Мастер-класс «Символизм и футуризм как основные модернистские направления в литературе»
Мастер-класс
«Футуризм и символизм как основные модернистские направления в литературе»
Все, кто учился в школе «чему-нибудь и как-нибудь», наверное, помнят о таком явлении литературной жизни рубежа веков, как модернизм, который включал 3 основных течения: символизм, акмеизм и футуризм. Мы с вами сегодня остановимся на двух и познакомимся с основными эстетическими принципами символизма и футуризма.
Итак, символизм.
Основные эстетические принципы символизма:
- двоемирие (стремились существовать в двух планах – реальном и мистическом: символизм видит духовную действительность за этой видимой действительностью);
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий –
Только отклик искажений
Торжествующих созвучий?
- выражение идей посредством символов (символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире; символ всегда многозначен: «Символ – окно в бесконечность»), в нём всегда есть смысловая глубина, он не поддаётся рациональному истолкованию);
- мистическое содержание (метафизический взгляд на историю как на вечную борьбу двух начал: Христа и Антихриста, светлого с тёмным, доброго со злым);
- расширение художественной впечатлительности (импрессионизм, большое значение приобретает субъективное начало; возникает культ «впечатления», который замыкал человека в самом себе; ценным и реальным было то, что мимолётно, неуловимо, недосказано, загадочно);
- вера в спасительную миссию Красоты (мотив пророчества, предвестия).
В качестве примера – строки Бальмонта:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Моё единое отечество –
Моя пустынная душа.
А теперь – футуризм:
- нигилизм (отказ от старой культуры: «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с Парохода Современности»);
- антиэстетизм (самолюбование, желание эпатировать публику; претензия на единственное и окончательное слово в искусстве: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»; снижение высоких образов: «звёзды – черви, пьяные туманом»);
- поиск новых форм выразительности (звукоподражания, «свободный синтаксис», словотворчество, то есть создание новых слов: «Пинь, пинь, пинь! – тарарахнул зинзивер. О, лебедиво! О, озари!», ритмические изыски);
- урбанизм (отдавали предпочтение городской культуре перед деревенской);
- агрессия, пусть и смягчённая юмором и иронией.
В качестве примера – Маяковский:
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
Прочёл я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
А теперь прослушайте задание (они лежат у вас на столах – карточки розового цвета): Разыграть эпизод из сказки «Красная Шапочка» так, как это сделали бы символисты и футуристы, и ответить на вопрос: «На какие эстетические принципы опирались участники противоположной группы при постановке эпизода?».
В качестве опорного материала вам предлагаются тексты эпизода (жёлтые листы), эстетические принципы (оранжевые листы) и тексты стихотворений символистов и футуристов (белые листы) и реквизит. Время на подготовку – 5 минут.
Текст эпизода:
Собралась Красная Шапочка и пошла к бабушке в другую деревню. Идет она лесом, а навстречу ей – серый Волк. Очень захотелось ему съесть Красную Шапочку, да только он не посмел – где-то близко стучали топорами дровосеки. Облизнулся Волк и спрашивает девочку:
- Куда ты идешь, Красная Шапочка?
А Красная Шапочка еще не знала, как это опасно останавливаться в лесу и разговаривать с волками. Поздоровалась она с Волком и говорит:
- Иду к бабушке и несу ей вот этот пирожок и горшочек масла.
- А далеко ли живет твоя бабушка? – спрашивает Волк.
- Довольно далеко, - отвечает Красная Шапочка. - Вон в той деревне, за мельницей, в первом домике с краю.
- Ладно, - говорит Волк, - я тоже хочу проведать твою бабушку. Я по этой дороге пойду, а ты ступай по той. Посмотрим, кто из нас раньше придет.
Сказал это Волк и побежал, что было духу по самой короткой дорожке. А Красная Шапочка пошла по самой длинной дороге.
- выступления;
- ответ на вопрос.
Вернёмся к цели. Получили вы представление о символизме и футуризме?
15