Методические материалы по организации школьного научного общества

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА

Матвеенко Елена Юрьевна,
учитель географии и биологии
МОУ «Нижнепенская СОШ»

Научное общество учащихся является особой формой развития одаренных учащихся. Научное общество учащихся (далее НОУ, ШНО) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Так как школьное общество учащихся объединяет довольно большое количество учащихся, проводящих исследования по разным предметным областям, то необходимо объединить их в несколько направлений. Если в каждом направлении детей более десяти, то направления можно разбить на секции. Например, гуманитарное направление может быть представлено секциями истории, краеведения, искусства и т.д.
Руководят направлениям школьного научного общества педагоги предметники, но у обучающихся научный руководитель его исследования необязательно должен быть руководителем направления или секции.
В каждом школьном научном обществе должен быть Совет, который заслушивает анализ работы за прошлый год, утверждает план работы на текущий год, вносит коррективы и руководит деятельностью общества.
В состав Совета входят руководитель общества, руководители направлений и наиболее активные ученики-члены школьного научного общества. Порядок и количество заседаний Совета, направления и секции регламентируются школьным локальным актом.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Организация любого вида деятельности в школе начинается с подготовки нормативной базы. Главными документами, регулирующими и подтверждающими деятельность школьного научного общества (далее – ШНО), являются:
- приказ о создании или организации ШНО в школе, закреплении ответственных лиц по секциям и общее руководство (Приложение 1);
- локальные акты (например, Положение о школьном научном обществе (Приложение 2), Положение о научно-исследовательской работе (деятельности) учащегося, Положение о школьной научной конференции, Положение о банке одаренных детей (и/или занимающихся исследовательской деятельностью), Положение о банке педагогов-руководителей ученических исследовательских работ, Положение о банке ученических исследовательских работ, Положение об опытнической работе в школе, Банк достижений ШНО и т.д.);
- девиз и эмблема ШНО;
- план работы ШНО на учебный год (Приложение 3);
- анализ работы за прошлый год;
- список учеников, членов ШНО;
- список педагогов, закрепленных приказом директора за деятельностью ШНО;
- структура ШНО с указанием направлений (секций) ШНО;
- протоколы педсоветов, на которых рассматривались вопросы деятельности ШНО (2 раза в год);
- алгоритм исследователя (Приложение 4);
- методические рекомендации (или требования) по оформлению ученических исследовательских работ (Приложение 5);
- методические рекомендации по защите и представлению исследовательских работ (Приложение 6);
- методические рекомендации по написанию тезисов исследовательских работ;
- методические рекомендации по оформлению стендовых презентаций исследовательских работ;
- методические рекомендации по написанию рецензии на исследовательскую работу;
- методические рекомендации по подготовке компьютерных презентаций исследовательских работ;
- перечень тем, закрепленных приказом директора школы за учеником и руководителем на учебный год (Приложение 7);
- банки данных (см. выше) с возможной выдачей сертификата о занесении в банк;
- банк достижений ШНО;
- график организации занятий по исследовательской деятельности в школе;
- и др.













Литература

1. Осипова, Г. И. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая академия наук» [Текст] / Г. И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
2. Татьянкин, Б. А. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе [Текст] / Б. А. Татьянкин, О. Ю. Макаренков, Т. В. Иванникова, И. С. Мартынова и др. – М.: 5 за знания, 2007. – 272 с. – («Электив»).
3. Обухов, А. Учить учителя [Текст] / А. Обухов // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – С. 3.
4. Рождественская, И. В. Управление программой интеллектуально-творческого развития личности на основе исследовательской деятельности педагогов и учащихся [Текст] / И. В. Рождественская // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 4. – С. 44-51.
5. Савенков, А. И. Подготовка педагога к работе в условиях исследовательского обучения [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. – 2007. – № 3. – С. 4-8.
























Приложение 1
Приказ
от «___» _________ г. № ______

Об организации работы школьного
научного общества «_____» в 20__-20__ уч. году

В целях творческого развития учащихся, повышения их интеллектуального уровня, развития исследовательских навыков педагогов и школьников
приказываю:
Организовать дальнейшую работу школьного научного общества (далее ШНО) в 20__-20__ уч.г.
Руководителем ШНО назначить _______________, в обязанности которой вменить ведение отчетной и текущей документации, организацию работы ШНО, оказание консультативной помощи педагогам и обучающимся школы.
Определить направления деятельности ШНО и руководителей направлений:
- естественно-научное (рук. _________)
- историко-краеведческое (рук. _________)
- филолого-лингвистическое (рук. _________)
- техническое (рук. ________)
- физико-математическое (рук. ___________)
- начальных классов (рук. __________)
- прикладной информатики (рук. __________)
- духовно-нравственное (рук. ____________)
Выполнение исследовательских работ учащимися школы вести в рамках внеурочной работы по предметам.
Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.


Директор ______ / ___________.






С приказом ознакомлены:




Приложение 2

Принято на педагогическом совете МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Протокол № __ от ____________г.

УТВЕРЖДЕНО
Приказом по школе № ____
от «___» ______ 20___ г.

Директор
МОУ «Нижнепенская СОШ»
______ Е.Ю. Матвеенко


Положение
о Школьном Научном Обществе «Потенциал»
 
Общие положения
    
Школьное научное общество учащихся (далее ШНО) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
Непосредственное руководство научным обществом учащихся осуществляет лицо, назначенное приказом директора школы.
Положение о научном обществе рассматривается на заседании совета школьного научного общества и принято общим собранием членов ШНО. Собрание – это высший орган ШНО. Собрание проводится в начале учебного года и только после того, как в школе изучены научные интересы учащихся и их отношение к научной деятельности. На общем собрании утверждается совет ШНО, в который входит не менее 5-10 человек, определяется состав каждой секции закрепленный за ней педагог, план работы ШНО на год.
Общее собрание НОУ проходит два раза в год. Занятия в секциях проходят по утвержденному приказом директора графику. Научно-исследовательская конференция школы проходит 1 раз в год.

Цели задачи научного общества учащихся

Формирование исследовательской культуры обучающихся.
Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.
Активное включение обучающихся школы в процесс самообразования и самосовершенствования.
Совершенствование умений и навыков самостоятельной работы обучающихся, повышения уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

Основные направления работы педагогов в рамках ШНО

Включение в научно-исследовательскую деятельность способных обучающихся в соответствии с их научными интересами в рамках направлений ШНО.
Обучение обучающихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
Рецензирование и консультирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
Редактирование и издание ученических научных сборников.
Запись в ШНО определяется на основании желания учащихся участвовать в научно-исследовательской работе, результатов диагностических исследований и рекомендаций учителей-предметников.




















Приложение 3

«Утверждаю»
директор МОУ «____________ СОШ»
_________ /__________
«___» ___________ 20,, г.
План работы научного общества учащихся
МОУ «____________ средняя общеобразовательная школа»
на 20__-20__ учебный год
Месяц
Направление деятельности

сентябрь
Заседание НОУ №1. Организация деятельности НОУ в прошлом году.
Рассматриваемые вопросы:
Анализ работы НОУ за прошлый учебный год.
Обсуждение плана работы.
Составление списка участников НОУ в новом учебном году.
Формирование направлений деятельности НОУ.
Знакомство с банком тем, предлагаемых школьникам для написания исследовательской работы.
Организация занятий в Центре поддержки одаренных детей

октябрь
Заседание НОУ №2. Участие школьников в конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и федерального уровней
Методические консультации для руководителей проектов.
Работа над проектами:
- работа в библиотеке с научной литературой;
- сбор материала по теме исследования;
- систематизация материала по проблеме;
-Разработка критериев рецензирования представленных работ.
Проведение школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады

ноябрь
Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта
Оформление исследовательской работы.
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников

декабрь
Олимпиада по предмету «Основы православной культуры»
Муниципальные конкурсы «Первые шаги в науке», «Я – исследователь»

январь
Муниципальный этап олимпиады по школьному краеведению

февраль
Заседание НОУ №3. «Об итогах участия в конкурсах исследовательских работ во всероссийских предметных олимпиадах»

март
Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»
Конкурсы «Национальное достояние России», им. Вернадского, «Открытие»

апрель
Заседание НОУ №4. «Об итогах работы НОУ. Подведение итогов»

май
Награждение победителей и призеров конкурсов, олимпиад, руководителей исследовательских работ по итогам года.



Информационное обеспечение
1.
Создание банка данных о членах НОУ, их работе
Октябрь

2.
Размещение информации о НОУ на сайте школы в Интернете
Январь

3.
Информация о наиболее значимых достижениях учащихся в СМИ
1 раз в четверть

4.
Информация о деятельности НОУ на заседаниях педсовета, методсовета, управляющего совета
По плану

5.
Награждение учащихся по итогам деятельности в НОУ
Май



























Приложение 4
Алгоритм исследования
1.Выбор темы-
Правила:
а) новизна, творчество, оригинальность,
б) не брать общие темы,
в) подготовленность юного исследователя,
г) реальность выполнения намеченной работы
2.Выяснение современного состояния избранной проблемы
а) просмотр литературы,
б) критический анализ исследований по определенной проблеме,
в) обработка историографического материала
3.Составление плана
а) определение объема и содержания отдельных частей, глав, параграфов;
б) подбор материала к главам и параграфам;
в) определение собственной концепции на разрабатываемую проблему .
4.Накопление материала
а) составление основной библиографии,
б) изучение источников (документы, мемуары, переписка),
в) исследование периодических изданий,
г) обработка выявленных фактов (анализ, проверка подлинности и исторической достоверности).
5.Изложение результатов исследования (отчет)
- Введение (актуальность, новизна, характеристика источников, анализ литературы, замысел автора, цель исследования);
- Основная часть (результаты исследования);
- Дополнение и приложение (фото, копии, планы, схемы, таблицы);
- Оформление работы (титульный лист, заглавие, переплет).
6.Публичная защита доклада
а) лаконичность изложения –(5-7 мин),
в) доклад основного содержания,
г) выводы исследования,
д) ответы на вопросы оппонентов.












Приложение 5
Требования к научно-исследовательской работе учащегося
Должна представлять собой самостоятельное исследование по теме в какой либо области знаний;
Должна представлять собой эксперимент, проведенный в научной области, построение модели какого-либо явления, создания технического устройства, доказательство какого-либо факта, выявление причин и свойств;
Работа должна содержать результаты исследований;
Должна соответствовать формальным критериям, содержать цели, задачи исследования, гипотезу, характеристику того, что известно по этой проблеме (обзор литературы по проблеме), методику исследования, завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования;
Главным этапом исследования является ее защита.
Титульный лист:
Информация о конкурсе или конференции, на которой представляется работа, о секции или направлении
Учебное заведение, в котором выполнена работа
Название работы (тема)
Сведения об авторе и научном руководителе
Сведения о времени и месте выполнения работы
Общие правила оформления текста исследовательской работы
Объем ученической исследовательской работы обычно от 5 до 25 страниц печатного текста, доклада от 1 до 5 страниц в зависимости от отведенного времени.
К тексту, выполненному на компьютере, предъявляются следующие требования: размер шрифта 12–14, Times New Roman, обычный; интервал между строк 1,5–2; размер полей: левого 30 мм, правого 10 мм, верхнего 20 мм, нижнего 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм).
Текст печатается на одной стороне страницы. Сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся через один интервал, более мелким шрифтом, чем текст.
Все страницы нумеруются начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится.
Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) желательно начинать с новой страницы.
Расстояние между названием раздела, заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
Наличие ссылок на источники (антиплагиат);
Жаргон, слэнг, резкие слова нацисткой, антирелигиозной направленности, сарказм, критика исследований коллег недопустимы;

Приложение 6

Методические рекомендации по защите и представлению исследовательских работ
Культура выступления
1. Регламент выступления на секции – до 5-7 минут.
2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.
3. Выступление должно проходить четко, продуманно, ярко.
4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (презентация, диаграммы, таблицы, схемы, фотографии, макеты).
Во время конференции учащийся-исследователь:
Публично докладывает о результатах своего исследования перед участниками конференции;
После доклада отвечает на заданные ему вопросы;
Завершив выступление, становится слушателем других докладов.
Публичное выступление учащихся-исследователей носит характер дискуссии и происходит в обстановке дружественной заинтересованности, но с повышенными требованиями к обоснованности, достоверности, самостоятельности, теоретической и практической значимости проведенного исследования.
Основное содержание публичного выступления докладчика должно отражать суть, краткий ход, личный вклад в проведенное исследование, главные итоги: теоретическую и практическую новизну и значимость результатов. Докладчик должен понимать, что за строго ограниченное время он должен изложить объем информации, способный расширить существующие границы представлений слушателей по теме проведенного исследования.
План выступления:
Пункты
Варианты:

1.Приветствие, представление
«Добрый день! Меня зовут »


2. Название темы исследования
«Название темы:__________________________________»

3. Актуальность исследования (обоснование выбора темы исследования)
«Актуальность и выбор темы исследования определены следующими факторами:»


4. Кратко о поставленной цели исследования и способах ее достижения
«Цель моего исследования -___________________________.
Основные задачи исследования:
1._______________________________________.
2._______________________________________.
3._______________________________________»


5. Кратко о новых результатах в ходе проведенного исследования
«В ходе проведения исследования получены следующие новые теоретические (или) практические результаты:»

6. Выводы по результатам исследования
«На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать следующие выводы:»


7. Кратко о дальнейших шагах по теме исследования
«Считаю, что данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях:»

8. Благодарность за внимание к выступлению
«Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению»

Успех учащегося-исследователя на конференции во многом зависит от формы публичного выступления. Наличие у докладчика куража (в лучшем понимании этого слова), эмоций, обращения к слушателям и жюри, свободная ориентация в результатах исследования, как правило, создает положительную эмоциональную атмосферу у всех участников конференции.
Факторы, влияющие на успех публичного выступления
До, во время и после выступления на конференции учащемуся-исследователю необходимо учесть существенные факторы, непосредственно связанные с формой публичного выступления – это внешний вид и речь докладчика, используемый им демонстрационный материал, а также форма ответов на вопросы в ходе дискуссии. Ниже приведены рекомендации к каждому из обозначенных факторов.
Внешний вид докладчика
Одежда – чистая, деловая, комфортная, не яркая (желательно, парадная школьная форма).
Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории.
Движения – свободные, уверенные, жестикуляция умеренная.
Речь
Громкость – доступная для восприятия слов отдаленными слушателями, но без крика и надрыва.
Произношение слов – внятное, четкое, уверенное, полное (без глотания окончаний), с правильным литературным ударением.
Темп – медленный – в значимых зонах информации, средний – в основном изложении, быстрый – во вспомогательной информации.
Интонация – дружественная, спокойная, убедительная, выразительная, без ироничных и оскорбительных оттенков.
Направленность речи – должна быть ориентирована в сторону основной аудитории, а не к председателю (ведущему) и членам комиссии, если они находятся сбоку или сзади докладчика.
Демонстрационный материал
Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы.
Наглядные предметы и действия над ними являются эффективным средством успешного взаимодействия с присутствующими. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов.
При демонстрации работы предметов или при проведении опытов докладчику необходимо соблюдать технику безопасности жизни людей, а также целостность, чистоту помещения.
Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации.
Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов.
Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе.
«Бумажный» материал должен быть удобен для восприятия присутствующими, кроме того, удобен докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Содержание плакатов, схем и т.д. рекомендуется рисовать/писать в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для удобной демонстрации плакатов, но и подготовить средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат докладчику рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой.
Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим.
Записи на доске, флипчарте.
Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
Дискуссия по теме доклада.
После основного выступления начинается дискуссия по теме доклада, в котором имеют право участвовать все присутствующие на конференции. Докладчику в устной форме могут задавать любые вопросы, связанные с темой проведенного исследования. Вопросы могут быть разными и по содержанию и по форме: уточняющие, проверяющие, развивающие и др. Докладчик должен быть готов, прежде всего, психологически к такому разнообразию вопросов.
Во время ответа докладчик должен проявлять тактичность к лицам, задающим ему вопросы. Прежде чем отвечать на вопрос, необходимо внимательно выслушать и при необходимости уточнить и записать вопрос. Рекомендуется на заданный вопрос отвечать сразу, а не выслушивать все вопросы, а затем на них отвечать. Докладчику надо учитывать, что краткий, четкий и хорошо аргументированный ответ на предыдущий вопрос может исключить малосущественные дополнительные вопросы.
Если при ответе возможны ссылки на текст исследовательской работы, то их рекомендуется делать. Это придает ответам наибольшую убедительность и одновременно позволяет подчеркнуть достоверность результатов проведенного исследования.
Благодарность докладчика в адрес присутствующих и лиц, задающих вопросы, создаст общее положительное впечатление о публичном выступлении учащегося-исследователя.



























Приложение 7.
Утверждаю
Директор
МОУ «__________ СОШ»
________ /__________
«___» ________ 20__ г.

Закрепление тем исследовательских работ на 20__-20__ уч. год


п/п
Фамилия, имя учащегося
Класс
Тема исследовательской работы
Предметная область
Руководитель

1.
Шабалина Юлия
10
Святитель трудных лет Руси (Алексий)
Православие, история
Матвеенко Е.Ю.






















13PAGE 15


13PAGE 141615




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515