Сценарий национального праздника Сабантуй
МБДОУ «Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида
Сценарий праздника
Тат. преподаватель: Насырова . Ф.С
Муз. руководитель: Павлова Н.П Воспитатель: Гладкова Н.В 2015г.
Праздник «Сабантуй»
Задачи праздника:Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа:
дать представления о празднике сабантуй, вызвать интерес и желание участвовать в
в состязаниях;Способствовать развитию физических качеств у детей: ловкость, сила, быстрота,
удовлетворять потребность детей в двигательной активности.Воспитывать ответственное отношение к выполнению правил и различных заданий.
Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со своимисверстниками, взаимопонимания и сопереживания.Материалы и оборудование:2 деревянные лошадки, ложки 4 шт, 3 мешка, канат,
2 небольшие подушки,2 маты. ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.Ведущая: – Исәнмесез, балалар! Кунаклар, хәерле көн Ведущая:- Хәлләрегез ничек?Дети.- Әйбәт, рәхмәт.-Ребята, посмотрите на наш участок. Как вы думаете к какому празднику подойдет такое оформление? -Дети: Сабантуй! Ведущая:- Правильно. На веселый Сабантуй Мы позвали всех друзей. Будем петь и танцевать, Дружно, весело игратьСегодня мы собрались отмечать татарский народный праздник-Сабантуй. Сабантуй – это праздник труда, праздник радости и счастья, в котором сливаются воедино и красивые обычаи народа, и песни его, и пляски, и обряды. Сабантуй празднуется в честь окончания весенне-полевых работ.
Уже за 2 недели до начала праздника начинался сбор подарков для победителей:
молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей: вышитые платки и полотенца, куски ситца, куриные яйца. А самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце, которое имело символический смысл, и с ним не шли в сравнение никакие ценные призы. Поэтому девушки, молодые женщины готовили подарки всю зиму – ткали, шили, вышивали. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, а подарки привязывали к длинному шесту.
В день сабантуя в деревне царило приподнятое настроение, люди с утра шли на майдан.
Одевались во все самое лучшее, женщины доставали из сундуков свои украшения.Минусовка “Бииләр итек-читекләр” .(19 дорожка). (Диск “Бииләр итек- читекләр”(Эх, пляшут наши сапожки!).ДЕТИ старшей группы (мальчики)
1.Гармун уйныйм,гармун уйныйм,Һаман гармун уйныйм мин.Остарып җиткәч, барсын даБиетергә уйлыйм мин.Кушымта:Учларыңны шапылдатып,Чәчләреңне сыпыр да,Тыпыр-тыпыр,тыпыр-тыпыр,Тыпыр-тыпыр,тыпырда.(2 раза полностью)2.Әй,бии итек,читекләр!Әй,уйныйм мин,уйныйм мин.Минем кебек шәп гармунчыЮктыр диеп уйлыйм мин.Кушымта:Учларыңны шапылдатып,Чәчләреңне сыпыр да,Тыпыр-тыпыр, тыпыр-тыпыр,Тыпыр-тыпыр, тыпырда.(2 раза полностью) 1 нче бала. Шатлыклар күңелебездә,Ал кояш күгебездә,Килегез, дуслар, кунаккаСабантуй бүген бездә.(вместе Сабантуй бүген бездә). 2 нче бала. Жилферди чиккән сөлгеләр,Бүләкләр сезгә,безгә.Көрәшик тә, узышыйк та,Сабантуй бүген бездә ! .(вместе Сабантуй бүген бездә). 3 нче бала. Сабантуй – веселый праздникЭто всем давно известно.Сколько игр и зрелищ разныхПриходите – интересно!Ведущий: Ой, как все красиво, летом. И цветы,и бабочки.. Всегда хочется играть.- Ребята, а вы играть любите. Давайте поиграем.1. Игра “Попрыгаем”.-Давай с тобой попрыгаем.- Раз, два, три!- И ножками подрыгаем.-Раз,два,три!- И ручками похлопаем.-Раз, два, три!- Давай с тобой покружимся.- Раз, два, три!- И мы с тобой подружимся- Раз, два, три!(Под музыку входит медведь)Медведь: Здравствуйте, ребята! Я слышал, у вас тут праздник?
Ведущая: Да, у нас праздник.Медведь: А какой же? Дети: Сабантуй.Медведь: А что это за праздник? Я о нём ничего не знаю, расскажите мне о нём.Ведущая: Сабантуй – это «праздник плуга». Его отмечают, когда заканчиваются
весенние полевые работы. Вот и мы хорошо потрудились на огороде, а теперь
веселимся.Медведь: Начинаем тогда спортивные состязания удальцов.Вот бревно, а вот мешкиВыходите мальчики,Кто кого мешком собьётТот все сушки заберёт!2. Игра «Бой подушками»Это состязание для тех, кто повыносливей. Встают лицом друг к другу два мальчика, между ними проводят линию, в руках у них небольшие подушки. Необходимо уворачиваться от «подушки» соперника, да при этом стараться «добивать его». Кто сумеет не заступить за линию? Проигравший выбывает из
игры, на его место встаёт следующий желающий.
Медведь. Порадуете меня веселыми танцами да песнями?Дети: Да!(Диск “Бииләр итек-читекләр”(22дорожка) (Эх,пляшут наши сапожки!)Минусовка “Күңелле безнең сабан туй”. (“Наш веселый сабан туй”)
1.Күңелле сабан туйлары,Бүген бездә зур бәйрәм,Матур җырлар җырлый-җырлыйУйныйбыз әйлән-бәйлән.Кушымта:Без җырлыйбыз СабантуйдаИң матур җырлар сайлап.Безнең җырга зәңгәр күктәнКошлар кушыла сайрап.2.Күбәләкләр безнең беләнУйныйлар әйлән- бәйлән.Сабантуй күбәләкләр һәмКошлар өчен дә бәйрәм.Кушымта шул-ук.3. Күңелле сабан туйлары,Бүген бездә зур бәйрәм,Матур җырлар җырлый-җырлыйУйныйбыз әйлән-бәйлән.(повторение 1 куплета)Кушымта шул ук.Медведь:Ой как здорово! Молодцы девочки. - Ой, какие молодцы!Ведущий: Ребята, а вы знаете, что самое главное состязание сабантуя это- национальная борьба – көрәш.
Вот я предлагаю вам начать наш сабантуй с национальной борьбы – көрәш и мы
с вами определим главного батыра сабантуя.(ведущий объясняет правила игры и начинает борьбу 2)
Ведущий:(объявляет главного батыра сабантуя и в этот момент забегает
Камырша)Камырша: Исәнмесез балалар! Здравствуйте дети!Ведущий: Ребята кто это пришел к нам на наш праздник? Дети: Камырша!Ведущий: Камырша, у нас сегодня праздник, садись, посмотри и поучаствуй на состязаниях, посоревнуйся с детьми. Вот и главный батыр нашего праздника.Камырша (расстроенный, почти со слезами на глазах): Как же так? А я? Я же целый год готовился, силы свои не тратил, ничего не делал, хорошо кушал… и не успел.Ведущий: Камырша, ты успокойся, не плачь, а наши ребята разрешают тебе
посоревноваться с главным батыром.
(борьба батыра и Камырши, побеждает батыр)Ведущий: Камырша, ты садись и поиграй с нашими детками.Камырша: Ур-ра! Спасибо вам ребята большое. Рәхмәт, балалар.(садится).5 нче бала. Наш Вильдан наездник смелый,На коне он скачет беломВьётся пыль из под копыт,Грива у коня блестит. Ведущий: Дети, одно из главных соревнований сабантуя это –3.Конные скачки. Разрешите начать соревнования. Двое – трое детей
выстраиваются на стартовой линии. Им дают деревянные лошадки. По сигналу
дети движутся до финиша, не толкая друг друга.
Кто первым добежал до финиша, тот и победил. 6 нчы бала. Алай итик әле без,Болай итик әле без.Күңелле итеп бергә-бергәУйнап алыйк әле без.7 нчы бала. Кто шустрый, кто ловкийПриглашаем вас сюда.Одеваем мы мешкиИ пускаемся в бега. 8 нче бала. Вот высокий шест стоит,Всех людей к себе манит.А попробуй – ка в мешкеПробежаться по траве!4.игра “Бег в мешках”Батыр: Молодцы, ребята! Здорово умеете веселиться. Только мне пора дальше
идти, по своим делам. Правда, вот беда! Нес я вам к празднику подарки да
торопился. Второпях заблудился. Заблудившись, не заметил, как потерял мешок
с угощеньями. Ведущий: А большой мешок?Батыр: Большой, тяжелый! Эх, жаль мне подарков!Ведущий: Ребята, давайте поищем мешок! Может, он где-нибудь недалеко лежит.Дети ходят по участку в поисках мешка. Ребенок: Смотрите, смотрите! Вот он! Под кустом лежит!Все собираются вокруг мешка.Батыр: Вот хорошо, что мешок нашелся! Сейчас мы его развяжем!Ведущий: Ой, не надо!Батыр: Почему?Ведущий: Этот мешок какой-то странный. Сам собой шевелится.Мешок начинает шевелиться и подпрыгивать, пугая детей.Батыр: И, правда! Что-то странное случилось с моим мешком. Только его все равно развязать надо: двум смертям не бывать, а одной-не миновать!Развязывает мешок. Из мешка выскакивает Шурале-леший из татарских поверий.
Батыр: Это что еще такое? Что за чудище лесное?Шурале: Чудище? Сам ты чудище-батырище! А я-Шурале! Самый хитрый,
самый ловкий, самый красивый! (Достает зеркальце в деревянной оправе и любуется на себя. Затем с обидой обращается к присутствующим.) А вы меня не узнали! На праздник не позвали! Обидели хорошего Шурале! За это и я вам весь праздник испорчу! Подарки ваши я уже припрятал. В заветное местечко.
А сейчас начну детей щекотать! Они ни в одну игру не смогут сыграть!
(Бегает по участку, изображает, что хочет схватить детей.)
Батыр: Ишь ты, разошелся! А ну отдавай подарки подобру-поздорову, анне то
плохо тебе будет! Шурале: Мне плохо? Хи-хи-хи! Хо-хо-хо! Хе-хе-хе! Да я самый умный, самый
хитрый, самый сильный Шурале!Батыр (передразнивая Шурале) : Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Самый сильный Шурале (Меняет интонацию на угрожающую.) Хватит тут попусту хвастаться! Давай лучше силами померяемся! В честном поединке. А ребята нас судить будут по правде и сами решат, кто здесь самый сильный и ловкий.Ведущий подает Батыру канат. Батыр кидает один конец Шурале, и они начинают перетягивать канат. Батыр явно одерживает верх, но не
торопится закончить состязание-мотает Шурале на конце каната из
стороны в сторону.
Шурале: Ай, держите! Улетаю! Ой, спасите! Пропадаю!Наконец Батыр выпускает канат из рук, и Шурале плюхается на землю.
Ведущий: Дети, кто победил?Дети: Батыр!Ведущий: Кто на празднике самый сильный?Дети: Батыр!Ведущий: А ты, Шурале, просто хвастун!Шурале (плачущим голосом) : Как же так? Я думал, что самый сильный!
А Батыр меня победил! Зато я самый умный! Батыр: Опять хвастаешься? Я тебе задам! (Делает шаг в сторону Шурале.)Шурале: Ой, не буду, не буду! Уж вы меня простите, к себе на праздник возьмите!
Буду вместе с вами спортом заниматься! И угощенье ваше я вам сейчас отдам.
Я его вон там припрятал. (Вздыхает) . Хотел сам все съесть, да, видно, не выйдет! Ведущий: Оставим Шурале на празднике?Дети: Да!Ведущий: Шурале, будешь с нами играть?Шурале: Буду, ой, буду! А как?9 нчы бала. И пускай веселье длитсяВ Сабантуй до темноты.Всем, кто хочет веселитьсяДарим пляски, как цветы.(татарский народный танец).Ведущий: Какие девочки умницы,такой прекрасный танец нам подарили. А мы пока отдохнули. И продолжим свой праздник.Поглядите: это ложка,В ней устроилось яйцо,Пробегись-ка по дорожке,Только не разбей его.-Угадайте ребята,какая следующая игра?5 .йомырка белән йөгерү -бег с ложкой яйцом
Ведущий: Не боюсь я, не хвалюсьА с горшочком разберусьГлазки я закроюА горшочек разобью.6. РАЗБИВАНИЕ ГОРШОЧКА.Ведущий: Икегезгә ике капчыкЯгез әле, тотыгыз.Сабан туенда ярышыпСез дә бүләк алыгыз.7. капчык сугышы .Камырша: Бик зур рәхмәт балалар, миңа бик ошады,. Большое спасибо ребята,
мне праздник очень понравился, до встречи в следующем году.Ведущая: Спасибо дорогие гости за то, что пришли к нам . Вот и подошел к
концу наш веселый праздник, всем желаем здоровья, счастья и побольше радостных дней. Спасибо всем. До новых встреч. Сау булыгыз, балалар!(проводится чаепитие с татарскими народными угощениями).