Внеурочная деятельность учащихся как форма развития познавательного процесса на уроках черчения.
Внеурочная деятельность учащихся как форма развития познавательного процесса на уроках черчения.
Крылова Лия Афанасьевна- учитель ИЗО, черчения и технологии МОБУ "Физико-технический лицей им. В.П. Ларионова" г. Якутск.
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Это закономерно.
Одной из форм общественной направленности личности является интерес. По определению, данному в энциклопедическом словаре, интерес становится « реальной причиной социальных действий, лежащей в основе непосредственных побуждений- мотивов, идей т.п.- участвующих в них индивидов, социальных групп, классов».
Беда современной школы-- потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления не однозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом (в случае с черчением наоборот слишком малое количество часов), и не совершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходимо собственная познавательная деятельность. Активизация её- важнейшая задача учителя.
Сокращенное количество часов, отводимых на курс черчения, ставит перед учителями задачу повышения эффективности уроков, более широкого применения современных форм учебной работы, широкого спектра внеклассной работы.
Задача актуальна тем, что практически весь комплекс знаний и умений по предмету школьники должны получить в процессе занятий на уроках.
Новизна и практическая значимость данной работы состоит в побуждении познавательного интереса, обостряющего эмоционально мыслительные процессы. Она может служит своеобразным трамплином к углубленной познавательной деятельности.
Черчение в школе является той учебной дисциплиной, при изучении которой учащиеся овладевают процессами оперирования различными видами графических изображений и графической деятельности.
Через практическую деятельность реализуется одновременно такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, представление, мышление и др.
При построении чертежа эти процессы к тому же сочетаются и координируются с кинестезическими и моторными функциями рук, что является, согласно данным психологии, важнейшим условием дифференцировки пространственных отношений объектов.
В связи с этим школьный графический компонент образования может обеспечивать связь обучения предмета черчение с предметами геометрия и технология.
Одной задач обучения черчению в школе является формирование умений применять графические знания на практике.
Исходя из этого, я решила осуществить на практике связь предметов: черчение- геометрия-технология.
К началу изучения черчения учащиеся обладают достаточно развитыми наглядно-образными представлениями о плоских и пространственных фигурах, владеют первоначальными навыками построений и измерения.
Учитывая, что школьники в некоторой степени уже готовы дальнейшему усвоению готовых сведений о геометрических построениях, в учебнике черчения рассматриваются только построения, связанные с делением окружности на части и сопряжения.
Я работаю учителем ИЗО, черчения, технологии. На уроках я стараюсь поддерживать межпредметные связи, связь предмета с жизнью.
В программе 7 класса по предмету ЧЕРЧЕНИЕ (автор Ботвинников) есть раздел «Геометрические построения» , на который отведено 3 часа.
В данной работе я стараюсь на практике сочетать технологические знания и умения.
При изучении данной темы я знакомлю учащихся с техникой изонить.
Техника ИЗОНИТЬ
Занятия изонитью развивают мелкую моторику пальцев (следовательно, и мыслительные способности), глазомер, воображение, эстетический вкус и тренируют терпение.
К тому же, техника изонити весьма демократична: нитки, цветной картон, школа, ножницы, скотч и шедевр готов.
В Англии и США во многих школах знакомят учащихся с техникой изонити, для этого издаются учебные пособия.
Научив учащихся выполнять приемы заполнения простых геометрических фигур (углы, окружность, S-образная линия), можно дальше переходить к различным комбинациям- и в конце концов научиться передавать техникой изонити любой задуманный вами образ, будь то изображение конкретных предметов и существ или абстрактная композиция.
Изонить или ниткография- это техника создания картин из ниток на твердой основе (картоне, бархатной бумаге, кожа и т.п.). Её так же называют вышивкой по картону.
Однако эти изделия отличаются от обычной вышивки. Особое переплетение нитей дает эффект объемности изображения.
При этом техника проста.
Нужные для работы инструменты и материалы вполне доступны: основные из них – обычные катушечные нитки и картон. Все это делает изонить очень «удобным» видом творчества, позволяющим создавать необыкновенно красивые изделия с минимальными затратами времени и средств.
В настоящее время изонить пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простой исполнения и эффектностью готовых работ. К тому же для того, чтобы заниматься изонитью, не требуется больших затрат. Основные материалы- это твердая основа и цветные нитки.
Родиной изонити является Англия. Согласно одной версии, техника была придумана английскими ткачами. Они создавали картины, особым образом переплетая шнуры на деревянной основе с вбитыми в нее гвоздями. Сегодня любители рукоделия упростили эту технику, отказавших от гвоздей и заменив древесину более доступными материалами. Технику заполнения нитками различных форм я выбрала для того, чтобы помочь детям в изучении темы " Геометрические построения".
Изучив приёмы заполнения простых геометрических фигур, мы переходим к различным комбинациям- и в конце концов можем передать методами ниткографии любой задуманный нами образ, будь то изображение конкретных предметов и существ или абстрактная композиция.
Техника изонити весьма демократична:
1. нитки.
2. цветной картон
3. иголка
4. ножницы
5. узкий скотч
и шедевр готов, как говорится быстро и «вкусно».
В нитяной графике всего 3 основных элемента: угол, линия в виде буквы S и круг. Комбинация этих элементов образует самые замысловатые узоры.
Уголок
Это самая простая фигура. Нарисуйте на листе бумаге с помощью линейки подходящий угол. Разделите его лучи на одинаковое количество отрезков- это главные условия отметьте переколите угол на цветной картон. Затем от точки ближайшей к центру на одном луче, сделайте стежок в самую дальнюю точку второго луча. По изнаночной стороне перейдите в следующую точку второго луча. По «лицу» сделайте стежок во вторую точку от центра на первом луче. С изнанки проведите нить третью точку первого луча. На лицевой стороне должна получиться красивая фигура, на изнаночной- небольшие стежки.
Вот такая загогулина
Применив все художественные способности нарисуйте на бумаге S образную линию. Разделите её на равные части, переколите на картон и пришейте.
Кр-ругом! Стежками марш!
Начертите окружность разделите на несколько равных частей. Перенесите рисунок на картон, прошейте. Чем больше точек пропустите между стежками ,тем толще получится круг. С изнаночной стороны нить всегда должна идти маленькими стежками через всю поверхность круга.
Многообразие применения техники изонити поражает воображение. Можно делать поздравительные открытки сувенирные обложки, закладки для книг или декоративное панно, подставки или кухонная принадлежность.
Изонить является очень «удобным» видом творчества, позволяющим создавать необыкновенно красивые изделия с минимальными затратами времени и средств.
Картон нельзя сильно зажимать в руке- помятая работа восторгов не вызовет. Чем меньше расстояние между точками, тем тоньше надо брать нитку. Такой рисунок будет более четким, но его вышивать сложнее и дольше. Начиная вышивку, не стоит делать на нитке узелок. Кончик нитки приклейте кусочком скотча, ошиблись- выходите тем концом иголки, на котором ушко. Комбинирование разных цветов (желательно поярче) контрастных к цвету картона сделает рисунок необычным и выразительным.
Технологическая карта для выполнения работы в технике изонити.
1. Подготовить эскиз задуманного рисунка или композиции.
2. Сделать чертеж в натуральную величину с учетом особенностей техники заполнения.
3. Подобрать основу.
4. Прикрепить чертеж с лицевой стороны.
5. Разметить все элементы рисунка или композиции.
6. По разметке проделать отверстие.
7. Заполнить элементы рисунка или композиции. Закрепляйте нитки с обратной стороны кусочками скотча.
8. Заклеить обратную сторону работы листом картона.
9. Готовую работу вставить в раму. С обратной стороны сделайте крепление для подвешивания работы.
Данная работа является одним из результатов процесса поиска дидактических средств повышения качества графической подготовки учащихся общеобразовательной школы, разработку ее нового содержания следует рассматривать как общепедагогическую проблему.
Использованная литература:
Бурундукова Л.И. Волшебная изонить – М.:" АСТ-пресс книга" -88 стр.
Журнал " Делаем сами", №8 апрель 2009 г.
Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях.- Волгоград, " Учитель", 2007 г.
Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: к учебнику А.Д. Ботвинникова и д.р.
«Черчение. 7-8 кл.». Автор Ботвинников А. Д.- Москва, изд. «АСТ», 2003, 159 стр.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15