Социальный проект на тему Сквернословие среди подростков.


Тема проекта «Сквернословие среди подростков».
Актуальность проекта.
В 21 веке, веке постмодернизма, развития технической мысли и Интернета возникает дефицит общения, проявления чувств и подмена человеческих отношений иллюзией виртуального общения.
Главной ценностью современного времени являются материальные богатства, стремление быстро подняться по служебной лестнице. Все это приводит к дефициту внимания людей по отношению друг к другу, родителей к детям. В таких условиях у подрастающего поколения часто отсутствуют понятия о нравственности, уважении, толерантности к другим и самому себе. Результатом этого часто становится повышенная агрессивность, языковая «бедность» речи подростков и детей и, конечно же, сквернословие .
Сквернословие становится обычным явлением для детей и подростков не только на улице в среде сверстников, но и элементом каждодневного общения дома, и в стенах общеобразовательного учреждения.
Почему брань, сквернословие и русский мат прочно входят в среду общения между современными школьниками? Что это за пагубный процесс в обществе, когда некоторые подростки от 13до 17 лет не представляют свою речь без сквернословия ? Как защитить, оградить и попытаться предупредить массовое развитие социальной болезни под названием « Сквернословие »?
Среди обучающихся 8-х классов мы провели анонимное анкетирование по теме «Сквернословие. Твое отношение к этому явлению» и получили следующие результаты:
На вопрос «Употребляешь ли ты в своей речи нецензурные слова? Если «да», то где? - 53% обучающихся ответили, что употребляют их в кругу своих серстников, 13% ответили, что употребляют дома, 14% - в школе.
На вопрос «Как ты относишься к сквернословию?» – 30% ответили -негативно, 44% - равнодушно, 26% - не замечают мат.
На вопрос «не 32% ответили -свободой слова, 43% - низким уровнем культуры, 25% -безнаказанностью за ругань.
Респонденты считают, что нецензурные слова среди молодежи употребляются, потому что… 28% - не хватает других, хороших слов; 34% считают, что это способ самоутверждения в глазах других людей, 38% - не знают ответа
Вопрос «Волнует ли тебя проблема чистоты языка?» дал следующие результаты: 39%- волнует, 26%- не волнует, 35% -никогда не задумывался об этом.
Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов? - 36% ответили, что это бесполезно; 40% можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо; 24% - борьба необходима в любом случае.
На вопрос «Какие способы борьбы с нецензурной лексикой ты бы выбрал», были предложены такие способы - 22% предлагают разработать систему штрафов, 20% - заниматься воспитанием, 32% - самовоспитанием, 28% - не знают.
Хотел бы ты, чтобы твои будущие дети употребляли в своей речи нецензурные слова? 25% ответили «да», 75% - нет.
В ходе проведённого анкетирования мы пришли к выводу, что многие школьники считают нецензурную лексику нормой в культуре речи и ничего предрассудительного в этом не видят.
Поэтому в ходе работы над проектом мы поставили перед собой цель: предупреждение развития сквернословия в речи детей и подростков в СОШ № 3.
Для осуществления поставленной цели выдвинули ряд задач:
- изучить уровень речевой культуры школьников и их отношение к проблемам культуры языка;
- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;
- сформировать в школе атмосферу нетерпимости к сквернословию;
- способствовать повышению социальной активности учащихся школы, готовности к участию в социально полезной деятельности, развивать умение участников проекта работать в команде.
Гипотеза: сквернословие – социально –вредная привычка.
Объектом исследования являются учащиеся 8 классов.
Предметом исследования: речь учащихся.
Методы исследования: анализ научных статей, анкетирование, сравнительный анализ, составление диаграмм по результатам исследования.
Ожидаемый результат
1. Положительные изменения в речевой культуре учащихся школы
2. Положительные изменения в культуре общения учащихся со сверстниками, людьми старшего возраста;
3. Готовность учащихся принимать участие социально полезной деятельности, умение работать в группе;
4. Удовлетворенность участников своей деятельностью по реализации идей проекта.
Что же такое сквернословие? Обратимся к происхождению и определению этого слова.
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления существует много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т. д. В древние времена ненормативная лексика в русском народе именуется сквернословием , от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».Другую группу «скверных слов» составляет инвективная (оскорбительная) лексика, которая существует во многих языках и культурах. Это относительно небольшая и замкнутая группа слов и выражений, на употребление которых в культурном сообществе накладывается табу.
Если обратиться к проблеме происхождения сквернословия , то его корни уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемая ненормативная лексика в древности являлась языком общения с демонами.
Теперь ненормативная используется для:
1. повышения эмоциональности речи,
2. эмоциональной разрядки,
3. оскорбления, унижения адресата речи,
4. демонстрации агрессии,
5. демонстрации отсутствия страха,
6. демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7. демонстрации принадлежности к «своим» и др.
В России проблема нетерпимости в последние годы становится очень серьезной, и не только проблема национальной нетерпимости. Воспитание толерантности, способности людей уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Об этом, прежде всего, надо говорить, затрагивая проблему сквернословия , - о том, что главное - человеческая личность, права человека, самоуважение человека. Поэтому для предупреждения развития сквернословия важно раскрыть на классных часах и тренингах тему «Толерантности». Поскольку часто бранные ругательства исходят из речи подростков по причине отсутствия толерантности к другим подросткам и детям: одноклассникам, сверстникам. Сквернословие , употребление ненормативной лексики напрямую связано с нетерпимостью к другим обычаям, образу жизни, мнениям и чувствам другого человека.
Наш проект направлен на предотвращение причин сквернословия в школьной среде. Так, одна из причин сквернословия у подрастающего поколения – это повышенная возбудимость и агрессивность по отношению к другим: одноклассникам, учителям, родителям. Поэтому мероприятия по реализации проекта предполагают строгое пресечение поведения отдельных учащихся, которые приводят к унижению личности других: использование в их адрес ненормативной лексики, оскорблений, издевательств.
Механизмы реализации проекта подразумевают план меропрятий по реализации проекта, по претворению его в действительность и создание материального продукта проектной деятельности при поддержке администрации нашей школы.
План меропрятий по реализации проекта
- Провести общешкольные родительские собрания и беседы с родителями на тему «Толерантность – залог гармоничного общения», « О вреде сквернословия для личности детей и подростков ».
-Уроки этики с учащимися на тему «Как правильно вести себя в коллективе»,
«Правильная модель поведения в школе», « Правила воспитанного и культурного человека».
- Классные часы по темам: «Будь толерантен – уважай себя и других людей», «Что дает мне использование ненормативной лексики?», «Корни сквернословия ».
- Игры – тренинги с учащимися старших классов (Темы тренингов: «Кто я? Моя роль в будущем», «Прислушайся к самому себе и к окружающим тебя», «Зачем мы сквернословим?»)- Классные часы и индивидуальные занятия с психологом (снятие лишней агрессии, позитивный настрой).
- Создание «Клуба красноречия» (ораторского мастерства) для учащихся школы.
- Разработка и внедрение в образовательный процесс элективного курса по русскому языку «Культура речи» для 8-11 классов.
Ключевая идея проекта - внушить учащимся мысль, что личный и профессиональный успех напрямую обуславливается «имиджем» человека. Правильная, красивая речь, без сквернословия – залог жизненного успеха и обязательная составляющая гармоничного развитию личности.
Также в школе мы предлагаем провести конкурс «Самый культурный ученик школы», проведение ежемесячного конкурса среди параллелей на темы: «Я - любознательный человек», «Я – ответственный человек», «Я - культурный человек», «Я - чуткий человек», «Я - весёлый человек», «Я –добрый человек», «Я –внимательный человек».
Наш проект одним из ожидаемых результатов своей деятельности видит развитие личности учащихся и ориентирование их в сторону нравственных ценностей, осознание учащимися понятия толерантность и создание негативного образа человека, говорящего на ненормативной лексике.
Давайте будем нетерпимы к скверноловию. Ведь слово должно нести любовь, радость, добро. Слово должно назидать человека, а не разрушать его.
А закончить своё выступление мы хотим стихотворением Михаила Львовича Матусовского, известного советского поэта – песенника:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно
Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Спасибо всем за внимание! Добрых вам слов и здоровья!
: