Литературная игра по рассказу Л.Н.Толстого Кавказский пленник
Литературная игра « Поднимись на вершину»
по рассказу Л. Н. Толстого
« Кавказский пленник». 5 класс.
Цели урока:
Обучающие: 1) прививать любовь к русской классической литературе, к творчеству Л. Н. Толстого.
2) учить сравнивать поведение героев в художественном произведении, высказывать свою точку зрения, делать выводы.3) проверить знания учащихся по рассказу Л. Н. Толстого « Кавказский пленник».
Воспитательные: 1) воспитывать коллективистские качества, умение работать в команде и индивидуально, воспитывать творческое отношение к делу.
2) воспитывать толерантность, уважение к другому образу жизни, другой культуре, гуманизм.
Развивающие: 1) развивать речь, мышление, эрудицию, память, внимание, познавательную активность учащихся.План урока:
1) Организационный момент. Формулировка цели урока.
2) Урок – путешествие:
Шаг 1. « Давайте познакомимся».
Шаг 2. « Незаметные мелочи».
Шаг 3. « Тайны слова».
Шаг 4. « Вопросы на внимание».
Шаг 5. « Качества героя».
Шаг 6. « Я рисую».
Шаг 7. « Учимся анализировать».
3) Подведение итогов урока – путешествия.
Выставление оценок.
4) Домашнее задание.
Оборудование урока:
1) Акварели М. Ю. Лермонтова.
2) Рисунки учащихся к рассказу Л. Н. Толстого « Кавказский пленник».
3) Путеводитель (вручается командам).
4) План игры (написан на доске).
Путеводитель
7 шаг «Учимся анализировать»
6 шаг « Я рисую»
5 шаг « Качества героя»
4 шаг «Вопросы на внимание»
3 шаг « Тайны слова»
2 шаг « Незаметные мелочи»
1 шаг « Давайте познакомимся»
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по следам литературных героев.
В центре нашего внимания рассказ Л. Н. Толстого « Кавказский пленник». Действие рассказа происходит на Кавказе, поэтому мы тоже отправляемся на Кавказ, в горы. Нам помогут перенестись на Кавказ акварели М. Ю. Лермонтова, рисунки других художников, ваши рисунки.
Наше путешествие называется « Поднимись на вершину». Известно, что подниматься на гору с каждым шагом становиться все труднее, труднее с каждым разом станут вопросы и задания.
На вершине горы нам нужно будет сделать выводы, подвести итог нашей работы. Наша цель: подняться на вершину, показав свои знания. Мы учимся обращать внимание на мелочи (в старших классах эти мелочи мы будем называть «художественная деталь»). Эти мелочи помогут нам понять главное в произведении. Также мы учимся не просто отвечать на вопросы, мы учимся сравнивать поведение, поступки героев, учимся делать выводы.
В горах много трудностей и опасностей, поэтому нас ведут проводники – люди бывалые, это у нас капитаны команд. В конце путешествия определится команда – победитель и лучший путешественник – знающий, умеющий, отвечающий. Работу команд оценивают гости, наши учителя.
Каждой команде вручается путеводитель. Желаю удачи!
ХОД УРОКА:
Начинается наше восхождение на гору.
Шаг І « Давайте познакомимся».
Наши гости, наверно, подзабыли героев рассказа, поможем им их вспомнить или заново познакомиться. Капитаны выбирают по 2 листка с портретами, описаниями героев. Команда вместе думает и отвечает.
Мы познакомились с героями, продолжаем наш путь к вершине.
Шаг ІІ « Незаметные мелочи».
Каждой команде будет дано 3 вопроса. Если команда не знает ответа на свой вопрос, вторая команда может ответить и получить дополнительный балл. (Учитель зачитывает вопросы).
І ІІ
1) Какой подзаголовок имеет рассказ «Кавказский пленник» и что это означает?
(быль)
2) В какое время происходят события рассказа? («дело было летом»)
3) За сколько монет татары предлагали выкупить Жилина? Жилин был против. И на какой сумме согласились? (3 тысячи монет; на 500 рублях)
1) Что вы можете сказать о возрасте матери Жилина? («старуха мать»)
2) Сколько всего верст нужно было ехать от крепости до крепости? (25 верст)
3) За что хозяин подарил Жилину свой старый бешмет? (часы отремонтировал)
Мы попали на Кавказ – местность для нас далекую, необычную. Давайте поможем героям познакомиться со значением некоторых слов, употребленных в тексте, и сами вспомним эти слова.
Шаг ІІІ « Тайны слова».
На листке рядом с местным названием, татарским, как говорит Толстой, нужно написать, что означает это слово по-русски. Жюри может подвести промежуточные итоги.
Продолжаем наш путь на вершину. Шаг ІV называется « Вопросы на внимание». Это уже вопросы потруднее. Капитаны подходят к столу, выбирают вопросы, отвечает вся команда. Отвечаем по очереди.
Какое решение принимают Жилин с Костылиным при переезде от крепости к крепости? («только уговор – не разъезжаться»)
Какая лошадь была у Жилина? Что вы можете сказать о ней? («охотницкая», 100 рублей за нее заплатил, взял жеребенком, сам выездил)
Почему Жилин не примечал дорогу, куда его везли в плен? («глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя»)
Сколько раз писал письмо домой Костылин? ( 2 раза)
Какой обряд увидел Жилин у татар? ( похороны)
Как звали собаку хозяина? ( Уляшин)
Подниматься на вершину все труднее и труднее. Так? Но мы не боимся трудностей! Сейчас команды выберут по 1 человеку для выполнения задания у доски. (Ребята выбирают 1 желающего)
V шаг называется « Качества героя».
Выбирайте героя (фамилия героя написана на листке, положенном обратной стороной) и на маленьких досках записывайте сначала качества характера, потом внешние данные.
В это время оставшиеся члены команды решают, какой рисунок предоставить на суд зрителей. Художнику, автору рисунка, нужно будет в 10-15 предложениях рассказать о том, что изображено на иллюстрации, какой эпизод из рассказа. Этот шаг VІ называется « Я рисую».
Проверяем, как выполнен шаг V « Качества героя».
Слушаем рассказ по иллюстрации.
VІІ шаг. Мы уже совсем близко к нашей цели. Но остался самый сложный, самый рискованный шаг. Я задам вам сейчас вопросы, на которые в тексте нет ответа. Вы должны будете подумать и ответить сами. Этот шаг называется « Учимся анализировать», то есть думать, спорить, находить верное решение, высказывать свою точку зрения.
Капитаны называют цифры от 1 до 4. Это и будет номер вашего вопроса.
№1. Как стали относиться к Жилину татары, когда узнали его поближе? Почему?
№2. Осуждает ли автор татар (горцев) за то, что они воюют с русскими?
(Толстой показывает нам другой образ жизни, другие обычаи. Мусульмане изображены разными: среди них есть злые и добрые, веселые и печальные. Благодаря такому человечному подходу к изображению горцев они не воспринимаются врагами. Нет, это захватническая война со стороны русских.) №3. Почему рассказ называется « Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь героев-пленников было двое?
№4. Почему Дина помогала Жилину? Что хочет сказать нам писатель, рассказываю об этой дружбе?
( Дина видела, что это веселый, добрый, мастеровой человек. Дина-девочка, ей хочется играть в куклы, но идет война. А Жилин делал ей игрушки.
Толстой хочет сказать, что людям разных национальностей нечего делить, не из-за чего воевать. Нужно жить в мире и согласии.)Запасной вопрос: Почему Жилин написал письмо с просьбой о выкупе, а «на письме не так написал»?
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: И все-таки в рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей. Люди разных национальностей должны жить в мире и согласии.
VІІІ Вот мы и добрались до вершины горы. Ребята, давайте попробуем сделать вывод: что хотел сказать нам великий гуманист-человеколюб Л. Н. Толстой?
( Война – зло, страдания, кровь. Людям разных наций нужен мир.) Слово жюри. Подведение итогов игры. Оглашение команды-победительницы и лучшего игрока. Вручение дипломов.
Выставление оценок.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: написать творческую работу « Сегодня на уроке я понял, что…..» (Таких высказываний может быть 1-2, может быть много) или «Чему научил меня рассказ « Кавказский пленник»?
Приложение 1.
Шаг 1. « Давайте познакомимся».
« Пришел красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка маленькая, подстрижена; лицо веселое, все смеется. Одет черноватый еще лучше: бешмет шелковый, синий, галунчиком обшит. Кинжал на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьянные, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие, толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка». Кто это?
(Абдул – Мурат)
« Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие, с высокими каблуками, на шее монисто, все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный». Кто это?
(Дина)
« А…мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет.
…грузный, пухлый, запотел…». Кто это?
(Костылин)
« Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его…А…хоть не велик ростом, а удал был». Кто это?
(Жилин)
Приложение 2.
Шаг 3. « Тайны слова».
Аул – ? ( деревня, селение)
Сакля - ? (дом, жилище)
Бештет - ? (халат, одежда)
Чалма - ? (головной убор, шапка)
Джигит - ? (молодец)
Алла(х) - ? (Бог)
Монисто - ? (украшение, бусы)
Таким образом, игровые технологии – это образовательные технологии, в процессе применения которых решаются образовательные, воспитательные, развивающие и оздоровительно-досуговые задачи. Важно, что каждый школьник, участвуя в интересной и увлекательной игре, не заметным для себя образом решает сложные задачи самоопределения и саморазвития. Также игра – это возможность в завуалированной форме проверить прочность, оперативность и осознанность полученных знаний. В 5-6 классах проведение игры может заканчивать изучение творчества какого-либо автора, в старших классах после урока-игры проводится глубокий индивидуальный контроль: сочинение, письменный ответ на вопрос, тест – виды работ, которые отражают глубину понимания художественного своеобразия произведения, основной тематики, раскрытия главных образов. Я пришла к выводу: не только учащиеся среднего звена, но и старшеклассники с интересом и желанием воспринимают игровые моменты и игру в целом на уроках литературы.