«Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения географии , организация самостоятельной работы с обучающимися».
«Организация самостоятельной работы учащихся на разных этапах обучения географии , организация самостоятельной работы с обучающимися».
Подготовила учитель географии ГБОУ Дудинской ВСШ Молодкина О.В.
Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовлены к эффективному обучению, и прежде всего к усвоению нового материала, их индивидуальные различия чётко проявляются по следующим показателям:
● обучаемости, т. е. умственным способностям, а также специальным способностям;
● учебным умениям;
●обученности, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний и умений;
● познавательным интересам.
А в условиях нашей школы имеем дело с учащимися практически не имеющими знаний, умений и навыков по предмету из-за их социальной запущенности, пробелов в обучении, разрыве обучения на годы.
Поэтому классического фронтального урока зачастую не реально провести и обучение складывается как из мазаичных кусочков индивидуальных, дифференцированных заданий разного уровня, выполняя которые ученики овладевают материалом по нужной теме. А в связи с пропусками уроков, некоторые учащиеся на одном и том же уроке могут получать задания по разным изучаемым темам. Получается, что каждый из учеников обучается по индивидуальным разноуровневым заданиям, которые разрабатываешь согласно способностям и возможностям каждого учащегося.
Одним из основных элементов индивидуализации является самостоятельная работа.
Здесь могут быть предусмотрены различные виды деятельности:
1. Самостоятельная работа с учебником:
-составление плана параграфа;
Использую при разработке заданий для индивидуальников, а также при организации самостоятельной работы в 8-9 классах., например, задание для 8 класса: прочитать § 4 Формирование территории России. Составить план-конспект параграфа.
-деление параграфа на смысловые блоки;
-составление схем или таблиц, а также работа со схемами в учебнике;
Задание 8 класс к теме: «Рельеф и недра»: используя рис.14. Геохронологическая шкала. Выписать полезные ископаемые, образовавшиеся в протерозойскую эру.
-выделение основных терминов и понятий из текста;
Задание8 класс к теме: Климат:
Прочитать § 14 Климат и человек. Выписать новые термины из текста и дать им определения.
-составление опорных конспектов;
На уроке 10-11 класс задание. Составить опорный конспект по теме: «Современная политическая карта» .По §4. Мы узнаём о политической географии. Составить опорный конспект.
-ответы на вопросы к параграфу разного уровня сложности (устно или письменно).
Эти виды деятельности хорошо развивает логическое мышление у учащихся.
2. Самостоятельная работа с атласом.
-описание географического положения объекта;
Например, 8 класс: дать характеристику ГП Уральских гор, по теме «Рельеф и недра».
-характеристика рельефа, климата внутренних вод, страны;
- характеристика районов России и отраслей хозяйства;
-характеристика ЭГП регион или отдельных её частей;
-определение по отраслевым картам главных районов добычи, переработки и экспорта отдельных видов энергетических ресурсов.
Эти виды деятельности способствует систематизации полученных знаний и развитию речи.
3. Тестовые задания.
Тестовые задания использую, как обобщающие по окончании курса, также применяю тестовые задания при проведении зачётов, например:
Тест по географии 8 класс
1.С какими из стран Россия не граничит:
а\ Китай;
б\ Чехия;
в\ Белоруссия.
2. В каком часовом поясе находится Москва:
а\ 1;
б\ 2;
в \ 3.
3. Какой климатический пояс имеет наибольшую протяжённость на территории России:
а\ Арктический;
б\ Субарктический;
в\ Умеренный.
4. Волга относится к бассейну :
а\ Атлантического океана;
б\ Северного Ледовитого океана;
в\ внутреннего стока.
5. В структуре эемельного фонда России леса занимают место:
а\ 1;
б\ 2;
в\ 3.
6\ Какой тип почв наиболее распространён по
территории России:
а\ Арктические почвы;
б\ Подзолистые ;
в\ Каштановые.
7. Какая из перечисленных природных зон имеет наибольшую площадь распространения в России:
а\ Тундра;
б\ Смешанные леса;
в\Тайга.
8. Россия занимает по численности населения место в мире :
а\ 1
б\7;
в\ 5.
9. Плотность населения рассчитывается :
а\ делением числа жителей на площадь территории;
б\ умножением числа жителей на площадь территории.
10. Какая часть страны имеет наиболее многонациональный состав:
а\ Кавказ;
б\ Центральная Россия;
в\ Сибирь.
Так и по окончании изучения отдельных тем, например:
Тестовый зачёт по теме: «Северная и Латинская Америка».
1.Выберете страны входящие в состав региона Северная Америка:
а
\ Аргентина;
б\ Китай;
в\ США;
г\ Канада.
2. Какие из перечисленных стран относятся к региону Латинская Америка?
а\ Куба;
б\ США;
в\ Дания;
Г\ Перу.
3.Коренным населением США являются:
а\ Индейцы;
б\ англичане;
в\ испанцы;
г\ эскимосы.
4. Почему регион носит название Латинская Америка?
а\ Там жили китайцы;
б\ Завоевали испанцы и португальцы;
в\ Латинский язык -- коренной язык индейцев.
5. Какие 2 страны не имеют выхода к океану:
а\ Аргентина и Парагвай;
б\ Куба и Перу;
в\ Боливия и Парагвай;
г\ Венесуэла и Мексика.
6. Какие из перечисленных стран имеют наибольшие лесные ресурсы?
а\ США;
б\ Канада;
в\ Бразилия;
г\ Аргентина.
7. Металлическими рудами обеспечены страны:
а\ Дания;
б\ Великобритания;
в\ ФРГ;
Г\ Чили.
8. Производство автомобилей развито в странах :
а\ Мексика;
б\ Бразилия;
в\ Куба;
г\ США.
9. К Андским странам Латинской Америки
принадлежат:
а\ Мексика;
б\ Куба;
в\ Чили;
г\ Боливия.
10. К странам Содружества , возглавляемого Великобританией относят:
а\ Канада;
б\ Мексика;
в\ Чили ; г\ Бразилия
Тестовые задания , как элемент самопроверки, в конце урока на 5 мин. Например 11 класс по теме: «зарубежная Европа»: Тест
1. Самое крупное по площади государство Европы:
1) Швеция; 2) Дания; 3) Франция; 4) Германия.
Монархиями являются:
1) Польша; 2) Греция; 3) Исландия; 4) Швеция; 5) Чехия.
3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?
1) Бельгия; 2) Австрия; 3) Франция; 4) Сербия и Черногория.
4. Численность населения Европы:
1) 280 млн; 2) 810 млн; 3) 520 млн; 4) 330 млн.
5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:
1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 28.
6. Страны микрогосударства: а) Мальта, б) Словения, в)Чехия, г)Дания
7. Черты ЭГП Зарубежной Европы:
1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток
4. Учащимся желающим более углубленно изучить то или иное явление, географический объект, предоставляю возможность подготовить доклад, материал для такого вида работы (журналы , книги ,атласы) выдаю по мере необходимости.