Урок литературы по произведению братьев Стругацких Малыш

Урок русской словесности 7 класс «Фантастический мир в повести Стругацких «Малыш»
Автор Свинарева Наталья Владимировна

Описание .
На данном уроке использован метод анализа художественного текста , который предлагается доцентом кафедры русской и мировой литературы Алматинского Государственного университета им. Абая В. В. Савельевой .Ценность его в том , что он обеспечивает «неисчерпаемость толкований» и «множество смыслов» , помогает школьнику быть в ситуации со-размышления , находиться в состоянии диалога с произведением искусства. Учащиеся приобретают опыт открытий и опыт переживаний , что и является основой для воспитания читательской культуры.
Данный метод я использую уже не первый год и наблюдаю , как значительно увеличилась читательская компетентность моих ребят , как через анализ художественного пространства и времени , через интерпретацию произведения они выходят к постижению тайн и загадок искусства слова и познают радость творчества.









ЦЕЛЬ : 1. дать понятие об особенностях образов , художественного
времени и пространства при изображении фантастического
мира в художественном произведении на примере повести братьев
Стругацких;
2. формировать умение анализировать художественное
произведение , опираясь на систему
образов , соотношение художественного времени и пространства
с композицией , выходить на более глубокий уровень обобщения
и выводов через интерпретацию художественного текста ;
3. воспитание эстетического отношения к художественному
слову , развитие образного мышления учащихся .

Оформление : портрет писателей Стругацких , иллюстр. коллаж
«Малыш» , «Экипаж корабля «Ковчег» , таблица
«Композиция повести «Малыш» ;
музыкальное оформление – композиция «Космические
одуванчики» (Борис Деарт)


П Л А Н :

Организационный момент
Постановка цели урока
Актуализация знаний учащихся о фантастическом художественном
мире . Подготовка к восприятию нового материала .
Слово учителя :
- Любая книга – это путешествие в мир , созданный автором ,
чаще всего , это мир прошлого , но сегодня , ребята , мы с вами
совершим путешествие в мир далёкого будущего . Я надеюсь ,
что это путешествие будет для вас интересным и увлекательным .
(музыкальное вступление – композиция
«Космические одуванчики» )
- Далёкий космос , звёздное небо всегда будоражили умы человечест-
ва, это находит отражение и в музыке , и в живописи , и конечно,
в книгах . Немало писателей создали фантастические миры и
приключения . Сегодня мы совершим путешествие в мир ,
созданный писателями –фантастами , которых зовут Аркадий и
Борис Стругацкие .
4. Работа с новым материалом .
а) Личность писателей
- Что вам известно об этих писателях ? И как вы думаете ,
случайно ли они стали фантастами ?
(сообщение учащихся о Стругацких )
б) Признаки фантастического мира
- Повесть «Малыш» -история далёкого путешествия на планету
«Ковчег» . Авторы создают фантастический мир , далёкий от
Земли . Многие фантасты придумали свои истории контакта с
другими цивилизациями , эта тема будила воображение не
только людей искусства , но , наверняка , приходила и в вашу
голову . А что характерно для фантастического художественного
мира ? Каковы его признаки ?
(дети называют признаки фантастического художественного
мира : авторская фантазийная реальность , которая содержит
явно не жизнеподобные элементы в организации художествен-
ного пространства , времени , образного строя , сюжета ;
фантастический художественный мир связан с миром сказочным и мифологическим )
в) Групповая работа над композицией , пространством и образной
системой повести
- А теперь давайте обратимся к истории братьев Стругацких
- В чём особенность композиции и сюжета повести ?
( один из уч-ся комментирует композиционный план повести :
глава 1 «Пустота и тишина»
глава 2 «Тишина и голоса»
глава 3 «Голоса и призраки
глава 4 «Призраки и люди»
глава 5 «Люди и нелюди»
глава 6 «Нелюди и вопросы»
глава 7 «Вопросы и сомнения»
глава 8 «Сомнения и решения»
заключение
- Каждая глава ставит перед читателями вопросы , ответы на которые
мы находим в последующей главе . Наверное , поэтому названия
глав начинаются с последнего слова предыдущей . Такое
композиционное построение похоже на цепочку , в которой
все звенья взаимосвязаны . )
- Теперь , ребята , вам предстоит поработать в группах :
группа № 1 (координатор Дамаскина Эстела ) анализирует образ
Малыша , наблюдая за тем , каким он предстает в каждой главе ;
группа № 2 (координатор Берсугир Медет ) анализирует
художественное пространство , наблюдая за тем , каким его
изображает автор в каждой главе ;
группа № 3 (координатор Омаргали Нурсултан) анализирует
признаки фантастического мира , наблюдая за тем , как его
изображает автор в каждой главе .
Таким образом , ваше задание тесно связано с композицией
повести . ( дети выполняют задание 10-12 минут , работу
контролируют координаторы)
Во время работы детей в группах звучит музыкальная композиция «Космические одуванчики» Бориса Деарта

В процессе ответа уч-ся заполняют на доске таблицу :
композиция
образ Малыша
пространство
признаки фантастического
мира


г) Вопросы группе № 1 :
-Найдите портретное описание Малыша . Какое впечатление
оно создаёт ? Какие чувства вызывает ?
- Какими необычными способностями обладает Малыш ?
Помогли ли они ему выжить на холодной планете ?
-Какие вопросы задаёт Малыш людям ?
-Почему Малыш сам приходит к кораблю ? Зачем ему нужны
люди ?
- Почему Малыш не может покинуть планету ?
- Какие чувства вызывает Малыш ? Почему ?
-Почему главного героя называют Малышом , а не Пьером Семёновым
или как –либо иначе ?

Вопросы группе № 2 :
- Почему в повести противопоставлено открытое макро-пространство,
в котором обитает Малыш , закрытому микро-пространству ?
- Почему Малыша так привлекает пространство корабля , ведь оно
для него чужое ?
- Почему попытка вторжения в подземелье вызвала у Малыша
такой яростный протест ?
- Какое пространство более оптимистично , наполнено надеждой
и жизнью ? А какое является менее интересным и привлекательным?

Вопросы группе № 3
- Какой фантастический мир создан искусственно , а какой больше
похож на естественный ?
- В каком фантастическом мире человек обладает огромными
возможностями и способностями , а где он беспомощен ?
- Почему авторы так и не показали читателю аборигенов ,
воспитавших Малыша ?
- Какой фантастический мир наполнен добротой , заботой , вниманием
и преданностью ?
- Можно ли утверждать , что эти два мира противопоставлены ?Зачем
это нужно было авторам ?



д) Комментарий рисунков , изображающих Малыша и экипаж
корабля «Ковчег»
е) – Ребята , подберите определения , которыми бы вы охарактеризовали Малыша и членов экипажа .( дети называют
прилагательные , которые записываются на доске ) , а теперь назовите
два определения , самые главные в характеристике героев
(Малыш – преданный , феноменальный , человечный,
экипаж – умные , сильные , но жестокие и способные на преда-
тельство )
-Кого вы хотели бы иметь в числе своих друзей : Малыша или
космонавтов ?
- Какая проблема поднимается авторами повести ? Над чем заставляет
задуматься ?
-Любое фантастическое произведение – это предупреждение человечеству или мечта . А что заключает в себе проблематика
этого произведения ( предупреждение , укор , упрёк , урок и мечту
о встрече с внеземными цивилизациями )

5. Закрепление .
- Давайте тоже немного помечтаем и послушаем ваши этюды
о приключениях Малыша ( уч-ся было предложено написать
этюд о продолжении истории Малыша или написать ему письмо )

- К сегодняшнему уроку я намеренно не подбирала никакой эпиграф,
предоставив это право вам . Какими стихотворными строками
или цитатами великих мыслителей вы сформулировали итог
прочтения этой книги для себя ?
6. Подведение итогов урока и выставление оценок с помощью
координаторов работы .

7. Домашнее задание : нам предстоит познакомиться с судьбой ещё
одного мальчика , но только земного и настоя-
щего , о котором рассказал замечательный
писатель Чингиз Айтматов в рассказе «Белый
пароход» - читать рассказ