Конспект урока изо на тему: Морозный узор для школ 8 вида (3 класс)
ГКОУКО «Обнинская школа-интернат «Надежда»
Урок изобразительного искусства
в коррекционной школе VIII вида
для 3 класса
Тема: «Морозный узор»
Цель урока: формировать навык в свободном экспериментировании с материалом, осваивая метод спонтанного рисования.
Задачи урока:
Совершенствовать навык работы с акварелью и свечой, познакомив с новой техникой изображения – «Фотокопия».
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить это в своем творчестве. Обогащать речь учащихся.
Развивать воображение, творчество, вызывая у учащихся интерес к зимним явлениям природы. Прививать любовь к природе, прекрасному.
Оборудование:
Репродукции картин Е. Лоскутова «Снегири», Е. Гавлина «Зимний пейзаж».
Картинки различных узоров.
Материалы для урока: альбомный лист, кусочек свечи (мыло), акварельные краски, кисти с широким ворсом, стаканчик с водой, салфетка.
Предварительная работа: наблюдение за морозными узорами на окнах в зимнее время года. Разучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций о зиме, явлениях природы.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
Быстренько проверь, дружок,Готов ли ты начать урок?Всё ль на месте, всё ль в порядке?Проверили? Садитесь!С усердием трудитесь!
Сообщение темы и цели урока.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: А давайте отгадаем загадки и попробуем догадаться о теме сегодняшнего урока:
Морозно в белом январе,
Деревья тонут в серебре.
Кусты, березы и осины
Украсил блеском белый… (иней)
Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. (метель)
Какой это мастер
На окна нанес.
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)
Учитель: Молодцы ребята, вы очень наблюдательны и поэтому правильно отгадали загадки. А когда бывают все эти явления природы? (зимой) А какой зиме верный и незаменимый помощник? (мороз) Правильно. И теперь вы можете ответить на вопрос: Какая же тема сегодняшнего урока?
Теоретическая часть.
Учитель: Посмотрите на картины Е. Гавлина «Зимний пейзаж», Е. Лоскутова «Снегири». Все они рассказывают нам о том, что зима – красивое время года. На улице сильный мороз, деревья стоят как будто в серебре, на них искрится иней, а кто-то на них одел теплую белую шубу. Кто же это? (мороз) И действительно, с приходом зимы приходят и холода. По свету гуляет Мороз. Прохаживается он по лесам и полям, городам и селам. Приходил он и в наш дом, постучался в окошко, а мы в это время крепко спали и ничего не слышали. Оставил Мороз нам письмо необычное.
Подумайте и скажите, что же это за письмо? Проснулись мы утром, посмотрели в окошко, а оно все в кружевных узорах. Это Мороз написал-нарисовал: веточки-травинки беленькие, снежинки, цветы ледяные, перышки птиц, завитушки и крючки студеные.
(Зачитывается стихотворение Д. Чуяко «Волшебник»)
Мороз – волшебник, это видно сразу:
Я свой альбом еще не открывал,
А он уже без кисточек и красок
Все окна за ночь нам разрисовал.
Учитель: а как Мороз эти узоры рисует? (дует на стекла и т.д.). На самом деле от холодного, морозного воздуха капельки воды, которые присутствуют в воздухе, оседают на холодном стекле, замерзают и превращаются в льдинки, похожие на тоненькие иголочки, которые расходятся в разные стороны по стеклу. За холодную ночь их образуется много-много, они как бы наращиваются друг на друга. И в итоге получаются разные витиеватые узоры и рисунки, в которых можно увидеть знакомые предметы. Мы с вами видели такие узоры, вспомните, кто и что увидел в рисунках Мороза.
Как вы думаете? Мы могли бы нарисовать как Мороз-волшебник узоры таким образом, чтобы они сначала были не видны, а потом вдруг появились? (скорее всего, нет)
На самом деле, возможно. Есть такие материалы, рисуя которыми, мы сначала получаем практически невидимые узоры, но если их сверху покрыть акварельными красками, узоры проявятся, как будто проявляется фотопленка. Такой способ рисования называется «фотокопией».
Учитель: сегодня мы с вами попробуем сотворить волшебство – нарисуем морозный узор, только при помощи свечи. Свечка состоит из вещества – воска, который отталкивает воду, она как будто скатывается с его поверхности. Поэтому рисунок, выполненный свечой или мылом, проявляется после того, как на него нанесли акварельную краску, разведенную водой.
Но чтобы наши узоры получились не хуже, чем у мороза, мы должны произнести волшебное зимнее заклинание.
Физкультминутка.
«Заклинание зимы»
Лягте, мягкие снега Поднять руки над головой
На леса и на луга, Опустить руки по разным сторонам
Тропы застелите, Руки – перед собой, покачать ими
Ветви опушите. вверх-вниз
На окошках, Дед Мороз, Имитировать движения рисования кистью
Разбросай хрустальных роз, поочередно правой и левой руками.
Легкие виденья, Хитрые сплетенья. Ты, Метелица, чуди, Присесть, встать, поднять руки вверх,
Хороводы заводи, Взвейся вихрем белым Покружиться вокруг себя.
В поле поседелом. Сесть на место.
Практическая работа.
Правила рисования свечой.
Учитель: Сегодня мы с вами нарисуем зимнее окошко. Для этого, мы должны продумать содержание будущего узора.
Первым этапом работы будет набросок будущего узора. Каким он может быть? (цветы, крючки, деревья).
Как расположим лист бумаги? (вертикально).
Есть правило рисования свечой. Начинать рисовать лучше всего с верхней части листа, спускаясь вниз по мере заполнения узором. Важно, чтобы рисуемые элементы не накладывались друг на друга.
Прием работы с акварельными красками по невидимому рисунку.
Учитель: Ребята, вы уже нарисовали свои узоры на окнах. Теперь мы должны покрыть узоры акварельной краской. Какого цвета она должна быть? (оттенки голубого, фиолетового). Перед тем, как будем покрывать лист краской, напомню правило: чтобы лист не размокал, акварель наносится один раз, нельзя наносить ее несколько раз на одно и тоже место. Покрывать лист нужно равномерно, не оставляя пустых мест.
Вот у нас и проступили узоры на окошках.
Закрепление.
- какие цвета используем для рисование окна?
- как располагаем лист альбома? Почему?
- как лучше начать рисовать свечой?
Итог урока.
Осмысление знаний.
Учитель: А теперь давайте поиграем в игру «Найди ошибку». Я говорю предложения, а вы ищете ошибку и называйте ее:
Было жарко и падал белый снег.
Вася обул санки и пошел играть в хоккей.
На сугробе сидели ласточки.
На улице очень холодно, поэтому дети гуляют в сарафанах и сандалиях.
Выставка детских работ. Анализ.
Учитель: Ребята, у вас получились интересные и необычные узоры.
(читается стихотворение Н. Френкель)
На стекле морозный иней.
Сколько черточек и линий!Знаю только я одна,
Кто стоит там, у окна…
Список литературы:
Г.Н. Давыдова. Нетрадиционные техники. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Дивная пора. Лучшие стихотворения русских поэтов о природе. – М.: Эксмо, 2006.
Т.А. Шорыгина. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающем миром. Развитие речи». – М.: Гном и Д, 2004.