называют пестичными или женскими.
(Слайд №8)
Ребята отгадайте загадку, чей это цветок:
Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна из далека (ответ: яблоко)
Цветок-крылатка,
А плод – лопатка
Плод зелён и молод,
Но сладок как солод (ответ: горох)
У мамки дочки –
На шнурочке (ответ: земляника)
Разгрузочная релаксация
(Слайд№9)
А теперь ребята я приглашаю вас окунуться в прекрасный мир цветов и немножко отдохнуть.
(Музыка для релаксации)
Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание размеренное и спокойное, покой- покой – покой. Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает частичками «добрая» энергия. Чистая, светлая, добрая. С каждым вдохом её больше, энергия клубок жёлтых ниток. Почувствуйте её тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, это лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох – выдох. Концентрируйтесь на выдохе.
А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Вслушайтесь. Что за звуки? Почувствуйте запах. Что это за запах? Цветы, какие они – цвет, форма, большие, маленькие, какой запах? Идите – идите по цветочной поляне. Под ногами – трава. Запах, цветы, ветерок. Что за аромат и свежесть? Вы чувствуете каждый цветок на поляне. Эти цветы дарят вам нежность, любовь, заботу. Вы становитесь всё красивее, увереннее как эти цветы. Вы стали умными, уверенными, обаятельными, привлекательными и красивыми. А теперь на счет три каждый откроет глаза. Раз, два, три – открыли глаза.
К сегодняшнему уроку ребята, я приготовил волшебный напиток из лепестков суданской розы, чай «каркаде». Он тонизирует ваш организм, и поднимает настроение! Приятного чаепития!
Закрепление
(Слайд№10)
А теперь давайте повторим то, что мы изучали на сегодняшнем уроке:
Выберите к каждому приведенному растению нужные характеристики.
Растение Рожь Земляника Черемуха Шиповник Одуванчик Подснежник
Цветение 3 3 2 3 2 1
Цветение:
происходит ранней весной;
происходит в конце весны;
происходит летом.
Подведение итогов, домашнее задание
Каждый из вас ребята во время релаксации выбрал один цветок, который вам нравится. У вас на столах лежат бумажные аппликации «Цветки качества». У цветков имеются пустые лепестки. Задание Вам такое: вы должны написать те качества, которые вы считаете в себе положительными. (На примере: любовь, ум, смелость, веселье, внимание, ласка, справедливость, дружба и т.п.)Те, которые закончили, теперь подарите свои «Цветки качества» своему соседу по парте выражая те качества, которые вы написали в лепестках.
Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, радуют на праздниках, приходят в памятные дни. И дома и в школе, весной и в лютый мороз, жарким летом и осенью цветы радуют нас, согревая при этом наши души, без их красоты беднее жизнь. С сегодняшнего дня Вам такое задание: любить, уважать, ухаживать и охранять цветы. «Цветы – удивительное лекарство для души». И напоследок я прочту вам следующее:
Растение необходимо охранять
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок.
Если все – и я, и ты, дружно соберем цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты.
Запишите домашнее задание в рабочих тетрадях
Повторять тему;
Написать мини-сочинение на тему: «Цветок моей души»;
Творческая работа: «Цветочек маме» к Международному женскому Дню.
Рефлексия
Ребята, перед вами большой цветочек - «Цветок настроения». В стенде имеется карман с лепестками. Возьмите лепесток и прикрепите на смайлик, который вам по душе.
Спасибо за внимание, на этом урок закончен!!!
Урок разработал учитель биологии Лопсан С.М.