Конспект занятия по развитию речи Поспели яблочки в саду

Конспект занятия по развитию речи
детей второй младшей группы
«Поспели яблочки в саду»
Предварительная работа.
Занятия по теме « Фрукты»:
Беседа о фруктах; рассматривание муляжей; дегустация фруктов.
Чтение стихотворения «Фрукты» Г. Давыдовой:
Знают взрослые и дети:
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины,
Абрикосы, мандарины.
И бананы, и гранаты –
Витаминами богаты.
Фрукты – радость для ребят,
Их в садах для нас растят.
Мы к столу их подадим,
Фрукты свежими съедим.
Артикуляционная гимнастика
Вкусное яблочное варенье. Рот откройте, улыбнитесь. Широким кончиком языка облизните верхнюю губу, совершая движения языком сверху вниз. Выполните 5-10 движений, затем уберите язык и закройте рот.
Упражнения для мышц шеи. Развитие дыхания.
Вдох носом – повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука о-о-о. Повернуть голову направо. Какая огромная груша! Вдох носом, выдох ртом.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Игровое упражнение «Жуём твёрдую грушу».
Упражнения для губ и щёк.
Спрячем сливу за щёку. Надувать попеременно то правую, то левую щёку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой.
Щёчки-яблочки. Ваши щёчки круглые как яблочки надуть обе щеки.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.
Упражнения для языка.
Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу. Опустить вниз и закрыть нижнюю губу.
Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину – яблочный, в Димину – сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»
Развитие речевого дыхания и голоса.
Сбор урожая. Срываем яблоко с высокой ветки исходная позиция – стоять прямо. Поднять руки – вдох. Кладём яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперёд и вниз – выдох.
Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их : «Пта-пты-пто, пта-пту-пты». Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»
Психогимнастика. Пластические этюды.
Изобразить действия садовника: как он копает ямки, сажает плодовые деревья, белит стволы деревьев, делает обрезку, опрыскивает деревья и т.д.
Уборка урожая. Имитация действий: как вы ставите лестницу, срываете яблоки, складываете в ящики, грузите ящики в машину, везёте в магазин.
Образные перевоплощения.
Представить себя фруктовым деревом со спелыми наливными яблоками: « Я самое спелое, сладкое, большое!»
Представить себя земляникой на солнечной поляне : «Я самая вкусная, я самая сладкая ягода!»
Пальчиковый массаж.
Сорву я малинку 1-10 строчки – на каждые две строчки
Насте в корзинку. поочередно растираем пальцы одной руки.
Найду земляничку пальцами другой.
Полинке - сестричке. Затем меняем руки и всё повторяем сначала.
Смородинку в баночку.
Соберу для Яночки.
Крыжовник в стакане.
Несу я для Вани,
А маленькому Мише
Нарву я спелой вишни!
Пальчиковая гимнастика ФРУКТЫ.
Как у нашей Зины (Делают ладони «корзинкой».)
Фрукты в корзине:
Яблоки и груши, (Загибают пальцы, начиная с мизинца.)
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
С веток ягоды снимаю (Левая рука согнута в локте и поднята на уровень лица.
И в лукошко собираю. Кисть опущена (пальцы – «ветки»). Правой рукой (пальцы
Ягод – полное лукошко! собраны в щепотку) «снимаем ягоды».
Я попробую немножко.
Я поем ещё чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем ещё малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять.… Считать ягоды, нажимая указательным пальцем на.
Снова буду собирать! левую ладонь
Физминутка.
Прекрасен наш осенний сад. (Идут по кругу.)
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки, (Поднимают руки вверх.)
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок (Машут руками.)
И желтый лист шуршит у ног. (Идут, шаркая ногами.)
Скороговорки.
Груша гусениц не любит,
Грушу гусеницы губят.
В. Лунин
Материал: кусочки различных фруктов на тарелках; целые фрукты в вазе.
Воспитатель приглашает кого-нибудь из детей к столу и предлагает закрыть глаза. Остальным детям показывает целый фрукт, кусочек от которого он кладет в рот вызванному ребенку.
Бусы из фруктов.
Из цветных кусочков сукна вырезать разные фрукты с дырочкой в середине и нанизывать их на шнурок. Когда дети овладеют «механикой» нанизывания, попросить их расположить фрукты в определённой последовательности: яблоко, груша, слива.
Нанизывать на шнурок пластмассовые бусины-фрукты.
Метод «Сухой аквариум».
«Сухой аквариум» - набор цветных крышек, собранных в пластмассовом тазике – можно предложить ребёнку в любое время : когда у него плохое настроение или же когда он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться.
Цели: - снять напряжение, усталость, расслабить мышцы спины, плечевого пояса;
- развивать восприятие, внимание, память, мышление, воображение, мелкую моторику рук.
В «сухой аквариум» помещаются мелкие игрушки-фрукты. Детям предлагается найти и достать определённый фрукт или собрать все фрукты.
Метод «Отгадай-ка!»
Цели: - дети учатся целенаправленно выделять внешние отличительные признаки предметов ( цвет, форма, величина), а затем их назначение и практическое применение.
Материал: предметные картинки, изображающие знакомые детям фрукты: яблоко, груша, лимон и др.; циклический алгоритм:
У воспитателя коробка с картинками знакомых детям фруктов. Он подзывает одного из детей, назначает его своим помощником. Помощник берет любую картинку, показывает её только воспитателю и вместе с ним рассказывает о ней, используя циклический алгоритм. Например, «этот фрукт желтый, овальный, небольшой, кислый, его режут и кладут в чай» (лимон); «этот фрукт красный, круглый, небольшой, сладкий, из наго варят повидло, компот» (яблоко) и т.д.
Метод «Угадай и покажи»
Материал: муляжи фруктов в вазе.
Педагог загадывает загадку и предлагает кому-нибудь из детей найти тот или иной фрукт- отгадку на столе.
Загадки:
Этот плод продолговатый
Витаминами богатый.
Его варят, его сушат,
Называется он … (Груша)
Само с кулачок,
Круглый бочок.
Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко. (Яблоко)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Круглое, румяное
С дерева достану я,
На тарелку положу:
«Кушай, мамочка!» - скажу. (Яблоко)
Желтый-желтый,
Длинный, гладкий.
А очистишь –
Сладкий-сладкий.
Он нам жарким югом дан,
И зовут его… (Банан)
Хоть и кислый он,
В чай положим мы… (Лимон)
Он с оранжевою кожей,
Что на солнышко похожа.
А под кожей – дольки…(Мандарин)
Среди листьев изумрудных
Зреет много гроздей чудных.
Они из ягод состоят,
У них чудесный аромат,
И мы зовем их… (Виноград)
Метод «Сказка про фрукты»
Цель: развитие речи, воображения.
Положите на стол несколько фруктов – пусть дети рассмотрят их, потрогают. Сочините сказку, например такую:
«Жило-было на свете красивое яркое Яблоко. Так получилось, что оно осталось одно на блюде. Стало ему скучно, и прикатилось оно к Алёше. Прикатилось и говорит: «Привет, Алёша, давай поиграем!» Алёша ответил : «Давай! Только позовём ещё и другие фрукты». Яблоко обрадовалось : «Позови, Алёша, к нам в гости Апельсин!» Алёша позвонил по телефону и сказал: «Привет, Апельсин! Приходи к нам в гости!» Апельсин пришёл, и стали они все вместе играть. Было им весело-весело!»
Пусть дети предложат, кому ещё из фруктов можно позвонить.
Метод «Чудо-дерево»
Материал: изображение большого дерева на магнитной доске, разные фрукты-магниты.
Воспитатель сообщает детям, что у них есть волшебное «чудо-дерево», на котором растут разные фрукты. Предлагает детям по очереди подойти к доске, выбрать понравившийся фрукт, назвать его и прикрепить на дерево.
Метод «Пластилинография»
Пластилинография – нетрадиционная техника работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полуобъёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Цель: учить передавать посредством лепки изображение различных предметов; развивать у детей эстетическое восприятие природы; развитие мелкой моторики пальцев рук
Рекомендации по организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста:
Предоставить детям больше самостоятельности, разнообразить занятия для поддержания интереса к изобразительной деятельности.
На критиковать неумелые действия детей, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы.
Занятие должно быть организовано в форме игры.
Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление.
Рекомендации при работе с пластилином:
Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в ёмкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
Для работ использовать плотный картон, а не тонкие листы.
Основу с предварительно нарисованным контуром покрыть скотчем, чтобы картинка со временем не потеряла своей привлекательности.
На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.