Разработка занятия в рамках внеурочной деятельности в 5 классе по теме «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
МОБУ «СОШ № 4»
Разработка занятия
в рамках внеурочной деятельности
в 5 классе
по теме
«Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
преподаватель: Макридина С.П.
учитель изобразительного искусства и черчения
пгт Пойковский
2016 г.
Тема: «Знакомство с орнаментами коренных народов Югры»
(5 класс, требуемое время – 1 урок, 45 минут).
ЦЕЛЬ УРОКА: Развитие и углубление знаний об орнаментах коренных народов Югры.
ЗАДАЧИ:
ОБУЧЕНИЯ: Расширить представление об орнаменте, познакомить со схемами построения орнаментов, с орнаментами коренных народов Югры.
РАЗВИТИЯ: Развивать речь, мышление и познавательную деятельность, умение применять ранее полученные знания на практике, развивать умение работать на компьютере.
ВОСПИТАНИЯ: Формирование навыков индивидуального и коллективного творчества, аккуратности и точности при выполнении работы.
Оборудование: интерактивная доска или проектор, компьютеры, презентация, альбомные листы, простые карандаши, ластики, фломастеры, самоклеящаяся бумага, ножницы, линейка, музыкальное сопровождение, магниты или скотч.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (2 минуты): эмоциональный настрой коллектива, проверка степени готовности к уроку, определение регламента времени работы, обсуждения и выступлений, инструктаж по технике безопасности. (слайд 1)
II. Определение темы и цели урока (2 минуты): Ребята, посмотрите на макет и скажите что это? (приблизительный ответ учащихся: Макет чума – жилища коренных народов Югры). Мне кажется он скучный, невзрачный. Как это изменить, исправить? (приблизительный ответ учащихся: Украсить, раскрасить). Но так как это жилище народное – как вы думаете, как это сделать? (приблизительный ответ учащихся: Украсить так как его украшали сами люди, ханты и манси - орнаментами). А как нам правильно это сделать? (приблизительный ответ учащихся: Изучить как их украшали и попробовать украсить макет). Какая цель будет нашего занятия? (приблизительный ответ учащихся: Изучить народное жилище хантов и манси, изучить народные орнаменты, познать композиционные схемы построения орнаментов, украсить макет жилища. (слайд 2, 3)
III. Вводная беседа учителя (повторение) (5 минут):
Орнамент занимает важное место в шкале художеств. Он поднимает настроение и пробуждает самые высокие чувства, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры - видеть красивое вокруг. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и важных форм творчества. (слайд 4)
Назовите, чем отличается орнамент от простого рисунка?
Приблизительный ответ учащихся Орнамент - это украшение предметов быта сочетанием изобразительных элементов на ритмичном чередовании.
1. Назовите, в каком виде искусства больше всего встречается орнамент?
· Приблизительный ответ учащихся Архитектура, живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн.
Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект.
2. Назовите известные вам вещи, где встречается, используется орнамент?
Приблизительный ответ учащихся: Одежда, мебель, украшения, посуда и т.д. - предметы быта). (слайд 5)
IV. Решение образовательных задач 20 минут).
Знакомство и изучение орнаментов.
1.Рассмотрите изображения с различными видами орнаментов и
попробуйте разделить изображенные орнаменты на группы.
Объясните, по каким причинам у вас получились те или иные группы
орнаментов? (работа в группах, по карточкам)
Приблизительный ответ учащихся:
Растительный, Зооморфный, Геометрический, Смешанный.
Замкнутый (помещают в окружности, квадрате, прямоугольнике), Ленточный (в полосе),
Симметричный, ассиметричный.
Вертикальный, горизонтальный, для женской, детской, мужской одежды, для предметов быта. (слайд 6)
2.Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Назовите основной мотив орнаментов народов ханты и манси?
Приблизительный ответ учащихся: Ромб. Квадрат. Сочетание ромбов. (слайд 7)
3.Выполняем небольшое упражнение по составлению орнамента.
(Совместная работа с учителем, работу по построению выполняем на бумаге в клетку, закрашиваем фломастерами).
4. Так как основное свойство орнамента это повторение рисунка – как нам облегчить свою работу при выполнении орнамента?
Приблизительный ответ учащихся: Применение копировальной бумаги, шаблона, ПК.
Физминутка: выполнение упражнения по рисованию руками в воздухе орнаментов (одной рукой, двумя руками, ногой).
5. Выполнение задания на компьютере (построение орнамента в программе в компоненте Windows «Paint» - который позволяет создавать рисунки на пустом листе или поверх других изображений, работа в паре). (слайд 8)
V. Творческая работа (10 минут):
Мы познакомились сегодня как украшают чум народы севера, какие у них есть народные орнаменты, как выполнить их построение, из каких элементов они состоят. Теперь необходимо применить полученные знания и оформить макет жилища в народном стиле с помощью клейкой бумаги. (слайд 9)
VI. Подведение итогов, выбор лучших работ. (4 минуты):
Сообщение учителя о достижении цели урока.
Анализ общих ошибок. Подведение итогов работ, выставление оценок учащимся.
VI. Рефлексия (2 минуты): обвести свою ладошку и на каждом пальчике написать:
Я узнал.
Я научился.
Я затруднялся.
Мне понравилось.
Пожелание учителю
15