«Жостовская роспись в современном мире
Тема урока
«Жостовская роспись»
Вид урока: комбинированный
Цели урока:
Обучающие:
углубление эстетического познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;
знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;
Развивающие:
развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
развитие творческого воображения;
развитие интереса к предмету;
Воспитательние:
воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
воспитание умения планировать свою работу;
воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Оборудование, материал, приспособления: Мультимедийная компьютерная техника для демонстрации презентации (ПК, проектор, экран) , наглядный материал (образцы), раздаточный материал (заготовки подносов на бумаге), гуашь, кисти, стакан для воды.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы работы:
объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
практический (отработка навыков);
исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
Ход урока:
Организационный момент – 2 мин
Подготовка учащихся к активному усвоению знаний – 2 мин.
Новая тема – 10 мин.
Физкультурная минутка – 1 мин.
Практическая работа – 25 мин.
Рефлексия - 5 мин.
1. Организационный момент:
Приветствие
Определение отсутствующих
Проверка готовности учащихся к уроку
Организация внимания.
2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний:
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.
Это волшебное действо завораживает любого, даже случайно проходящего мимо человека. Художник держит на коленях поднос, в руках – беличью кисточку, рядом на палитре – масляные краски. Несколько легких движений умелой руки – и рождается красота – сказочные цветы и птицы, от которых невозможно оторвать взгляд.
(Просмотр презентации с образцами расписных жостовских подносов). (В конспекте урока приводятся лишь некоторые из них).
3. Новая тема. История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г."
В 1830 г. производство подносов в Жостове и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. Творцами красочных, в основном, цветочных орнаментов были простые русские крестьяне. Они принесли в лаковую живопись яркую жизнерадостность красок, простоту и доходчивость образов, меткость характеристик, четкость рисунка.
Выгодное расположение вблизи столицы обеспечивало промыслу постоянный рынок сбыта и позволяло обходиться без посредничества скупщиков. В Москве же приобретались и все необходимые для производства материалы.
Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
В 1922 г. в деревне Новосильцево возникла "Новосильцевская трудовая артель" по выпуску железных лакированных подносов; в 1924 г. в Жостове организовались "Жостовская трудовая артель" и "Спецкустарь"; в 1925 г. "Лакировщик" и одновременно в селе Троицкое – артель "Свой труд" по росписи подносов. Все они были объединены в 1928 г. в специализированную артель "Металлоподнос" в деревне Жостово.
1920 – 1930-е годы были нелегкими в истории Жостово. Общие для советского искусства тенденции прямолинейного утверждения современности и реализма приводили к тому, что ведавшие народными промыслами организации пытались изменить традиционное направление их развития и внедряли в жостовскую живопись образцы орнаментальных и тематических композиций, созданные художниками - профессионалами без учета специфики местного искусства и несущие черты станковизма и натурализма. Ведущие художники Жостово понимали чужеродность подобных новаций самой сущности народного творчества, сумели противостоять им и направить новые идеи на углубление традиционного мастерства. В 1960-е годы начался новый этап в истории Жостово, продолжающийся и поныне. Художественная роспись подносов все больше обретала высокий авторитет и популярность не только массовыми изделиями, но и уникальными произведениями ведущих мастеров, все чаще привлекавшими внимание на многочисленных выставках в стране и за рубежом. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства.
Жостову подражают, пытаются подделываться под стиль и даже авторские манеры художников. Коллектив, работающий в промысле, обладает высочайшим профессионализмом, достигнутым многолетним упорным трудом и творческими поисками, совершенствованием мастерства и постоянной ориентацией на лучшие образцы из наследия старых мастеров. Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что способствует наследованию мастерства новыми поколениями, открывает пути дальнейшей жизни промысла.
Современная технология изготовления подносов мало отличается от применявшейся ранее мастерами деревни Жостово. Тонкий лист железа прессуется в нужной форме, для придания жесткости края подноса завальцовываются, выравнивается поверхность. Лицевая поверхность подноса грунтуется и шпатлюется, а затем ошкуривается и покрывается черным (реже иного цвета) лаком. Подносы просушиваются в печах при температуре до 90Со. Покрытие производится трижды, после чего цветная поверхность подноса приобретает блеск. Подготовленные от руки, без трафаретов подносы расписываются масляными красками, причем мастер-живописец работает одновременно над несколькими подносами с одинаковым орнаментом. Вначале он делает подмалевок, затем накладывает тени, прописывает светлые места, а потом связывает крупные цветы с более мелкими элементами узора – травами, стеблями и т.п.Декоративная живопись Жостовской фабрики характерна изображением крупных букетов цветов, гирлянд, натюрмортов. Большой цветок непременно будет иметь розовый отблеск – это традиция.На Всемирной выставке в Брюсселе так бойко торговали подносами, что пришлось дважды досылать дополнительные партии.
Каждый букет садовых и полевых цветов мастерски вписан в форму подноса. Цветы на подносе могут быть собраны художником не только в букеты, но и в гирлянды, венки. В этом случае первые цветочные композиции мастера называют "Букет собранный", "Букет враскидку", а остальные – "Веночек", "Веточка с угла".
Ни один букет не повторяется! Яркие-преяркие цветы из «ночи» фона буквально бьют по глазам и ошеломляют буйными красками. Жостовские художники гениально используют в букетах, наверное, все оттенки красного, голубого, жёлтого, зелёного, фиолетового, синего. Когда смотришь на это чудо, то буквально захлёбываешься в цвете - так устали от серости, так хочется окунуться в это мощное жизнерадостное многоцветье – отвести взгляд невозможно. (Слова одного из экскурсантов в Жостово)
Кроме букетов на подносах, пишутся ещё пейзажи, натюрморты, сюжеты: русские тройки, сказочные персонажи, свидания, пляски, чаепития, портреты любимых собак и домочадцев. Но это уже относится к авторским работам и не совсем традиционному Жостово. Живописцы расписывают подносы на «заказ» и сюжеты отражает вкус «заказчика».
А сейчас мы с вами познакомимся с этапами росписи жостовских подносов. Всего несколько приемов – замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, орнамент. Каждый жостовский мастер использует эти приемы по-своему, что позволяет создавать бесконечные варианты мотивов и образов.
Грунтовка. Прежде, чем художник начнет расписывать металлическую заготовку подноса, ее грунтуют, шпаклюют, шлифуют и покрывают лаком. На этом этапе выбирают цвет для фона. Чаще всего он бывает черным, но может быть и белым, красным, синим, бирюзовым и т.д.
Замалёвок. Начало и основа композиции будущего узора. Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка. Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка» – созвучно слову «тень». У цветов появляется объем, обозначаются теневые места растений.
Прокладка. Самый ответственный этап. Форма букета обретает плоть – уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции.
Бликовка. Наложение бликов выявляет свет и объем. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка. Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи – рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка. Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка. Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
4. Физкультурная минутка. Мы с вами познакомились с этапами выполнения жостовских подносов, а теперь давайте представим себя в роли элементов росписи подносов:
цветы: стали ровно, выпрямили спину, подбородок вверх, подтянулись – мы гордые цветы – нарциссы;
травинки: руки подняли вверх, раскачиваемся слегка, не опуская руки – мы тоненькие, слабые, нас ветер качает со стороны в сторону;
листочки на ветвях тянутся к земле за росинками: ноги на ширине плеч, наклонились вперед и достаем пальцами рук до пола, слегка потряхивая пальцами;
стебельки закручиваются в разные стороны: поворачиваемся то влево, то вправо.
Встряхнули пальцами, руками, свели лопатки, расслабились и приступаем к выполнению практической работы.
5. Практическая работа. У каждого из вас лежит на столе схема поэтапной росписи подноса и техника выполнения листов, кистевых мазков, жостовского орнамента, цветов.
Следуя этим технологиям выполняйте свою работу. Не торопитесь, применяйте свою фантазию и навыки, полученные на предыдущих уроках ИЗО. Изюминкой» именно жостовской росписи является мазок – он кладётся в несколько приёмов и называется «долгим», при этом он должен быть и щедро густым, округлым и упругим. Именно мазок придаёт объём знаменитому жостовскому букету, позволяя в буквальном смысле каждому цветку донести до нас свой аромат
Работаем спокойно, не мешаем друг другу, кисточками водим легко, рука свободна.
6. Рефлексия. Подведем итоги. Какие у вас возникли трудности при выполнении задания? Что узнали нового по технике выполнения рисунка? С каким настроением выполняли задание? Что удалось, а что нет?
Оценки сегодня вам выставляться не будут, так как работы не окончены. Но я хочу отметить, что практически все работали старательно, творчески. Молодцы. Спасибо за урок. Вы свободны.
13PAGE 15
13PAGE 14115