Презентация Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 3»Копцева Галина Михайловна «Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе. Извлечение нужной информации из текста и её преобразование – важнейшее умение».Профессор Н. Н. Светловская Технология продуктивного чтения - технология формирования типа правильной читательской деятельностидо чтения текста,во время чтения, после чтения. Цель технологии - формирование читательской компетенции школьника: понимание информации,поиск конкретной информации,самоконтроль,восстановление контекста,интерпретация, комментированное чтение. Этапы работы с текстом: 1) До чтения текста: определение направленности текста, его героев(антиципация) 2) Во время чтения текста: изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). 3) После чтения текста: рефлексивное чтение, выполнение творческих заданий. Работа с текстом до чтения. ЦЕЛЬ ЭТАПА: развитие антиципации (умения прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам).Задания: предположите, о чем данный текст по: названию фамилии автора иллюстрациям выделенным словам (просмотровое чтение)- привлекая предшествующий читательский опыт ↓мотивирование чтения Работа с текстом до чтения. ЦЕЛЬ ЭТАПА: развитие антиципации (умения прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам). Белорусская сказка «Пых».1 группа: предположить, что может произойти в сказке, по иллюстрации.2 группа: высказать предположение о происходящих событиях, используя ключевые слова (дедушка, бабушка, репка, страшный зверь).3 группа: предположить, о чем пойдёт речь, по названию сказки.Формируются УУД: умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;определять и формулировать цель деятельности на уроке;находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, заголовке. Работа с текстом во время чтения. ЦЕЛЬ ЭТАПА: понимание текста и создание его читательской интерпретации.ПРИЕМЫ РАБОТЫ: чтение текста «с карандашом», определение основных понятий, выборочное чтение (составление таблиц), составление плана текста.Диалог с автором:В – вопрос (найди, задай); О – ответ (ответь на этот вопрос); П – проверка (проверь точность своих предположений).↓интерпретация текста Составление таблиц. Л. Н. Толстой «Косточка» Вопросы До чтения После чтения - В рассказе «Косточка» пойдет речь о сливах? + + - Главный герой рассказа обманул своих родителей? - + - Успел ли мальчик насладиться вкусом сливы? - + Составление таблиц. Вопросы и утверждения Выдержки из текста Какие чувства испытывает Минька, получив плохую отметку? А я в грустном настроении зашел в городской сад, сел там на скамейку и, развернув дневник, с ужасом глядел на единицу. Слова папы, которые помогли Миньке рассказать правду. – Люди, которые идут на вранье и обман, – смешны и комичны, потому что рано или поздно их вранье всегда обнаружится. И не было на свете случая, чтоб что-нибудь из вранья осталось неизвестным. Какое обещание дал себе Минька? И дал себе слово говорить всегда правду. Работа с текстом во время чтения. Формируются УУД:предметные: умение определять тему рассказа, выделять смысловые части, понимать содержание прочитанного, формулировать несложные выводы;метапредметные:познавательные : умение ориентироваться в содержании текста, самостоятельно находить ответы на заданные вопросы,регулятивные: умение выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи,коммуникативные: умение выражать свои эмоции, высказывать мнение по отношению к героям и их поступкам; умение работать в паре, в группе, понимать собеседника.Личностные результаты: высказывание своего отношения к прочитанному с аргументацией. Работа с текстом после чтения. ЦЕЛЬ ЭТАПА: соотнести читательские интерпретации произведения с авторской позицией, сформулировать основную идею текста или совокупности его главных смыслов.ПРИЕМЫ РАБОТЫ: постановка концептуального вопроса (почему?), концептуальная (смысловая) беседа по текстуколлективное обсуждение прочитанного, дискуссияповторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациямвыполнение творческих заданий корректировка собственной интерпретации объективным авторским смыслом ↓ Работа с текстом после чтения. Формируются УУД:предметные: умение производить анализ и сравнение, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, умения читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного, сочинять небольшие тексты на заданную темуметапредметные: умение обобщать полученную информацию, аргументировать свое высказывание и объяснять свой выбор, проявлять инициативу и самостоятельность; умение ориентироваться в нравственном содержании рассказа; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с поставленными учебными задачами; осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности. Личностные результаты: понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать. Достоинства технологии применима самостоятельно вне урока;возрастносообразна и доступна;ориентирована на развитие личности читателя;развивает умение прогнозировать результаты чтения;способствует достижению понимания на уровне смысланаправлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий