Иследовательская работа по теме Жостовская роспись
Жостовская роспись
Секция: изобразительное искусство
Жанр работы: исследовательская работа
Возрастная категория: 5-11 класс
Автор: Иванова Алена
Красноярский край, Енисейский район, поселок Высокогорский.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №7», п. Высокогорский.
9 класс
Руководитель: Кулинич Анна Владимировна, п.Высокогорский, учитель изо и технологии, 89509789842
-
e-mail: visokogorck7@yandex.ruТел.: 8 (39-195) 2 – 45- 36
Оглавление
1. Введение……………………………………………………...…….
2. Основная содержание. ……………
3. Практическая часть. Выполнение росписи жостовского подноса……………
4. Заключение…………………………………………………………...
5. Список литературы, интернет - ресурсов………………………..
Введение
Россия всегда славилась искусными мастерами, которые простые
вещицы превращали в произведения искусства. Будь то свистулька или вXIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток –
чай.
Поднос при чаепитии - вещь незаменимая. Должен он быть красивым и
удобным. Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село
Жостово. Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом.
А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать
цветы на железных подносах.
Мне стало интересно, как расписывают жостовские подносы, как зародилась эта удивительная роспись, и я поставила Цель: изучение истории возникновения жостовской росписи, техника выполнения, и ее актуальность в наше время. Перед собою я поставила следующие задачи:
-собрать сведения об истории возникновения жостовских подносов;
- познакомиться с этапами жостовской росписи;
-попробовать технику выполнения росписи на подносе;
- узнать, где применяется в наше время эта роспись;
Объектом моего исследования являются жостовские подносы.
Методикой исследования - обработка источников информации
Основная часть
История Жостовского промысла
Жостово – это старинная деревня – на севере Москвы, в Мытищинском районе, на живописном берегу Клязьминского водохранилища. 28 км до столицы. Указатели на Жостово при подъезде к нему хороши до необычайности: выполнены в виде больших расписных подносов
Сначала подносы делали изПапье-маше (от французского papier mâché – «жеваная бумага») Потом решили, что технологию лаковой обработки подносов из папье-маше можно перенести на железо: тот же грунт, тот же лак, те же масляные краски.В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев
Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, изпапье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.…существует с1825 г.».
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея
жостовского подноса попала на благодатную почву.
После отмены крепостного права предприимчивые деревенские соседи по примеру Вишнякова тоже стали открывать у себя в домах «лакирные» подносные мастерские. Все мастерские были семейными, т.е. опыт передавался, «от отца к сыну». Детей активно привлекали к ремеслу.
Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм.
Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не
больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные,
круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Название деревни – Жостово - укрепилось за всем промыслом, хотя
лакированием на металле и папье-маше занимались многочисленные мастера
не только в этом селении, но и во всех близлежащих деревнях: в Осташково,
Новосельцево, Сорокино, Хлебниково, Чиверево, Троицком. «К середине 19
века (1830-40гг.) работали уже около 12 мастерских, которые и заложили
традицию и создали школу росписи металлических подносов» . Промысел
старинный, но не совсем древний – ему всего180 лет.
Классический жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и
полевые цветы в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные наподготовленный фон. Всем известные колокольчики, ромашки и васильки, но
созданные густым широким мазком, играют по-новому. Цветочный букет
жостовского подноса очень прост по своей композиции. Объёмная форма
букета сочетается с продуманностью цветового решения.
Никто лучше жостовских мастеров не может рисовать цветы наметаллических подносах - эти букеты буквально «цветут» на подносе.
Самый любимый жостовский цветок это роза! У жостовцев они всегда яркие, крупные, сочные, пышные. Цветочки помельче: колокольчики, ландыши, фиалки, незабудки, ромашки, васильки, анютины глазки - вырисовываются по бокам. Бывает, что в букет добавляется фруктово-ягодная нотка: художник может нарисовать фрукты (яблоки, груши) и ягоды (грозди винограда, сливу, землянику, шиповник). Причём сочность фруктов и вкусная привлекательность ягод передаётся художником необыкновенно реалистично.
Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционнымчерным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают
легким, ажурным растительным орнаментом.
Сюжет живописи на кованом подносе – исключительный, выполняется
художником в единственном экземпляре. В редких случаях художник может
сделать список с уникального подноса, но точной копии все равно не
получится.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в подарочные пакеты.
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака.
Этапы изготовления жостовского подноса
• замалёвок;
• тенежка;
• прокладка;
• бликовка;
• чертёжка;
• привязка;
• орнамент.
Замалевок Разбеленными красками намечается общий силуэт композиции, расположение основных цветовых пятен. В замалевке мастер широкой кистью набрасывает силуэт букета на рабочей поверхности подноса. Жостовская роспись ведется без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками . Создавая букет, художник вращает поднос на колене, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. Замалевок сушится в течение 3-4 дней на вольном воздухе или в течение нескольких часов в сушильном шкафу, после чего покрывается светлым лаком и прочищается под вторую стадию письма.
Тенежка На просохший замалевок лессировочными красками накладываются тени. Этот прием погружает букет в глубину тона (берлинская лазурь или ультрамарин), зеленая (зелень изумрудная) и красная (краплак). Тенежка призвана усилить звучание цвета и подчеркнуть в цветочных формах теневые места.
Прокладка
Плотное корпусное письмо. Формы букета уточняются, высветляются с использованием плотных красок. Яркими, плотными красками художник выявляет (прокладывает) объемы цветов и листьев.
Бликовка Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.
ЧертежкаЭтот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов. Завершает разделку основных форм букета тонкими, музыкальными линиями, рисующими очертания лепестков и прожилок листьев. В чашечках цветов мастер изображает тычинки и пестики, что и называется посадкой семенцов.
Привязка
Завершающее письмо. Узор травка, написанный зеленой или коричневой краской в просветах между цветами и листьями. Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Орнамент
Роспись золотой краской по борту подноса. Борта подносов украшаются легким, ажурным орнаментом. Орнамент исполняется беличьей кистью светлым лаком.
Практическая часть
Для жостовской росписи я использовала недорогие материалы: Это поднос прямоугольной формы, гуашь, кисти, палитру.
Приступив к работе, первым делом загрунтовала поднос черной гуашью.
Расписать цветочный орнамент не так легко без подготовки, поэтому для начала я делала эскизы на простой бумаги.Наметив контур цветов я начала поэтапно выполнять замалевок и тенежку цветочного орнамента на подносе.
Следующий этап это бликовка (наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Дополняет прокладку белильными разделками цветов, бутонов и листьев.)
и чертежка (Этот прием быстро и легко очерчивает лепестки и листья, семена в чашечках цветов) цветочного орнамента
Заключительный этап моей жостовской росписи - это привязка и орнамент, соединение рисунка в единое целое.
Заключение
Жостовскую роспись можно отнести к эстетическим ценностям нашего народа, т.к. она относится к нестареющему и всегда привлекающему внимание народному искусству.
Моё изделие ,на мой взгляд , я считаю, получилось. Мне нравится рисовать и сама жостовская техника росписи мне тоже очень понравилась.Я думаю, что в наше время мы должны интересоваться народным искусством нашей страны. Думаю, что я достигла своей поставленной цели.
Список используемой литературы
1. Журнал «Живописная Россия» №4, 2005
2. Б. И. Коромыслов, Букет цветов, М., 1962; его же, Жостовская роспись, М.,
1977.
3. Жостовская роспись для начинающих. Zhostovo.com4.Рисование ромашки для начинающих http://www.youtube.com/watch?v=NtA3Dvlomno5. Букет из пятилистников http://ok.ru/video/22407154263