Разработка урока по русскому языку на тему Дополнение
Тема: Дополнение – существительное в предложном падеже.
Цель: 1) познакомить учащихся с особенностями употребления и правописания существительных в предложном падеже с предлогом о, выступающих в предложении в роли дополнения ; 2) развивать речь учащихся, логическое мышление;
3 ) Воспитание интереса к чтению книг.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность: ноутбук, карточки, стикеры, лист оценивания.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Игра «Приветствие» Играет музыка, у учителя три цвета ладони (синий, оранжевый и зеленый цвет). Учитель поочередно поднимает ладони, при ладони синего цвета – учащиеся приветствуют друг друга пожатием руки, при оранжевом – обнимаются, при зеленом – спинами.- Вот уже несколько уроков подряд мы с вами изучаем падежи. Посмотрите на экран.
Что вы заметили? (вопросы и вспомогательные слова перепутаны)
И.п. нет кто? что?
Р.п. дать кому? чему?
Д.п. есть кого? что?
В.п. вижу кого? чего?
Т.п. доволен кем? чем?
- Нужно навести порядок.
- Вы наверное заметили, что какого-то падежа нет. (Предложный падеж)
- Тема нашего урока предложный падеж. Предложный падеж назван так Ломоносовым. Он очень часто встречается в речи, по употребляемости он на втором месте после И.п.
- А почему предложный падеж получил такое название? (без предлогов не употребляется)
- Что мы должны о нём узнать на сегодняшнем уроке? (узнать о предложном падеже вопросы, предлоги, чем является в предложении)
- А может вы знаете ответ хотя бы на один вопрос?
- Итак, ребята, начинается самое трудное на нашем уроке – исследование предложного падежа.
III. Исследовательская работа
1. Роль в предложении.
- Предположите, какими членами предложения могут быть имена существительные в П.п.?
- Сейчас докажем.
- Составьте два предложения. (слайд)
Дедушка, в воздухе, рассказывал, листочки, о внуке, кружились.
- Определите падеж имён существительных.
- Разбор 1 предложения по членам предложения и по частям речи.
Дедушка рассказывал о внуке.
- Разбор 2 предложения по членам предложения и по частям речи.
В воздухе кружились листочки.
- Сделайте вывод. (Если сущ. в П.п. отвечает на вопросы о ком?, о чём?, то в предложении является дополнением. Если сущ. в П.п. отвечает на вопрос ГДЕ?, то – обстоятельством.) III. Объяснение новой темы.
Чтение текста на стр.174 .
Словарная работа.
Ответить на вопросы.
- Когда произошло знакомство с писателем Андерсеном?
- Что мальчик увидел в книге, которую подарила мама?
- О чем прочитал мальчик в сказках?
Учащиеся приходят к выводу, что дополнение в каждом предложении отвечают на вопрос о ком? О чем?, выражено существительным в предложном падеже и относится к глаголу-сказуемому.
Беседа по вопросам:
- С каким предлогом употреблены существительные в предложном падеже?
- Какие предлоги употребляются в предложном падеже?
Запомните, что существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами.
IV. Закрепление новой темы.
Ребята, перед вами текст,на них записано задание.
Я скучаю Что ж, я лучше помечтаю Очень я люблю мечтать! Вот бы мне царевной стать! Я мечтаю о …… корона
Буду с ней сидеть на ….. трон
Я мечтаю о …… слон
Чтоб кататься при …. луна
Я мечтаю о … серёжки
Вечерами в …. полутьма
Я мечтаю об …. орёл
Буду с ним летать на …. воля
Буду я учиться в …. школа
Ой, мечтаю я уже О ……падеже. предложный
- Назовите слова с предлогом.
- Назовите предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже.
- Сделайте вывод о предлогах О, ОБ.
1) Выполнить упр.2 на стр.175
Задание: напишите ответы на вопросы, используя слова, которые даны справа. Обозначьте окончания существительных в предложном падеже, подчеркните дополнения.
Физминутка
2) Работа по карточкам.
Задание: спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов.
Учитель беседовал с ребятами о книге и её авторе.
Родину-мать учись защищать.
Герой думает в бою не о смерти, а о победе.
3) Составления проекта по теме «Главные и второстепенные члены предложения».
С последующей защитой проекта.
4) Творческое задание.
Обращаясь к зимней теме, художники старались найти подходящие оттенки цветов, чтобы картина была более выразительной. А писатели и поэты – нужные слова, чтобы передать читателям свои чувства. Давайте и мы сейчас попытаемся составить к картине нужные предложения. К словам левого столбика подберите слова из правого столбика.
- Из каких членов состоят получившиеся предложения?
- Как называются такие предложения?
- Чтобы распространить, что для этого надо сделать?
Составить распространенные предложения с получившимися словосочетаниями.
V. Подведение итогов урока.
Составление кластера «Дополнение»
Что называется дополнением?
Чем могут выражаться дополнения в предложении?
На какие вопросы отвечают дополнения?
VI. Домашнее задание Упр.3 на стр.176
VII. Выставление оценок.
Рефлексия
- Ребята, я хочу узнать, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Перед вами лежат квадраты. Покажите
КРАСНЫЙ – не усвоил материал урока
ЖЁЛТЫЙ – я понял материал
ЗЕЛЁНЫЙ – понял, могу объяснить и привести примеры.