Статья: Организация самостоятельной работы по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО 12.12.2014
Организация самостоятельной работы по физической культуре в рамках реализации ФГОС СПО.
Физическая культура в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура является обязательным разделом в обще-гуманитарном и социально- экономическом цикле основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования.
Важным условием реализации новых образовательных стандартов СПО является организация самостоятельной работы студентов, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физическая культура».
Целью самостоятельных занятий физической культурой студентов СПО формирование физической культуры личности и способности направленного использования средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебной деятельности и будущей профессиональной деятельности.
Для достижения поставленной цели самостоятельные занятия физической культурой предусматривают решение следующих задач:
- способствовать освоению знаний о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека, основы здорового образа жизни;
- формировать осознанную потребность в физической культуре, здоровом и нравственном образе жизни;
- формировать умение использовать физкультурно- оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;
- развивать умение самостоятельно осваивать прикладные двигательные умения и навыки, необходимые в жизни и конкретной трудовой деятельности и при прохождении военной службы;
- всесторонне развивать физические качества и обеспечивать на этой основе крепкое здоровье и высокую работоспособность студентов;
- совершенствовать двигательные умения и навыки в избранном виде спорта.
При организации самостоятельных занятий необходимо придерживаться следующих принципов:
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья. Подбор физических упражнений направлен не только на профилактику нарушения осанки, состояния здоровья, но и на всестороннее оздоровление организма, повышение его работоспособности, совершенствование психофизических качеств, поддержание эмоционально-положительного состояния, жизнерадостности и любви к жизни. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функции желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы. К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые для широкого пользования. Данные комплексы могут быть рекомендованы студентам СПО к самостоятельным занятиям физической культурой. Основные их достоинства – доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего: контролируемые беговые нагрузки ( система Купера); режим 1000 движений (система Амосова); 10000 шагов каждый день (система Михао Икаи); бег ради жизни ( система Лидьярда); калланетика; программа из 30 упражнений для женщин с акцентом на растяжение и связок (система Пикней Калане).
Принцип систематичности. Соблюдение его предусматривает регулярные занятия физическими упражнениями. Эффект от занятия физкультурой наступает только при регулярном и длительном их применении.
Принцип гуманизации. Независимо от предусмотренных задач, в основе любого самостоятельного занятия физическими упражнениями физическое, психическое и социальное благополучие каждого из обучающихся. Вся работа по организации самостоятельных занятий строится на основе комфортности – студенту нужны приятные эмоции от общения со сверстниками, физические упражнения должны доставлять только приятные ощущения ( чувства «мышечной радости»), он должен осознавать что делает что – то очень важное для своего здоровья, ощущать результат. Не допустим авторитарный стиль отношений со студентами. Педагог не должен быть безразличным к тому, что некоторые обучающиеся не любят зарядку, ленивы в движениях. Для каждого нужен свой «волшебный ключик – то средство, которое заставит неумейку научиться, вовлечет малоподвижного в интересную двигательную деятельность.
Принцип индивидуализации. Доказано, что у каждого человека имеется неповторимое своеобразное сочетание индивидуальных особенностей. Индивидуализация образовательного процесса один из важнейших дидактических принципов современности. Принцип индивидуализации характеризуется необходимостью учета особенностей каждого обучающегося, в том числе возрастно- половых различий, разного уровня подготовленности, индивидуально-типологических свойств личности. В области физического воспитания соблюдение этого принципа особенно важно, так как выполнение различных упражнений оказывает непосредственное воздействие на систему и функцию организма и превышение посильной меры физической, психической и эмоциональной нагрузок на занятиях физической культурой может не благоприятно влиять на состояние здоровья обучающегося.
Принцип рациональности физических нагрузок. Следует строить занятия по следующему правилу: от простого к сложному, от легкого к трудному. Для ориентировки можно использовать классификацию Г.С.Туманяна, основанную на реакции сердечно-сосудистой системы, на нагрузку если сразу после выполнения физических упражнений не более 120 ударов в минуту, то нагрузка считается малой, 120-160 средней, более 160 – большой, максимальной является физическая нагрузка, после которой частота пульса равна числу , определяемому вычитанием из числа 220 своего возраста в годах.
Принцип всестороннего физического развития. В самостоятельных занятиях физкультурой следует целенаправленно развивать основные физические качества- выносливость, силу, гибкость, ловкость и др.Для этого необходимо использовать различные циклические упражнения, гимнастику, игры, упражнения с отягощениями.
Принцип уверенности в необходимости занятий. Эффект от занятия несравнимо увеличивается в тех случаях, когда физические упражнения сочетаются с самовнушением. Сознание стимулирует биоритмы мозга, а тот отдает приказы всему телу. Визуализируйте в сознании здоровые органы их функционирования.
Принцип врачебного контроля и самоконтроля. Консультация с врачом поможет любому человеку выяснить, какие виды физкультуры лучше всего использовать в самостоятельных занятиях, с каких физических нагрузок начинать тренировку.
Выделяют следующие формы самостоятельных занятий физической культурой: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного дня, тренировочные занятия, походы выходного дня, прогулки перед сном, участие в спортивно-массовых мероприятиях, оздоровительная ходьба и бег и т.д. В настоящее время появились новые направления. К ним можно перечислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: фанк-аэробику, степ, джаз, аква, велоаэробику, аэробику с нагрузкой, шейпинг, стретчинг и др.
Самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое усвоение изучаемого теоретического и практического курса, формирование навыков применения простейших методик самооценки работоспособности, умение использовать в повседневной жизни эффективные физкультурно-оздоровительные методики.
Организация ВСР включает в себя задания теоретического и практического содержания:
- составление и выполнение комплексов упражнений гимнастики, упражнений по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата;
- выполнение комплексов специальных беговых и прыжковых упражнений, прыжки на скакалке, занятия на тренажерах;
- самостоятельные тренировочные занятия легкой атлетикой, лыжной подготовкой., спортивными играми, гимнастикой, плаванием;
- выполнение дыхательной гимнастики;
- освоение приемов массажа и самомассажа;
-ведение личного дневника самоконтроля;
- работа со специальной литературой для подготовки сообщений и докладов.
Для повышения эффективности самостоятельных занятий преподавателями физической культуры разработаны методические рекомендации для студентов, которые включают в себя теоретическое обоснование значимости физической культуры и комплексы упражнений для проведения занятий, видео аудио материалы с записями практических занятий.
Таким образом, приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни, чем крепче здоровье студентов, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.