Внеурочное занятие Путешествие по стране Этикета Тема: Учимся общаться

Внеурочное занятие «Путешествие по стране Этикета» во 2 классе.


Тема занятия: Учусь понимать людей. Учимся общаться.

Цель: Включить детей в осознание гуманистических принципов отношений друг к другу.

Задачи:
Формировать опыт нравственных взаимоотношений детей в коллективе.
Формировать умения высказывать собственные суждения.
Учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих норм.
Оборудование: магнитофон, кассета со спокойной мелодией, цветы белые (по количеству учащихся), табло «Зеленая полянка», рисунок домовенка Кузи, рисунок царицы – злодейки.

Ход урока
Введение.
- Как хорошо, ребята, что мы опять вместе, правда?
- Мы с вами давно не встречались, давайте поприветствуем друг друга.
Учитель делит ребят по принципу: ромашка, василек.
Ромашки встают во внутренний круг, васильки во
внешний круг.
- Разучим с вами слова приветствия.

Здравствуй друг!
Как ты тут?
Ты пришел?
Хорошо!
(Учащиеся обнялись или пожали друг другу руки, поменялись парами).

Знакомство.

- Хотелось бы услышать как вы провели свои выходные дни, а для этого мы поиграем с вами в игру (игра «Муравейник», общение происходит в парах по кругу, на обсуждение каждого вопроса учитель дает примерно 40 секунд, по хлопку дети меняются парами).

Вопросы для обсуждения:

Какой самый интересный случай произошел с тобой в выходные?
Какой день показался тебе самым веселым? Почему?
Какой наряд стал для тебя самым любимым ?
Какую книгу ты прочитал?
Какой день был для тебя самым радостным и почему?
Какое новое знакомство у тебя произошло?
Какая самая любимая песня ?
В какой момент вам было особенно грустно? Почему?


- А отчего вам бывает грустно?
(Не было рядом друзей, не с кем было общаться)
- Когда вам бывает особенно весело?
(Когда друзья рядом).
- Прошу вас представить свое настроение в виде цветов.
-У вас на парте лежат цветы белого цвета, раскрасьте их согласно вашему настроению.

красный – веселое, радостное
желтый – спокойное, хорошее
синий – плохое
- Возьмите цветок того цвета, который отражает ваше настроение, наклейте его на нашу полянку.
- Поместите свои цветочки на нашу зеленую полянку.
- Вы видите, что наша полянка вся в красных цветах, это замечательно. (Если появились цветы другого цвета, то целесообразно задать следующий вопрос.)
- Давайте подумаем как сделать так, чтобы такая полянка сохранялась после каждого нашего урока?
Предлагаю выслушать ответы по цепочке.
(Если были синие, желтые цветки: «Давайте подумаем как улучшить настроение тем, у кого оно не достигло радостного. Как же это сделать?
Вспомнить о чем - то хорошем или приятном
Вспомнить о ком - то дорогом.
Просто посмеяться.
Лучшие предложения можно зафиксировать на доске.

Ожидание участников.

- Видите, как хорошо, когда мы все вместе. Сколько добрых проявлений у нас друг к другу. Мне очень приятно наблюдать это в нашем коллективе. Давайте и дальше будем крепить нашу дружбу и помогать друг другу.
- А кого вы можете назвать другом?
- Поработайте в парах, выскажите свое мнение.

Лучшие высказывания фиксируются.

- Как вы думаете, какие дела можно назвать для нашего коллектива добрыми? (Дискуссия)
Помогать друг другу.
Выручать друг друга, если вы что- то забыли из школьных принадлежностей дома.
Уметь выслушать товарища, помочь советом.
Помочь с дежурством, если у кого то не получается.
Использовать вежливые слова.
Не обзываться.
Не смеяться, если у кого- то не получается на уроке.
- Русский народ придумал множество пословиц о добрых делах. Как вы понимаете, что такое пословица?
Пословица – краткое народное изречение с назидательным содержанием.

- Предлагаю вам разбиться в группы, каждая группа получит задание: собрать пословицу и объяснить как вы ее понимаете.

Разбиваем класс на группы по принципу:
василек
ромашка
колокольчик
ландыш
Доброе слово лечит, злое калечит.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
Доброе дело питает душу и тело.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

- Друг в беде поможет, добрым словом утешит, выслушать всегда сможет, поможет советом, сможет развлечь вас, когда вам вдруг взгрустнется.
Раздается чихание.

·- Кто это к нам в гости пришел?
- К нам в гости пришел герой, которому сегодня очень грустно, печально, а знаете почему у него на сердце тоска?
(Учитель вывешивает рисунок Домовенка Кузи).
- Он не может никуда уйти из дома, он вынужден день и ночь оберегать ваш дом.
-Давайте поможем организовать каникулы для нашего Домовенка, чтобы ему было весело, интересно, увлекательно и незабываемо.
- Для этой цели разобьемся на группы.
Винегрет:
яблоко
груша
лимон
апельсин

Определяем и фиксируем самые лучшие предложения. Например:
Отправим Кузьму в детский лагерь, где можно поиграть с другими детьми или героями.
Организовать для Домовенка путешествие, где он нашел бы счастье.
Выслушиваем лучшие предложения и выясняем, где же Домовенку лучше всего.
- Почему нашему Домовенку лучше там, где много детей?

Принятие правил работы группы.

- Настроение у нас с вами прекрасное, но злая царица из сказки А.С.Пушкина вредит нам, старается нас рассорить, хочет, чтобы в классе все ругались, ссорились, жаловались друг на друга. (Учитель вывешивает рисунок злой царицы). Она смотрит в свое волшебное зеркальце, забирает все хорошее настроение, добрые слова, дружеские отношения, поступки в зазеркалье. Что же нам с вами делать?
- Давайте выработаем законы, по которым мы будем работать в нашем коллективе, а поможет в этом наш дружок Домовенок Кузя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
У него в сундучке масса волшебных вещей. Особенно нам сегодня пригодится волшебная палочка и цветик – семицветик. (Выбирая определенный цвет, ребята разбиваются на 4 группы).

- Цветик – семицветик поможет нам разбиться на группы. А волшебная палочка утвердит законы по которым мы с вами будем жить в нашем коллективе.

Например: не ссориться, не жаловаться, помогать друг другу. Ребята в группах обсуждают какие бы они правила приняли для своего коллектива. Затем идет обсуждение и лучшие предложения учитель фиксирует на доске.
- Домовенок берет свою волшебную палочку и утверждает законы по которым мы с вами будем жить в коллективе:
1. Внимательно слушай товарища.
2. Не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал.
3. Если не хочешь говорить, то можешь промолчать.
4. Относись к другим так же, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Вывод: ну что ж, каждому есть о чем подумать. Постараемся выполнять правила.

- Законы получились очень хорошие, считает Домовенок. Но давайте немного уточним. Какие бы наказы как себя вести в нашем коллективе дали мальчики для девочек.
Лучшие правила фиксируются на доске.
- А какие наказы есть у мальчиков?
Лучшие правила фиксируются на доске.
- Посмотрите внимательно, что получилось в советах для девочек и мальчиков.
- Что здесь общего?
- Чем отличаются?
Вывод: хорошо, что мы обо всем сегодня договорились, все будем стремиться выполнять наш договор, будем стремиться стать лучше и лучше. Нам всем станет интересно жить в этом коллективе. А Домовенок Кузя будет оберегать нас, хранить душевное тепло, беречь наши дружеские отношения.
- Что бы вы посоветовали каждому, кто хочет научиться дружить?
(Учитель разбивает учащихся на 2 группы, они должны выбрать правильные и неверные фразы. Данные высказывания есть у обеих групп. 1 группа выбирает только верные высказывания, вторая те, как поступать нельзя ).

Чаще улыбаться.
Быть сердитым и серьезным.

Рассказывать о себе.
Слушать своего друга.

Называть друга по имени.
Называть по прозвищу.

Разговаривать о том, что интересно другу.
Разговаривать о том, что интересно тебе.

Совершив ошибку, признаться и исправить её.
Скрывать свои ошибки, указывать на чужие.

Вести себя так как тебе хочется.

Вести себя со своим другом так, как ты бы хотел, чтобы он вёл себя с тобой.


Итог занятия:

- Ребята, какие бы вы дали советы тем детям, которые ищут себе друзей, мечтают о настоящем друге?
- С кем вам приятно дружить?
- Какие обязательства есть у вас по отношению к другу?
- Я тоже вам хочу дать совет: научитесь любить и понимать людей, и рядом с вами всегда будут друзья.
- Какое настроение у вас в настоящий момент?
- Чему вы научились на нашем уроке сегодня?
Звучит песня «Если с другом вышел в путь».


Рисунок сундучка Кузи



15