Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.


Технология продуктивного чтения
как средство формирования УУД
у младших школьников.
Подготовила:
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8 г. Березники
Пархоменко Светлана Валерьевна

2015 г.
Технология продуктивного чтения как средство формирования УУД у младших школьников.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Д. Дидро
За многие годы работы в школе с каждым набором детей замечаю, как меняются наши ученики, меняются их взгляды на жизнь, меняются их интересы, меняется их стиль общения между собой, меняется их отношения к учёбе и конечно меняется интерес к чтению. У большинства детей снижается читательская активность . У школьников меняется восприятие мира. Нашим детям проще воспринимать мир картинками, как в комиксах, уходят на второй план отношения, мысли, чувства. Подготавливая учащихся к мониторингу, часто сталкиваюсь с неумением школьников находить в тексте нужную информацию и интерпретировать её. Таким образом, перед учителем стоит одна из важных образовательных задач обучение пониманию текста. Задача педагогов на начальном этапе обучения сформировать у учащихся прочные читательские умения и навыки работы с текстом, главные из которых: умение представить себе картину прочитанного; уметь чувствовать и сопереживать героям и автору; понять главную мысль литературного произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее в устной или письменной форме. Для формирования УУД учащихся эффективно использовать на уроках литературного чтения, окружающего мира, русского языка, ОРКСЭ и др. технологию продуктивного чтения.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, которая направлена на формирование полноценного восприятия текста и понимание учеником прочитанного, формирующая активную читательскую позицию. Другими словами – современный ученик должен владеть высокой техникой чтения, понимать прочитанное, различать литературные жанры, уметь ориентироваться в книгах, уметь находить нужную информацию с помощью книги.
Таким образом, при работе по Новым Федеральным стандартам помогает педагогам технология продуктивного чтения, формирующая необходимые универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные.

Формирование УУД
Познавательные УУД:
1. ориентироваться в учебнике;
2. находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3. делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
4. преобразовывать информацию из одной формы в другую;
5. составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)
6. подробно пересказывать небольшие тексты.
Регулятивные УУД:
1. определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
2. учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
3. составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
4. в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные УУД:
1. оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
2. слушать и понимать речь других;
3. выразительно читать и пересказывать текст;
4. договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
5. учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
Личностные УУД:
1. оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
2. оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
3. эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
4. понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
5. высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
При формировании УУД в своей работе учителя используют следующие современные технологии и методы обучения:
— Технология формирования типа правильной читательской деятельности.
— Информационно-коммуникативная технология
— Технология проблемного обучения
— Здоровьесберегающая технология
— Деятельностный метод
— Дифференцирование
— Моделирование
— Проектно-исследовательская деятельность
— Синквейн (развитие критического мышления)
Технология предполагает три этапа работы с текстом : 1 этап- до чтения текста – ученики учатся предугадывать будущее содержание текста, по названию произведения и иллюстрациям к нему, дети предполагают о чем пойдёт речь в тексте. Результатом работы на 1 этапе является: предвосхищение чтения и создание мотивации для ознакомительного чтения
2 этап - во время чтения: - учащиеся читают и ведут диалог с автором, задают вопросы, прогнозируют ответы, вычитывают подтекст, осуществляют самопроверку по тексту. Результатом 2 этапа является умение учащихся использовать интерпретацию прочитанного.
3 этап- после чтения: – рефлексивное чтение, ученики уточняют позицию автора, беседуя, задают вопросы друг другу по прочитанному. Результатом 3 этапа является: понимание учащимися смысла текста, заложенного автором, индивидуальная интерпретация текста.
Структура урока, построенного с использованием технологии продуктивного чтения
I Этап – Работа с текстом до чтения
перед знакомством с новым произведением рекомендуется использовать приём «прогнозирования».Вместе с учениками сначала рассматриваются заголовок произведения, иллюстрации к нему, обращается внимание на жанр произведения. Далее самостоятельно, с опорой на читательский опыт, учащимся предлагается определить тему текста и выделить его главных героев.
II Этап – Работа с текстом во время чтения включает в себя:
Первичное чтение текста. На этом этапе можно использовать различные виды работы – это самостоятельное ознакомление, чтение по «цепочке», чтение – слушание, комбинированное чтение (сильных и слабых учеников), в соответствии с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Выявление первичного восприятия Далее с помощью беседы идёт выявление первичного восприятия текста учащимися, дети делятся первичными впечатлениями.
Повторное чтение текста. Для лучшего понимания прочитанного на этом этапе стоит использовать медленное «вдумчивое» чтение как всего текста, так и отдельных эпизодов. Текст делится на смысловые части и задаются уточняющие вопросы к каждой смысловой части.
Проводится словарная работа с использованием различных словарей и жизненного опыта учащихся.
Беседа по содержанию. Обобщение прочитанного. Учащиеся анализируют ожидаемые впечатления от чтения с окончательными выводами по тексту. Ученики представляют в своём воображении события из текста, дают оценку поступкам главных персонажей, описывают героев, выражают своё эмоциональное отношение к ним, рассуждают, сравнивают факты, выясняют позицию автора.
III Этап – Работа с текстом после чтения
Беседа по тексту. Работа строится в виде дискуссии, коллективного обсуждения прочитанного текста. Учащимся даётся возможность соотнести свои оценочные суждения с авторской позицией. Дети формулируют основную идею, заложенную автором произведения.
Знакомство с писателем. Для создания целостного восприятия текста, учащимся даётся историческая справка о жизни автора произведения. Презентация или беседа о личности писателя помогают воссоздать атмосферу, в которой создавалось произведение. Целесообразнее проводить данную беседу после чтения произведения, так как ученику будет легче составить целостное представление о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Работа с заглавием и иллюстрациями. Обсуждение выбора заглавия к тексту. Учащиеся предлагают свои варианты. Беседа с учащимися по иллюстрациям к содержанию текста. Соотнесение видения художника с личными читательскими представлениями.
Творческие задания. Для повышения читательской активности предполагается использование творческих работ учащихся, опирающихся на эмоции и воображение учащихся, осмысление содержания прочитанного.
Конечно, важную роль в формировании читательской компетенции играет темп чтения ученика. Я поставила перед собой цель развивать оптимальный темп чтения у детей. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью 120 - 150 слов в минуту. Замечено, что при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Для получения эффективных результатов при работе над темпом чтения существуют различные методики. Для построения своей работы на уроках литературного чтения я использую различные методики, например методика А.Н.Корнева, профессора И.П. Федоренко и другие. В своей методике профессор Фёдоров обращает внимание на то, что при работе над книгой важна не длительность чтения, а частое использование тренировочных упражнений. По рекомендациям профессора И.П.Фёдоренко урок следует начинать с разминки, с постановки дыхания, далее проводится артикуляционная гимнастика, которая помогает в постановке правильного произношения звуков. Для этого стоит отводить на каждом уроке по 1-2 минуты. Для отработки чёткого произношения звуков рекомендуется использовать чистоговорки, скороговорки. Задания такого плана способствуют повышению техники чтения.
В своей работе я использую некоторые приёмы из системы Федоренко и Пальченко, которые помогают достичь поставленных целей с помощью технологических элементов: упражнений, тренингов, такие как многократное чтение; чтение в темпе скороговорки; чтение с переходом на незнакомую часть текста. Так же я стараюсь включать в свою работу на уроках чтения некоторые эффективные приёмы из опыта различных педагогов. Для себя я сделала подборку упражнений и регулярно включаю их в свои уроки.
Упражнения для развития оптимальной скорости чтения.
Магнитофон Сильный ученик читает отрывок, а слабый ученик следует за ним (как бы записывает на плёнку). Затем учитель говорит: '"Магнитофон включён". Слабый ученик должен сам прочитать этот небольшой текст.
Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение "Буксир"
Буксир – учитель читает текст, дети читают про себя тот же текст. Затем учитель внезапно останавливается на каком либо слове. Дети должны остановиться на этом же месте, показать слово, на котором остановились.
Кто быстрее? – учитель читает начало, конец или середину предложения, дети должны отыскать это предложение и прочитать.
Спринт - Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение «Спринт». Ученикам предлагается отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде «Марш» начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
Чтение-спринт заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости читает про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы. А после прочтения отвечает на поставленные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения взрослый поторапливает ребенка: «Быстрей, быстрей, еще быстрей!», добавляя при этом: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить чтение-спринт перед чтением вслух каждого текста.
Перед чтением следует подготовить ребенка психологически, дать команды: «Приготовиться! Внимание! Начал!» При обучении чтению-спринт используется следующая памятка:
Памятка:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай, как можно быстрей.
Ответь на вопросы к тексту.
Губы
При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
Мнимое слово – учитель в ходе чтения неправильно прочитывает некоторые слова, дети должны его исправить.
Эстафета - начинает читать текст учитель, прочитав несколько строк он передаёт эстафету ученику. Ученик, прочитав несколько предложений, называет имя следующего ученика, который продолжить чтение.
Бросок – засечка. Это упражнение способствует развитию зрительного умения ориентироваться в тексте. Ребенок кладет руки на колени и по команде "Бросок" начинает читать текст вслух. Когда раздается команда "Засечка" читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки остаются на коленях. По команде "Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
« Молния» Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение "Молния». Суть этого упражнения заключается в чередовании чтения в комфортном режиме, с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. По команде учителя "Молния!” ученик переходит на чтение в максимально ускоренном режиме и продолжает читать от 20 секунд до 2 минут.
Чтение жужжащее -было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется многими учителями.
Игра в прятки
Учитель начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает учитель.
Чтение со счетом слов заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости, считая про себя слова текста, одновременно должны уяснить и его содержание. А после окончания подсчета числа слов назвать это число и ответить на сформулированные взрослым перед чтением вопросы к тексту. Цель чтения со счетом слов – загрузить уши ребенка посторонней работой – счетом слов. В этом случае ребенок лишен возможности произносить текст про себя. Ребенок приучается читать только глазами. К упражнению по чтению со счетом слов разработана следующая памятка:
Памятка:
Плотно сожми губы и зубы.
Читай только глазами.
Читай, как можно быстрей, считая про себя слова текста.
Ответь на вопросы к тексту.
Чтение-разведка. Это упражнение заключается в том, что ребенок на максимальной для него скорости просматривает текст и находит ответы на вопросы, поставленные взрослым перед чтением.
Памятка:
Плотно сожми губы и зубы.
Поставь палец или указку на начало строки.
Просматривая текст вертикальным движение глаз, найди ответы на вопросы.
Все эти упражнения, направленные на расширение поля зрения вполне применимы на занятиях и уроках по чтению (литературе) уже в 3-4 классах начальной школы.
Некоторые конспекты уроков литературного чтения из моей практики представлены в приложении.
Список литературы
1. А.Г. Асмолов «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», М: Просвещение, 2010
2. С.М. Бондаренко, Г.Г. Граник, Л.А. Концева «Как учить работать с книгой», М.,1995
3. С.А. Дыбленко, О.В. Соболева «Обучение диалогу с текстом: взгяд психолога и взгляд учителя», 2002, №8
4. О.В. Соболева «Беседы о чтении», цикл статей (2007, №8-12; 2008, №1,3,4,6,9)
5. Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения», М: Просвещение, 2010
6. Будачёва, О.А. Как мы развиваем коммуникативную компетентность на уроках литературы /О.А. Будачёва //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2008.- №10.-С.34-35
7. Брагуца, А.В. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе /А.В. Брагуца //Начальная школа.- 2010.-№9.-С.75-78
8.Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993. с. 96
9. Козырева Л. М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М.: Издат – школа 2000. с. 3
10. Мисаренко Г Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школы. – М.: ОНИКС. 2008. с. 6 -7.
11. Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. сс. 27-31.
12.Материалы сайта: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября")
Приложение.
Упражнения для разминки
а) вдох носом, выдох через рот;
б) вдох, задержка дыхания, выдох;
в) вдох, выдох по порциям.
Задуй свечу
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Егорка
Как на горе на пригорке стояли 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка … (произносить на выдохе)
Обрызгайте белье водой (в один приём три, пять)
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
В цветочном магазине
Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируя вдыхание цветочного запаха 2 – 3 раза).
ЧИСТОГОВОРКИ
ай – ай – ай – авторучку дай.
ам –ам –ам –песенка для мам.
ак – ак – ак – Сашенька - рыбак.
ал –ал –ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла.
лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малы.
ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды — ды — ды — выходи - ка из воды.
ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де – де - подходить нельзя к воде.
Прочитайте гласные на одном выдохе с усилением голоса - три раза: шепотом, тихо и громко: а – у – о – э - ы
о – у – а – ы - э
а – у – ы – о - э
Прочитайте гласные на одном выдохе с ударением на первый гласный:
а – э – о - у
о - у - ы - э
а - э - ы - о
о- у - а – ы
Играй на воображаемой трубе: уууууууу; а-о, а-о, а-о, а-о; у-а-о, а-о-у; о-а-у.
Прочитайте на одном выдохе с усилением голоса три раза: шепотом, тихо и громко:
ла - ло - лэ - лу - лы ал - ол - эл - ул – ылПрочитайте слога на одном выдохе с ударением на первый слог:
да - до - ду - ды - дэ
ди - де - дя - дё - дю
ди - дя - дё - де – дю
Эхо: Ау — позови товарища; ау —послушай эхо; ау — эхо откликается товарищу
Приложение
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ
Динамическое чтение
На доске, на экране или на карточках записан столбик слов из 5 -7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
Бинарное чтение
Одну таблицу или текст читают два ученика одновременно.
« Очередь»
Сначала читает учитель, затем читают ученики ту же таблицу или текст.
«Буксир»
а) Учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем.
б) Учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается. Ученики показывают слово, где остановился учитель.
« Ловушка»
Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.
«Прыжки»
Чтение через слово.
«Фотоглаз»
На доске столбик слов, которые ученики читают определённое время. Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
« Найди меня»
На листах написаны строчки букв, между буквами «спрятаны» целые слова. Их нужно найти.
«Счёт слов»
На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают слова. Перед чтением ученикам задаётся вопрос. На который они должны ответить после окончания работы.
« Сканирование»
За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации
Упражнения для развития скорочтения.
1. Чтение методом ритмических фиксации.
*- точка фиксации взгляда.
В * субботу * мы * снова * побывали* в* зоопарке.*
Текст читается в темпе счёта “ раз” - “ два” или читается по точкам, фиксируя взглядом слово между чёрными или зелёными точками. Этот метод можно эффективно использовать в период обучения грамоте. Для этого можно на доске записывать предложение и между словами ставить точки На интерактивной доске дети сами могут наносить точки фиксации взгляда и отрабатывать технику чтения.
<Приложение>
Этот метод можно применять и во втором и третьих классах при индивидуальной работе. Скачкообразное чтение “ Кенгуру”, при этом точки расставляются после каждой логической паузы.
2. Чтение методом ритмического скольжения.
Слова читаются плавно , текст читается по стрелкам. Стрелки могут быть нанесены сразу в печатном тексте, а также с помощью мультимедийных технологий.
Чтение методом форсирования скорости.
Листом белой бумаги прикрывают строку. Лист бумаги передвигают со скоростью, слегка превышающей скорость перемещения взгляда от строки к строке. Разработанный метод может применяться для работы в парах на уроке, так и дома при участии родителей в отработке беглого чтения в домашних условиях. Все данные упражнения чисто технические. Они ориентированы на совершенствование навыков беглого, правильного чтения. Новые технологии нужны для принципиального изменения техники чтения.
Развитие масштабного и гибкого внимания.
При рассматривании текста надо найти нужное слово, дату, имя, фамилию, название профессии, за определенное время.
Этот метод помогает ученику быстро ориентироваться в тексте, быть более внимательным, развивать память. Для этого метода подойдут научно-популярные статьи из учебника, а так же взятые из справочной литературы.
На родительском собрании провожу анкетирование, которое позволяет проанализировать домашнее чтение, дать индивидуальные рекомендации родителям.
АНКЕТА.
Какие книги прочитал ваш ребёнок вместе с вами?
Сколько книг подарили своему ребёнку?
Какой любимый писатель вашего сына или дочери?
Есть ли дома библиотека?
Сколько времени читает ваш ребёнок?