Урок по биологии для 8 класса «Витамины»
Конспект урока по биологии в 8 классе.
Тема урока: «Витамины».
Цель: Раскрыть роль витаминов для организма человека, нормы их потребления и содержания в продуктах питания.
Задачи:
Образовательная: сформировать представление о витаминах и их роли в обмене веществ в организме, понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах и мерах профилактики; изучить роль витаминов в образовании ферментов.
Развивающая: продолжать развивать логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы, переносить имеющиеся знания на новый объект.
Воспитательная: осуществлять гигиеническое и экологическое воспитание школьников; убедить учащихся в том, что витамины – биологически активные вещества, необходимые для жизнедеятельности организма.
Тип урока - комбинированный
Методы:
Словесный (беседа, рассказ, сообщения)
Наглядный (демонстрация наглядных пособий)
Практический (работа в группах.)
Оборудование
Таблицы с продуктами питания, содержащие витамины; карточки с понятиями витамины, гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз; карточки с заданиями к «Витаминному домино», портрет Н. И. Лунина.
Внешняя структура урока:
№
Этапы урока
Время, мин.
Содержание
Методы и средства
1
Организация начала урока.
1 - 2
Выявление подготовленности учащихся к уроку.
Словесный.
2
Актуализация ранее изученного материала
5 - 7
Учитель задает вопросы учащимся. Постановка проблемы.
Словесный.
Фронтальный опрос.
3
Изложение нового материала.
20 - 25
1.Краткие исторические сведения.
2. Определение понятия витамины.
3. Понятие об авитаминозах, гиповитаминозах, гипервитаминозах.
4. Характеристика витаминов А, В, С, Д, Е.
Самостоятельная работа.
Рассказ.
Беседа.
4
Сообщение д/з
1- 2
Параграф 52, выучить определения понятий, подготовиться к проверочной работе.
Объяснение.
5
Закрепление.
5 - 7
Игра «Витаминное домино».
Наглядные и практические методы.
1. Организация начала урока.
Здравствуйте, ребята!
2. Актуализация ранее изученного материала.
Ребята, на прошлом уроке мы изучали тему «Роль углеводов, белков и жиров для организма». Прежде чем переходить к изучению новой темы, давайте повторим материал прошлого урока.
(фронтальный опрос)
1. Какие вещества необходимы для рационального питания?
2. Что такое заменимые и незаменимые аминокислоты? Какие продукты содержат белки?
3. Роль жиров? Для чего нужны жиры нашему организму? Нашему организму необходимы только животные жиры?
4. Роль углеводов? Почему углеводы называют веществами быстрого реагирования? Где их больше всего содержится?
5. Что значит, по-вашему, рациональное питание?
6. Зачем необходимы балластные вещества? (это растительная клетчатка.)
Вступительное слово учителя:
Жизнь и здоровье - самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм, и заменить его невозможно! Поэтому необходимо заботиться о себе каждую минуту. Многие заболевания – всего лишь результат неправильного питания. Я надеюсь, что вы уяснили с прошлых уроков, что:
1. Питание должно быть адекватным
2. Экологически - чистое - т. е. натуральное, не размениваться на зарубежные яркие упаковки,
3. Питание должно быть сбалансированное – это достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов.
3. Изложение нового материала.
Каждый из нас наблюдал у себя такие явления:
1. Расслоение ногтей - покупаем укрепляющее средство, делаем солевые ванночки,
2. Ослабление и выпадение волос – грешим на шампунь и стараемся подобрать лучше,
3. Сухость кожи – покупаем крема,
4. Точечный рисунок на ногтях.
(Постановка проблемы)
А что это такое? В чём дело?
(Выслушиваю мнения учащихся)
Конечно в нехватке витаминов!
Витамины – это с детства знакомое слово.
Что же такое витамины?
Учитель:
В 1880 г. русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились.
(Постановка проблемы)
Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)
Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Польский ученый К. Фрунк в 1912 г. предложил эти вещества назвать витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.
(Вывешиваю на доску карточку с понятием витамины)
(записать в тетрадь)
Витамины (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) – биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах.
(Польский ученый К. Фрунк в 1912 г. )
(Постановка вопроса классу)
Функции витаминов:
Протекание биохимических процессов, обмен веществ
Строительная функция
Энергетическая функция
(Постановка вопроса классу)
Ребята, а какие еще вещества служат строительным материалом для организма? (Ответы детей.)
Молекулы витаминов входят в состав некоторых ферментов (это белки). Но некоторые ферменты, например пепсин, состоят только из белка, а другие – из двух компонентов, один из которых белок, а второй органическая молекула меньшей величины. Без этой молекулы фермент работать не может. Такие молекулы называются коферментами, и очень часто в их состав входят витамины. Поэтому, потеря витаминов или их недостаток повлечет за собой нарушения в работе ферментов и, следовательно, обмене веществ, а вслед за этим заболевания!
Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.
В настоящее время известно более 25 витаминов.
Сегодня мы познакомимся с азбукой, но необычной с «Азбукой витаминов». Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины.
Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т. д. Некоторые из них образуют группы, например, витамины группы В. Для того, чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру, например витамин В1, В12.
(записать в тетрадь)
(рисую данную схему на доске вместе с учениками)
Все витамины делятся на 2 большие группы водорастворимые и жирорастворимые.
Витамины
Водорастворимые
Жирорастворимые
- С, В1, В2, В6, В12, РР.
– А, Д, Е
За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека (запись в тетрадь), а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей.
(Постановка проблемы)
Ребята, как вы думаете, можно заменить один витамин другим? (Ответы детей.)
Действие витаминов специфично, нельзя вместо одного недостающего витамина употреблять другой.
Существует такое мнение, будто чем больше употребляет человек витаминов, тем лучше его здоровье.
(Постановка вопроса классу)
Ребята, как вы думаете – это правильное предположение?
Почему? (Ответы детей.)
(Вывешиваю на доску карточку с понятиями гиповитаминоз, гипервитаминоз, авитаминоз)
(Записать в тетрадь)
Гиповитаминоз - недостаток витаминов, который ведет к особому нарушению обмена веществ.
Гипервитаминоз – избыток.
При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз.
Класс делится на 2 группы: 1-я группа работает с водорастворимыми витаминами, 2-я группа – с жирорастворимыми. Самостоятельно с помощью учебника и дополнительных источников информации заполняют таблицу. После окончания работы группы обмениваются информацией.
(Пример таблицы, после окончания работ обучающихся)
Название витамин
Характеристика
Продукты, богатые витамином
Водорастворимые
Витамин С
Повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы, стимулирует гормональную регуляцию. При недостатке развивается авитаминоз – цинга.
Плоды шиповника и черной смородины, клюква, малина, укроп, квашеная капуста, апельсины, грейпфрут, лимон, яблоко, петрушка.
Витамины группы В
Влияют на работу мышечной и нервной системы, входит в состав окислительных ферментов.
При недостатке – человек быстро утомляется; развивается болезнь бери-бери.
Хлеб, дрожжи, печень, орехи, яйца, томаты, бобовые, куриное мясо, молоко.
Витамин РР
Жирорастворимые
Витамин А
Влияет на рост и развитие организма, повышает защитные свойства организма (улучшает в сумерках зрение), воздействует на процесс ороговения клеток кожи (на состояние волос и ногтей).
При недостатке – куриная слепота.
Печень трески, морского окуня, в сливочном масле, творог, морковь, помидоры, персики, абрикосы, капуста белокочанная.
Витамин Д
Образуется под влиянием солнечных У/Ф лучей, способствует усвоению кальция из кишечника, отсутствие у детей приводит к заболеванию рахитом.
Рыбий жир, рыба, сливочное масло, яичный желток.
Витамин Е (токоферолы)
Влияет на функции половых и эндокринных желез, необходим для правильного усвоения организмом витаминов других групп.
При недостатке – дистрофия мышечной ткани, дисфункции матки и бесплодие у женщин, старческие пятна на руках.
Нерафинированные масла: оливковое, кукурузное, подсолнечное, арахисовое, семечки.
(После заполнения таблицы, задаю задачи, которые ученики тут же решают и обсуждают ответы.)
Задача 1. Во время морских экспедиций моряки страдали цингой. Почему? (ответы детей: недополучение витамина С, не могли во время плавания добывать свежие овощи и фрукты)
Задача 2. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему? (Ответ: Авитаминоз – недостаток витамина Д, возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.)
4. Сообщение д/з.
Параграф 52, выучить определения понятий, подготовиться к проверочной работе.
5. Закрепление.
Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдаются карточки с названиями продуктов питания, фруктов, овощей и т.д.
На доске прикреплены конверты с буквами А, В, С, Д (обозначающие витамины). Учащиеся, посовещавшись в группах, должны разложить карточки по конвертам, и объяснить, почему они так сделали.
Итак, ребята, сегодня, изучив такой не простой, но очень интересный материал, мы выяснили, что витамины играют очень важную роль для организма человека, витамины выполняют важную функцию в процессе обмена веществ. Кроме того, выяснили, в каких продуктах содержатся те или иные витамины (группы витаминов), а также узнали нормы потребления витаминов.
(После этого, объявляю оценки ученикам за работу на уроке и за подготовку сообщений.)
Спасибо за внимание! Урок окончен!
(На следующий урок биологии, в качестве проверки домашнего задания, следует предложить ученикам письменную проверочную работу о теме «Витамины» - поэтому на этом уроке, на этапе задавания домашнего задания, нужно предупредить детей, какие примерные вопросы могут попасться в проверочной работе, на что следует обратить особое внимание.)
(Ниже представлены варианты проверочных работ.)
I вариант.
Задание № 1. Дайте определение понятию витамины.
Задание №2. Дать определения понятиям:
А) Авитаминоз.
Б) Гиповитаминоз.
В) Гипервитаминоз.
Задание №3. Напишите, какой витамин содержится в каждом из перечисленных продуктов:
1) лимон
2) морковь
3) сливочное масло
4) смородина
5) гречневая крупа
6) печень трески
7) петрушка
8) квашеная капуста
9) печень говяжья
10) молоко
Задание №4. При недостатке каких витаминов развиваются данные заболевания (авитаминозы)?
цинга
рахит
куриная слепота
бери-бери
II вариант.
Задание № 1. Дайте определение понятию витамины.
Задание №2. Дать определения понятиям:
А) Авитаминоз.
Б) Гиповитаминоз.
В) Гипервитаминоз.
Задание №3. Напишите, какой витамин содержится в каждом из перечисленных продуктов:
1) апельсин
2) шиповник
3) геркулес
4) рыбий жир
5) укроп
6) орехи
7) яичный желток
8) хлеб
9) подсолнечное масло
10) абрикосы
Задание №4. При недостатке каких витаминов развиваются данные заболевания (авитаминозы)?
цинга
рахит
куриная слепота
бери-бери
Литература:
Программа для общеобразовательных учреждений, Дрофа 2008. (5 – 11 классы.)
Биология. «Познай себя». Образовательная система - 2100. А.А. Вахрушев, Е.И. Родионова, Г.Э. Белицкая, А.С. Раутиан. Дрофа 2008.
Методические рекомендации для учителя 8 класса. А.А. Вахрушев, О.А. Родыгина. Образовательная система 2100. Дрофа 2005.
13PAGE 15
13PAGE 14215
15