Сценарий татарского национального праздника Сабантуй
Сценарий праздника «Сабантуй» в Усадской прогимназии Лаишевского района Республики Татарстан
Звучит татарская веселая музыка. Сцена и площадка в парке прогимназии украшена в татарском народном стиле. По дорожкам парка гуляют ростовые куклы: Шурале. Суанасы. У фонтана организована выставка прикладного творчества.
Ведущая:
- Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?
Ребята, а какой сегодня праздник?
Дети: Сабантуй!
Ведущая: - Правильно.
На веселый Сабантуй
Мы позвали всех друзей.
Будем петь и танцевать,
Дружно, весело играть
- Поздравляем всех вас с веселым праздником Сабантуй.
Это самый любимый, самый веселый, самый торжественный народный праздник. Он проводится после окончания весенних полевых работ. На этом празднике люди соревнуются в силе, ловкости и выносливости. Сегодня мы собрались, чтобы провести этот веселый праздник вместе.
Песня-танец «Шома бас».
(5 нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №9, 10.)
(Выходят дети рассказывать стихотворения)
1 ребёнок:
Бүген бездә Сабантуй -
Эшләреңнең барын куй!
Тизрәк йөгер мәйданга,
Бәйрәм башлана анда.
2 ребёнок:
Будем мы соревноваться,
Будем с вами мы играть,
Кто сильнее, кто быстрее,
Сможем сегодня мы узнать.
3 ребёнок:
Күңелле Сабан туйлары,
Бүген бәйрәм, зур бәйрәм.
Матур җырлар җырлый-җырлыйУйныйбыз әйлән-бәйлән.
Җыр”Сабан туе”.
(Диск «Бииләр итек читекләр”, 4, (22), Гөлшәт Зәйнәшева сүзләре.)
Ведущая:
- Ой, как всё красиво, летом. И цветы, и бабочки.
- Ребята, а вы играть любите. Давайте поиграем.
Игра “Попрыгаем”.
- Давай с тобой попрыгаем.
- Раз, два, три!
- И ножками подрыгаем.
- Раз, два, три!
- И ручками похлопаем.
- Раз. Два, три!
- Давай с тобой покружимся.
- Раз, два, три!
- И мы с тобой подружимся.
- Раз, два, три!
(Танцуя под фонограмму, появляется девчушка-веселушка.)
Веселушка:
- Я - девчушка-веселушка,
- Непоседа, Хохотушка,
- Молоды мои года.
- И душой я молода.
- Ни минуты не скучаю
- И другим скучать не дам!
- Танцевать, шутить люблю,
- Всех кто рядом, веселю. (танцует)
Веселушка:
- Не люблю сидеть на месте.
Петь люблю смешные песни.
Ну, а вы поете здесь?
Среди вас артисты есть?
“Өй алдында чебиләр” - инсценировка.
(Диск -Туган җиремә, 4(16). , Р. Урманов көе, Я. Игәнәй сүз.)“Өй алдында чебиләр”.
Ишегалдында иртән Сап-сары күлмәк кигән. Нәни генә бер чеби Аптырап елап йөри. Чип-чип чебиләр Аптырап елап йөри.
Корт эзләп ара-ара
Ераккарак киткән ул.
Иптәшләрен югалтканҺәм адашкан икән ул.
Чип-чип чебиләрҺәм адашкан икән ул.
Бик жәлләдем мин аныАннан тотып сак кына.
Илтеп куйдым чебинеБашкалары янына.
Чип-чип чебиләрБашкалары янына.
Веселушка:
Пели громко, пели дружно
Пели так, как было нужно!
(раздается стук в дверь)
Ведущая: Новый гость? Кто там такой?
Сходи, Милая открой!
(Входят Шурале и Суанасы)
Суанасы: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?
Шурале: Здравствуйте, ребятки. Проходили мимо вашего детского сада и услышали, как вы хорошо читаете стихи, как звонко поете.
Суанасы: Захотелось нам зайти к вам в гости. Ведь вы сегодня праздник справляете? А какой праздник?
Дети: Сабантуй!
Шурале: (грустно)Тут как интересно, весело.
Я всегда сижу один.
И ни с кем я не играю.
Не пою? Стихов не знаю!
Ведущая: Не танцуешь?
Шурале:
Просто лень,
Только плачу целый день.
В уголке один вздыхаю
И от скуки помираю. (плачет)
Ведущая:
Ты дружочек, не печалься,
Ты, дружочек, не скучай.
Поскорее вылезайка.
С нами вместе поиграй!
Игра “Шурале”.
Шүрәле жырлый.
Бигрәк озын кулларым,
Күзләрем йөреп тора.
Килеш -килбәтемне күргәч,
Көләсен килеп тора.
Мин Шүрәле, Шүрәле,
Чакыргач килдем әле.
Онытып үпкәләрне,
Келдереп алыйм әле.
Балалар җырлый.
Ачуланган, турсайганШүрәлене күр әле.
Онытып килгән инде,
Былтыргы үпкәләрне.
Әй, Шүрәле, Шүрәле,
Безнең яңга кил әле.
Син яхшы бит,
Син әйбәт бит,
Бергәләп уйныйк әле.
Шурале:
Очень весело играли
И не капли не устали.
Вам признаюсь, между прочим,
Мне понравилось тут очень!
Суанасы:
- Ребята, а вот мне интересно, этот праздник - Сабантуй когда проводят?
Дети: Летом!
Суанасы: Ой, как здорово. А. я, лето очень люблю.
- Летом можно загорать.
- И на травке полежать,
- За грибами в лес сходить.
- В речке рыбы наловить.
- Снова лето к нам пришло-
- Это очень хорошо!
- Дети, а вы знаете как комарики пищат?
- А как мухи жужжат?
- Как птички поют в лесу?
- А кукушка кричит на суку?
- Как лягушка квакает?
- Ой, какие молодцы!
(Танцуя под фонограмму, появляется Хаджа-Насретдин)
Хаджа-Насретдин: Ассалямагаляйкум! Ой, как тут здорово! Как весело! Я тоже решил прийти к вам на праздник.
Ведущая: Мы очень рады тебя видеть, Хаджа Насретдин. А где же твой ослик?
Хаджа-Насретдин: Ой, он уже с утра побежал на скачки. Кстати, ребята, мне очень хочется проверить вашу сообразительность, и поэтому я привёз для вас загадки.
Всех известных птиц черней, враг личинок и червей. В огороде словно врач, ходит важно. Это... (грач).
Вот будильник во дворе,
Будит всех он на заре.
Красный гладкий гребешок.
Это Петя... (петушок).
Красный спрятан корешок. Сверху виден лишь вершок. А подцепишь ловко - И в руках... (морковка).
Небо застлано дождём.
Как же мы гулять пойдём7Не горюй, ведь в огороде
Светит при любой погоде
В деревнях, на дачах, сёлах,
Наше солнышко... (подсолнух).
Хаджа-Насретдин: Я знал, что вы такие сообразительные!
Ведущая: А ты хочешь с нами поиграть?
Хаджа-Насретдин: Конечно, давайте поиграем.
Игра “Чума үрдәк, чума каз”.
(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16.)
Ведущая: А ещё мы споем для тебя песню.
Җыр “Әйлән-бәйлән”.
(3нче диск “Җырлап-биеп уйныйбыз”, №15, 16. ,Ф. Әбүбәкеров музыкасы, Р. Миңнуллин сүзләре).
Ведущая: Хаджа-Насретдин, наши ребята и гости пришли сюда поиграть и посоревноваться. А ты хочешь с нами?
Хаджа-Насретдин: Да, я всех сильнее и ловчее.
Ведущая: Тогда выходи с нами на большой майдан и посоревнуйся. Приглашаем всех на спортивную площадку.
Игры-соревнования:
«Бег ведрами»;
«Бег с ложками»;
«Бой горшков»
«Бег на лошадях»;
«Перетяни канат».
Подведение итогов, вручение призов и грамот.