КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «Изготовление объемной открытки «Бабочка-Аполлон» средствами компьютерного моделирования и технического конструирования.»


СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
ГБОУ СОШ №14
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
СПДОД СЮТ:
___________Кивгазова Н.И.
13 января 2015 г.

ПРИНЯТАМЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

СПДОД СЮТ
протокол №3 от 12.01. 2015г
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ:
«Изготовление объемной открытки «Бабочка-Аполлон» средствами компьютерного моделирования и технического конструирования.»В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»
/авторская/
Возраст детей: 8-12 лет
Продолжительность урока: 40 минут
Педагог дополнительного образования:
Казакова Екатерина Владимировна
г. Жигулевск 2016 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия по программе «Компьютерное моделирование»
Преподаватель: Казакова Екатерина Владимировна
Образовательное учреждение: СПДОД СЮТ ГБОУ СОШ №14
Объединение: Компьютерное моделирование
Тема занятия: Создание объемной открытки «Бабочка-Аполлон» с применением начального технического компьютерного моделирования
Цель занятия: развить умения и навыки моделирования на компьютере, конструирования руками.
Задачи:
- научить создавать изображения при помощи команды Отразить/повернуть в программе MS Paint;
- научить конструировать объемную модель открытки;
- приобщить учащихся к традициям народной культуры, творчества народов Самарского региона;
- научить, учащихся монологическому высказыванию типа рассуждение с опорой на устные выступления.

Планируемые образовательные результаты:
Личностные УУД:
- понимание значения различных видов информации связанной с сохранением природного и культурного наследия Самарской области: заповедные леса, исчезающий вид и др.;
- формирование интереса к изучению графических редакторов, компьютерного моделирования через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Познавательные УУД:
- сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям;
- структурирование знаний;
- преобразование информации;
- создание различных информационных объектов с использованием графического компьютерного редактора;
- создание целостного изображения, использую базовые линии и фигуры;
- использовать ручной труд, для создания полезных вещей.
Регулятивные УУД:
- планирование путей решения задач, достижения цели;
- уметь самостоятельно контролировать своё время.
Коммуникативные УУД:
- Оценка действий сверстников;
- управление поведением сверстников –коррекция, оценка действий сверстников;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения - подача информации, фронтальный опрос, объяснительно-иллюстративный, объяснение, пояснение, самооценка, самоанализ, репродуктивный.Средства: вербальное (речевое), презентация, проектор, компьютеры обучающихся, ноутбук педагога, интерактивная доска, тетрадь, ножницы, фломастеры или цветные карандаши, клей, картон, бумага, бумажные звездочки.Этапы урока:
1. Организационный этап.
2. Подготовительный этап: повторение пройденного материала через опрос.
3. Мотивационно - ориентационный этап: краткий рассказ о теме, целях урока, ходе занятия, о формах контроля.
4. Основной (операционно-исполнительный) этап: развитие умений применять знания на практике, игра.
5. Заключительный (рефлексивный) этап: анализ качества выполненных на занятии работ, подведение итогов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ХОДА УРОКА
Планируемые образовательные результаты Деятельность учителя Деятельность учащихся Методы и средства
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Готовность группы к работе на уроке Приветствие учащихся, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность. Метод: подача информации
Средство: вербальное (речевое)
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Личностные УУД: - понимание значения различных видов информации связанной с сохранением природного и культурного наследия Самарской области: заповедные леса, исчезающий вид и др.;
Познавательные УУД: - сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям; -структурирование знаний; Регулятивные УУД: - планирование путей решения задач, достижения цели.
Коммуникативные УУД:
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками. Актуализация опорных знаний.
- Ребята, знаете ли вы, что в Самарской области есть уникальный заповедник «Самарская Лука»?
- Как вы думаете, каких животных можно встретить в заповеднике?
- Каких бабочек вы встречали? Отвечают на вопросы. Перечисляют темы, которые изучали на прошлом занятии. Правильный ответ: Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей». Метод: фронтальный опрос.
- Что такое симметрия?
- Какие виды симметрии вы знаете?
На экране изображены картинки(слайд 2 презентации), необходимо определить какие виды симметрии изображены на слайде.
Оцениваем правильность ответов (слайд 3 презентации) Отвечают на вопрос.
Правильный ответ: Осевая симметрия, поворотная симметрия, переносная симметрия, зеркальная симметрия, симметрия подобности. Рассматривают слайд. Выполняют задание, которое видят на экране (слайд)
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный.
Средства: презентация педагога.
- Симметрия, которая нас окружает (слайд 4 презентации)
- Какие симметричные предметы встречали вы в быту, в природе? Отвечают на вопросы. - Что вы можете рассказать о программе MS Paint? Отвечают на вопрос. - Ребята, почему удобнее использовать графические редакторы для создания рисунка или модели, нежели бумагу?
Молодцы! Ребята, теперь вы знаете все виды симметрии, и пришло время создать симметричные объекты своими руками. Отвечают на вопрос. Правильный ответ: Нет необходимости брать новый лист бумаги, если что-то не получилось.
МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП.
Регулятивные УУД: - уметь самостоятельно контролировать своё время;
Познавательные УУД:
- преобразование информации;
- создание различных информационных объектов с использованием графического компьютерного редактора;
- создание целостного изображения, использую базовые линии и фигуры.
Личностные УУД:
- формирование интереса к изучению графических редакторов, компьютерного моделирования через творческие задания, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Тема нашего урока:
Создание объемной открытки «Бабочка-Аполлон» с применением начального технического компьютерного моделирования.
Цель занятия: развитие умений и навыков моделирования на компьютере и конструирования руками.
(слайд 5 презентации)
Знаете ли вы что такое компьютер? Знаете ли вы, как следует обращаться с компьютером?
Расскажу вам о технике безопасности при работе за компьютером:
1. С техникой обращаться бережно: не стучать по мониторам, не стучать мышкой о стол, не стучать по клавишам клавиатуры.
2. При возникновении неполадок сообщить об этом педагогу.
4. Выполнять за компьютером только те действия, которые говорит преподаватель.
5. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку. Записывают в тетрадь тему и цель урока. Средства: вербальное (речевое), тетрадь.
Педагог рассказывает детям ход работы на занятии, объясняет критерии оценивания:
- По окончанию работы, все открытки необходимо составить на одну парту. Таким образом, мы создадим выставку объемных открыток. Выбирать лучшие работы мы будем вместе. Каждому из вас я дам цветную бумажную звездочку. Ваша задача: положить свою звездочку возле той работы, которая больше всего нравиться. Возле своей работы класть звездочку нельзя. Те работы, возле которых окажется больше всего звездочек, станут самыми лучшими на выставке объемных открыток. Слушаю педагога. Метод: подача информации.
Средство: вербальное (речевое).
ОСНОВНОЙ ЭТАП. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ.
Откройте графический редактор MS Paint известным способом.
Подробный алгоритм выполнения объемной открытки с применением начального технического компьютерного моделирования приведет на следующих слайдах:6-13 (педагог комментирует каждое действие). Садятся за компьютеры. Выполняют указания педагога.
Метод: подача информации.
Средство: вербальное (речевое).
Рисование левой половины бабочки
1.Проведите  вертикальную линию малинового цвета минимальной толщины – это ось симметрии бабочки. Малиновый цвет мы будем использовать только для оси симметрии.
2.Будем строить левую половину бабочки,  правую половину потом получим из левой. От оси симметрии постройте туловище и крылья бабочки, используя инструмент “кривая”. Цвет – черный. Верхнее крыло выполняется двумя кривыми.
4.Для построения головы используйте инструмент “Эллипс”. Голову сделайте круглой. На голове изобразите глаза с ресницами и ротик. Используйте инструмент “масштаб”. На крылья нанесите повторяющийся рисунок. Раскрашивать бабочку не нужно. Следуя инструкции педагога, используя мультимедийную презентацию, учащиеся выполняют работу. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Средства: презентация, вербальное (речевое).
Получение правой половины бабочки
6.Выберите инструмент “выделение”, установите указатель мыши ниже бабочки точно на ось симметрии и выделите левую половину бабочки таким образом, чтобы выделение прошло точно, по оси симметрии и в выделение попала вся левая половина бабочки
7.Получите копию левой половины бабочки при помощи команды копировать, затеи вставить. Выделение не снимать!
8.Для получения правой половины бабочки выделенную копию необходимо развернуть. Выберите в горизонтальном меню пункт Рисунок, в открывшемся ниспадающем меню – команду Отразить/повернуть, в открывшемся диалоговом окне выберите Отразить слева направо и нажмите кнопку OK.
9.Переместите правую половину бабочки до полного совмещения осей симметрии.
10. Для удаления ненужной уже оси симметрии на палитре выберите белый цвет , на панели инструментов выберите инструмент “заливка”. Щелкните последовательно на ось малинового цвета, на всех отрезках линии. Для построения головы используйте инструмент “Эллипс”. Голову сделайте круглой.
11. Сохраняем полученный рисунок.
12. Распечатываем изображение (если принтер один, распечатывает педагог).
13. Закрываем программу. Выключаем компьютеры. Следуя инструкции педагога, используя мультимедийную презентацию, учащиеся выполняют работу. Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Средства: вербальное (речевое), презентация.
Познавательные:
- использовать ручной труд, для создания полезных вещей.
Коммуникативные: - устанавливать рабочие отношения Напоминаю о технике безопасности при работе с инструментом, и сообщает следующее:
При пользовании ножниц, нельзя отвлекаться, быть максимально внимательным и дисциплинированным.
Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями направленными от себя. 
- Вам необходимо приготовить все необходимые инструменты для изготовления открытки!
- Вырезаем распечатанное изображение бабочки по контуру.
- Оформляем дизайн бабочки.
- Берем лист картона и находим его середину, при помощи линейки, проводим линию, фальцуем, складываем пополам, рисуем цветы, траву с применением фантазии.
-Наносим клей на туловище бабочки (на оборотную часть), приклеиваем на середину половинки подготовленного картона.
- Открытка готова! Садятся за парты. Готовят инструменты.
Следуют указаниям педагога. Метод: объяснение, репродуктивный. Средства: вербальное (речевое), ножницы, фломастеры или цветные карандаши, клей, картон, бумага.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. РЕФЛЕКСИЯ.
Коммуникативные: - Оценка деятельности сверстников. Педагог раздает всем детям цветные бумажные звездочки, по одной на каждого, оформляет выставку, просит отметить понравившуюся работу. Подведение итогов. Составляют открытки на парту. Каждый ученик выбирает понравившуюся работу и отмечает ее звездочкой. Обсуждение работ. Методы: Самооценка, самоанализ
Средства: бумажные звездочки.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВ-Петербург, 2005.- 352с.: ил.
Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. Графический редактор Paint. Редактор презентаций Power Point. (Тематический контроль по информатике.)/ Житкова О. А., Кудрявцева Е. К. – М. Интеллект-Центр. 2003 – 80 с.
Мазурина Л. "Труд и умственное развитие детей" - М: Просвещение 1998;
Мураховский В.И.  «Компьютерная графика. Популярная энциклопедия».  Москва «АСП-ПРЕСС СКД» 2003 г.
Никитин Б.П. "Ступеньки творчества" - М: Просвещение 1991;