Методические указания по выполнеию самостоятельной внеаудиторной работы по ПМ.02 Изготовление лекал


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШАХТИНСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 38»










МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы

по МДК 02.01. Технология изготовления лекал
профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекал.

программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 29.01.05 Закройщик






















Шахты
2016
Согласовано и рекомендовано
к применению на заседании МК
Пр.№______от ________2016г.
Председатель МК
__________Губатенко Е.П.




Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 02.01. Изготовление лекал профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекал разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 262019.02 Закройщик (утв. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 773 зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29717), Приказа Минобрнауки России от 09.04.2015 N 390 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37199)

Организация-разработчик:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинское профессиональное училище №38»
(ГБПОУ РО ПУ №38) г.Шахты Ростовской обл. пр-т Победа Революции 111 А.

Разработчики:
1.Стрельникова Татьяна Филипповна- мастер производственного обучения высшей категории ГБПОУ РО ПУ №38











Содержание.

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 14
13LINK \l "_Toc354667568"14Пояснительная записка 154
13LINK \l "_Toc354667569"14Введение 156
13LINK \l "_Toc354667570"14Методические рекомендации по работе с литературой 158
13LINK \l "_Toc354667571"14Методические   рекомендации  по составлению конспектов 13 PAGEREF _Toc354667571 \h 14101515
13LINK \l "_Toc354667572"14Методические рекомендации по подготовке доклада...13 PAGEREF _Toc354667572 \h 14101515
13LINK \l "_Toc354667573"14Методические рекомендации по подготовке сообщения.1512
13LINK \l "_Toc354667574"14Методические рекомендации по выполнению реферата1515
13LINK \l "_Toc354667575"14Методические рекомендации по подготовке презентации.1815
Методические рекомендации по подготовке проектов..24
13LINK \l "_Toc354667576"14Тематика и задания самостоятельной работы.3315
15













Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по МДК 02.01. Технология изготовления лекал профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекал предназначены для обучающихся профессии 29.01.05 Закройщик.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
формирования индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
обобщения, систематизации, закрепления, углубления и расширения полученных знаний и умений обучающихся ;
формирования умений поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного роста;
развития познавательных способностей и активности обучающихся : творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности профессионального мышления: способности к профессиональному и личностному развитию, самообразованию и самореализации;
формирования умений использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
развития культуры межличностного общения, взаимодействия между людьми, формирование умений работы в команде.
Цель методических рекомендаций : оказание помощи обучающимся в выполнении самостоятельной работы.
Объем времени, отведенный на внеаудиторную самостоятельную работу, находит отражение: - в учебном плане;
- в рабочей программе профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекал с распределением по разделам.
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы устанавливается в рабочей программе профессионального модуля с распределением по разделам
В методических рекомендациях на основе наблюдений за выполнением обучающимися аудиторной самостоятельной работы, опроса обучающихся о затратах времени на то или иное задание, хронометража собственных затрат времени на решение той или иной задачи, определены затраты времени на самостоятельное выполнение конкретного учебного задания.
При планировании самостоятельной работы учитывается мотивация обучающихся и уровень их подготовленности к самостоятельной работе.
Внеаудиторная работа сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение (пункт 7.16 ФГОС СПО). С этой целью разработаны методические рекомендации по формированию учебно-методических материалов по каждой форме внеаудиторной самостоятельной работы. На основе указанных методических рекомендаций разработаны соответствующие учебно-методические материалы.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы включает в себя средства обучения и средства контроля.
Средства обучения условно можно разделить на три группы:
1) учебно-методические средства, использующиеся для руководства самостоятельной деятельностью обучающихся методические рекомендации (указания) для выполнения отдельных видов работ, включающие в себя:
инструкции по работе с методическими рекомендациями, в т.ч. алгоритмы и образцы выполнения заданий;
рекомендации по распределению времени в процессе работы над заданиями;
задания для самостоятельной работы;
критерии самооценки выполненной работы;
список основной и дополнительной литературы;
2) дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, комплекты журналов, научно-популярная литература, и т.п.);
3) технические средства, при помощи которых предъявляется и обрабатывается учебная информация (компьютеры, аудио- и видеотехника).
Организация самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
- обеспечение обучающихся необходимыми учебно-методическими материалами;
- обеспечение доступа обучающимся к информационным ресурсам сети Интернет (пункт 7.16 ФГОС СПО);
- обеспечение обучающихся контролирующими материалами (тестами, заданиями
и др.);
- предоставление обучающимся перечня необходимой основной и дополнительной литературы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, тематики, уровня сложности конкретной самостоятельной работы обучающихся, их уровня знаний и умений, индивидуальной образовательной траектории.
Преподаватели и мастера производственного обучения информируют обучающихся о целях, средствах, трудоемкости, сроках выполнения, основных требованиях к результатам работы, формах контроля самостоятельной работы.
Для выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы проводятся консультации преподавателей за счет общего бюджета времени отведенного на консультации (пункт 7.12. ФГОС СПО).
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к обучающимся.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель, мастер производственного обучения проводит инструктаж по выполнению задания, которое включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель/мастер предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится за счет объема времени, отведенного на изучение учебной дисциплины, междисциплинарного курса, модуля
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы может осуществляется в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу, и внеаудиторную самостоятельную работу, в письменной, устной или смешанной форме, с использованием возможностей компьютерной техники и Интернета.
Формы контроля самостоятельной работы :
а) текущий контроль:
устный ответ на вопрос, собеседование, сообщение, доклад на практических, семинарских, занятиях, творческая работа;
представление таблиц с сопоставительным анализом данных, обобщающих моделей, схем процессов и т.п.
решение ситуационных задач;
самостоятельно составленные тексты;
конспекты, выполненные по теме, изучаемой самостоятельно;
самостоятельные исследования;
рефераты, рецензии, отзывы, эссе, задачи, самоанализы, проекты, программы, планы, отчеты, справки, заключения и т.п.
отчеты о прохождении практики;
тестирование;
статьи, тезисы выступлений и другие публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы.
представление изделия или продукта творческой деятельности обучающегося.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы обмен информационными файлами, семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
б) промежуточная аттестация (экзамены);
в) государственная итоговая аттестация
Критериями оценки результатов самостоятельной работы обучающегося являются:
уровень освоения обучающимися учебного материала;
уровень сформированности умений обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
уровень сформированности умений обучающегося активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
· уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать варианты действий;
· умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Самостоятельная работа направлена на освоение обучающимися следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии29.01.05 Закройщик и требованиям рабочей программы профессионального модуля ПМ.02 Изготовление лекал , относящихся к МДК 02.01. Технология изготовления лекал.
Результаты обучения
(освоенные умения и усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки

Умения

выполнять расчет и построение чертежа базовой конструкции изделия;

Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК



вносить изменения в базовую конструкцию швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента, учитывающие особенности фигуры заказчика;

Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК


Проводить моделирование базовой конструкции;

Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК


определение дефектов изделий и материалов для обновления швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента, подбирать материалы для ремонта

Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК


изготавливать лекала деталей базовых и модельных конструкций швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента;
Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК




- составлять техническое описание к комплекту лекал базовых конструкций

Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК


выполнять градацию лекал
Оценка выполнения практических работ,
Оценка экзамена по МДК


Знания

Типы телосложений;


Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


Конструкцию и составные части изделий

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


системы и методы конструирования швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента
Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


особенности конструирования швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента одежды с учетом назначения;


Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка выполнения практической работы «Конструирование белья»

Оценка экзамена по МДК


особенности разработки конструкций швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента изделий одежды с учетом телосложения;

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка выполнения самостоятельной работы
Разработка рекомендаций по теме «Модельные линии и оптическая коррекция проблемных фигур»

Оценка экзамена по МДК

Порядок построения чертежей деталей изделий;

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


особенности конструирования и моделирования при обновлении текстильных изделий;
Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


принципы конструктивного моделирования швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента для индивидуального заказчика;

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка презентации ( компьютерной) творческого проекта « Конструирование изделий сложных форм методом наколки»

Оценка экзамена по МДК


виды лекал, требования к качеству лекал;




Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


Процесс изготовления лекал

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий

Оценка самостоятельной работы:
мультимедийной презентации « Системы автоматизированного проектировния одежды»
доклада по теме Изготовление лекал трикотажных, меховых и кожаных изделий» одежды»( с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов)

Оценка экзамена по МДК


порядок и правила оформления комплектов лекал базовых конструкций

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК


Методы технического размножения лекал

Индивидуальный устный опрос по темам. Оценка выполненных домашних заданий,

Оценка экзамена по МДК



1. Перечень видов самостоятельной внеаудиторной работы

№п/п
Вид самостоятельной работы
Затраченное время
Тематика задания
Форма контроля



Время на выполнение задания
Время всего на вид работы



РАЗДЕЛ 1 Расчет и построение чертежей базовых конструкций изделий одежды .

1
Составление опорного конспекта
3
3
«Морфологические и антропометрические признаки фигуры»

Самоотчет

2
Подготовка и написание рефератов
6
6
«Нормативные документы, регламентирующие процесс конструирования одежды»
Защита реферата

3
Выполнение практической работы
6
6
«Конструирование детской одежды из трикотажа»

Отчет по практической работе

4-5
Разработка мультимедийной презентации
10
20
1. Модели поясной женской
2. Модели плечевой женской одежды ассортиментных групп

Представление и защита презентации

6
Подготовка к практическим занятиям
1
17

отчет

7
Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по разделу

8

Ответы на вопросы

ИТОГО по разделу

60 час



РАЗДЕЛ 2 Конструктивное моделирование

7
Подготовка проекта
10
10
«Конструирование и моделирование швейных изделий из кожи, замши»
Защита проекта

8
Подготовка к практическим занятиям (52 занятия)
1,0
52

отчет

9
Подготовка к семинарскому занятию
3
3
«Ваша идеальная юбка»

Выступление на семинаре

10
Подготовка к экзамену
22
22

Ответы на экзамене

РАЗДЕЛ 3 Выполнение чертежей лекал базовых и модельных конструкций швейных, трикотажных, меховых, кожаных изделий различного ассортимента


Подготовка и написание докладов
10
10
Изготовление лекал трикотажных, меховых и кожаных изделий одежды»
Защита доклада


2. Тематика и задания самостоятельной работы.

Раздел 1 Расчет и построение чертежей базовых конструкций изделий одежды .


1. Составить опорный конспект по теме Морфологические и антропометрические признаки фигуры

План:
1.Строение тела человека
2. Морфологические признаки фигуры.
3. Антропометрические признаки фигуры
4. Телосложение. Пропорции.Осанка

Форма контроля:
проверка конспектов;
заслушивание и обсуждение вопросов в аудитории на семинарском занятии
Литература:
Кочесова Л.В. Конструирование женской одежды: учебник для нач.проф.образования/Л.В.Кочесова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2010-304с.
Радченко И.А. Конструирование и моделирование одежды на нетиповые фигуры. учебник для нач.проф.образования / Радченко И.А. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.
Радченко И.А. Справочник закройщика:учебное пособиедля нач.проф.образования/ И.А.Радченко, И.Б.Косинец.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.-416 стр.


Время выполнения- 3час.
















2. Подготовка и написание реферата по теме «Нормативные документы, регламентирующие процесс конструирования одежды»
Цели:
получить более глубокие знания по данной теме;
закрепить навыки пользования дополнительной литературой;
научиться составлять и оформлять рефераты.
Порядок выполнения работы
Изучить нормативные документы, литературу по данной теме.
Изучить методические указания выполнения реферативных работ
Подготовить реферат
Оформить реферат в соответствии с требованиями и сдать для проверки в установленные сроки.
Контрольные вопросы:
1.Типы технической документации
2. Классификация стандартов.
Форма контроля:
проверка рефератов;
заслушивание лучших рефератов на занятии;
Критерии оценки
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Литература:
Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Ч. 1и2.-М.: ЦБНТИ, 1989.
Единый метод конструирования женских поясных изделий изготовляемых по индивидуальным заказам населения. .-М.: ЦБНТИ, 1990.
Единый метод конструирования мужской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения .Ч. 1.-М.: ЦБНТИ, 1982.
ОСТ 17-325-86. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры мужчин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды.-М.:ЦНИИТЭИ Илегпром,1987
ОСТ 17-326-81. Изделия швейные, трикотажные, меховые. Фигуры женщин типовые. Размерные признаки для проектирования одежды.-М.:ЦНИИТЭИ Илегпром,1987
Отраслевые нормы расхода материалов на изготовление верхней женской одежды платьево- блузочного ассортимента по индивидуальным заказам населения.-М.: ЦБНТИ, 1988.
Отраслевые нормы расхода материалов на изготовление верхней мужской одежды по индивидуальным заказам населения. М.: ЦБНТИ, 1982.

Время выполнения- 6 час.



3. Подготовка и написание доклада « Изготовление лекал трикотажных, меховых и кожаных изделий одежды»( с презентацией)
Тематика докладов:
Общая характеристика натуральных и искусственных кож, замши, тканей с пленочным покрытием и дублированных материалов
Факторы, влияющие на выбор конструктивного решения меховых изделий
Общая характеристика существующих методов проектирования трикотажных изделий
Требования к проектированию и особенности конструктивного решения верхней одежды из меховых, трикотажных, кожаных изделий
Особенности разработки проектно-конструкторской документации на меховую одежду
Особенности разработки проектно-конструкторской документации на кожаную одежду
Особенности разработки проектно-конструкторской документации на одежду из трикотажа
Особенности разработки чертежей лекал мехового верха в зависимости от методов раскроя меховых шкурок
Особенности разработки чертежей лекал подкладки и прокладочных деталей особенности разработки чертежей лекал утепляющей прокладки
Особенности разработки чертежей лекал женской одежды из трикотажа
Особенности разработки чертежей лекал мужской одежды из трикотажа
Особенности разработки чертежей лекал детской одежды из трикотажа
Особенности разработки чертежей лекал изделий из натуральной кожи
Особенности разработки чертежей лекал изделий ткани с пленочным покрытием.
Особенности разработки чертежей лекал изделий из замши.

Целями подготовки доклада являются:
внесение знаний из дополнительной литературы;
систематизация материла по теме;
развитие навыков самостоятельной работы с литературой;
пробуждение познавательного интереса к научному познанию.
Основными задачами подготовки доклада являются:
выработка умений излагать содержание материала в короткое время;
выработка умений ориентироваться в материале и отвечать на вопросы;
выработка умений самостоятельно обобщать и представлять материал, делать выводы.







Доклад должен состоять из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление должно содержать: название доклада, сообщение основной идеи, современную оценку предмета изложения, краткое перечисление рассматриваемых вопросов, форму изложения.
Основная часть должна раскрывать суть затронутой темы. Задача основной части - представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами. При этом логическая структура теоретического блока должна содержать наглядные пособия, аудио-визуальные или визуальные материалы (представление рисунков, таблиц графиков в формате ppt или pdf). По основной части доклада могут быть содокладчики.
Заключение должно содержать ясное четкое обобщение и краткие выводы.
Время доклада – 5-7 мин. Чтение доклада при выступлении – запрещено.
Доклад оценивается по 5-балльной системе.
Критерии оценки доклада:
Качество доклада:

Использование демонстрационного материала

Качество ответов на вопросы

Владение научным и специальным аппаратом

Четкость выводов



№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах


1
Качество доклада:
производит выдающееся впечатление
сопровождается иллюстративным материалом
четко выстроен; - рассказывается, но не объясняется суть работы
зачитывается.

3
2
1
0

2
Использование демонстрационного материала
автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался
использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности
представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1
0

3
Качество ответов на вопросы
отвечает на вопросы
не может ответить на большинство вопросов;
не может четко ответить на вопросы

3
2
1

4
Владение научным и специальным аппаратом
показано владение специальным аппаратом
использованы общенаучные и специальные термины
показано владение базовым аппаратом.

3
2
1

5
Четкость выводов
полностью характеризуют работу
нечетки
имеются, но не доказаны

3
2
1



Итого максимальное количество баллов: 14
Оценка «5» - от11 до 14 баллов
Оценка «4»- от 8 до 10 баллов
Оценка «3» - от 4до 7 баллов
При количестве баллов менее 4 – рекомендовать учащимся дополнительно поработать над данным докладом

Форма контроля:
защита доклада на учебном занятии
Литература:
Кочесова Л.В. Конструирование женской одежды: учебник для нач.проф.образования/Л.В.Кочесова.-3-е изд.,испр.и доп.-М.: Издательский центр «Академия»,2010-304с.
Радченко И.А. Конструирование и моделирование одежды на нетиповые фигуры. учебник для нач.проф.образования / Радченко И.А. –М.: Издательский центр «Академия», 2010.-352с.
Радченко И.А. Справочник закройщика:учебное пособиедля нач.проф.образования/ И.А.Радченко, И.Б.Косинец.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.-416 стр.

Время выполнения-10 час.






























4. Выполнение практической работы

Тема: «Конструирование детской одежды из трикотажа»
Цель: изучить методику конструирования детской одежды из трикотажа
Задание:
Изучить методические указания выполнения практических работ
Ассортимент детской одежды из трикотажа
Анализ исходных данных
Изучить особенности конструирования плечевой одежды по материалам журнала «Ателье»
Изучить особенности конструирования поясной одежды по материалам журнала «Ателье»
Произвести расчет БК конструкции
Выполнить построение основы плечевого изделия в масштабе М 1:4 по материалам журнала «Ателье»
Выполнить построение детских брюк для девочек в масштабе М 1:4 по материалам журнала «Ателье»
Выводы

Отчет представить в письменном виде в соответствии с требованиями по оформлению практических работ
Время выполнения-6 час.


5. Разработка мультимедийной презентации

Тема: Модели поясной женской одежды с учетом направления моды
Задание:
Изучить методические указания по разработке мультимедийных презентаций.
Разработать презентацию согласно плана.
Оформить презентацию в соответствии с требованиями.

План:
1.Направление моды (поиск информации в Интернет-ресурсах)
2. Современные модные материалы (поиск информации в Интернет-ресурсах)
3.Модели юбок различного покроя и фасона (поиск информации в Интернет-ресурсах)
4. Модели брюк различного покроя и фасона (поиск информации в Интернет-ресурсах)
Форма контроля:
защита презентации на учебном занятии
Время выполнения-10 час.






6. Разработка мультимедийной презентации

Тема: Модели плечевой женской одежды ассортиментных групп с учетом направления моды
( по материалам журналов мод, с использованием Интернет-ресурсов)
с учетом направления моды на предстоящий весенне - летний сезон
Задание:
Изучить методические указания по разработке мультимедийных презентаций.
Разработать презентацию согласно плана.
Оформить презентацию в соответствии с требованиями.
План:
1.Направление моды (поиск информации в Интернет-ресурсах)
2. Современные модные материалы (поиск информации в Интернет-ресурсах)
3.Модели женских платьев различного покроя и фасона (поиск информации в Интернет-ресурсах)
4. Модели женских блузок различного покроя и фасона (поиск информации в Интернет-ресурсах)
5. Модели женских изделий одежды костюмно- пальтового ассортимента.различного покроя и фасона
Форма контроля:
защита презентации на учебном занятии

Время выполнения-10 час.

7. Подготовка к практическим занятиям- 17 часа

1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению практических работ.
Показатели оценки результатов
оформление практических работ в соответствии с требованиями, описанными в методических указаниях;
качественное выполнение всех этапов работы;
необходимый и достаточный уровень понимания цели и порядка выполнения работы;
правильное оформление выводов работы;
обоснованность и четкость изложения ответа на контрольные вопросы к работе.



8. Систематическая проработка конспектов занятий и ответы на контрольные вопросы по разделу -8 час

Внимательно прочитайте материал по конспекту, составленному на учебном занятии.
Прочитайте тот же материал по учебнику, учебному пособию.
Постарайтесь разобраться с непонятным, в частности новыми терминами. Часто незнание терминологии мешает студентам воспринимать материал на теоретических и лабораторно-практических занятиях на должном уровне.
Ответьте на контрольные вопросы для самопроверки, имеющиеся в учебнике или предложенные в данных методических указаниях.
Кратко перескажите содержание изученного материала «своими словами».
Заучите «рабочие определения» основных понятий, законов.
Освоив теоретический материал, приступайте к выполнению заданий.

Показатели оценки результатов
качество уровня освоения учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач или ответе на практико-ориентированные вопросы;
обоснованность и четкость изложения ответа.


Что такое покрой одежды, чем он характеризуется?
Что такое пропорции фигуры человека, от чего они зависят, какие типы пропорций вам известны?
Что такое телосложение, какие типы телосложений женщин вам известны?
Что такое телосложение, какие типы телосложений мужчин вам известны?
Что такое осанка, какие типы осанки фигуры вам известны?
Что такое антропометрические точки?
Какие данные необходимы для построения деталей одежды?
Что такое основные размерные признаки, какие размерные признаки вы знаете?
Что такое прибавки на свободу облегания, учитываемы при конструировании одежды?
Что такое техническая прибавка и конструктивно-декоративная прибавка, что на них влияет Что такое баланс изделия, что на него влияет, каким образом его можно достичь?
Что такое базисная сетка, для чего она необходима? Какие линии составляют чертеж базовой основы конструкции?
Какую одежду называют поясной, какие поясные изделия вам известны, как называются основные детали поясных изделий?
Какие измерения и прибавки используют для построения чертежа базовой основы прямой юбки, как определяют положение боковой линии прямой юбки, как рассчитывают раствор каждой вытачки?
Каковы особенности построения конических юбок?
Каковы особенности построения клиньевых юбок?
Какие измерения и прибавки используются для построения чертежа базовой основы брюк женских, как определяют положение горизонтальных линий базисной сетки брюк, как рассчитывают ширину брюк на уровне талии, бедер, коленей, низа?
Какие изменения лекал основных деталей юбок и брюк производят на индивидуальную фигуру?
Какие измерения и прибавки используют для построения чертежа базовой основы плечевого изделия? Назовите линии базисной сетки чертежа базовой основы плечевого изделия.
Как проводят проверку готовых чертежей базовой конструкции изделия?
Какие исходные данные необходимы для построения втачного рукава для базовой основы плечевого изделия, какие возможности регулировки ширины рукава, высоты оката рукава и величины посадки по окату рукава в процессе построения вы знаете?
Как контролируют правильность выполнения чертежа рукава, какие параметры проверяют?
Какие исходные данные необходимы для построения воротников, какие воротники вам известны?
Каковы особенности построения стоячих, стояче-отложенных и плосколежащих воротников?
Каковы особенности изделий с рукавами покроя реглан?
Какие преобразования переда, спинки и рукава производят на подготовительном этапе для проектирования изделий с рукавом покроя реглан?
Каковы особенности изделий с цельновыкроенными рукавами с ластовицами?
Принцип построения рубашечных рукавов с удлиненной линией плеча.
Каковы особенности изделий с квадратной проймой и рукавами?
Каковы особенности построения конструкций изделий из эластичных материалов и трикотажных полотен?
Почему одежда, спроектированная на типовые фигуры, не подходит людям с отклонениями в телосложении и осанке?
Какие виды отклонений в телосложении людей, влияющие на внешний вид одежды, вы знаете?
Какие дополнительные размерные признаки необходимо иметь, чтобы построить чертеж базовой основы изделия на фигуры с отклонениями в осанке?
Какие исходные данные необходимы для построения чертежа конструкции мужского пиджака? Назовите этапы построения чертежа конструкции мужского пиджака?
Как проверяют качество выполненного чертежа мужского пиджака?
Какие сходные данные необходимы для построения чертежа конструкции втачного рукава для мужского пиджака? Назовите этапы построения чертежа конструкции втачного рукава.
Какие преобразования чертежа базовой основы мужских брюк производят для фигуры с Х – образной формой ног?
Какие преобразования чертежа базовой основы мужских брюк производят для фигуры с О – образной формой ног?
Как определяются размерные признаки для конструирования детской одежды?














Раздел2

Самостоятельная работа №5
Выполнение практической работы
Тема : «Конструирование белья»
Цель: Изучить методику конструирования женского белья по методике конструирования «Мюллер и Сын»
Задание:
Изучить методические указания выполнения практических работ
Особенности методики конструирования «Мюллер и Сын»
Конструирование боди
Конструирование нательного белья
Выполнить построение женского боди в масштабе М 1:4 на миллиметровой бумаге
Выводы

Отчет представить в письменном виде в соответствии с требованиями по оформлению практических работ

Время выполнения-6 час.







Методические рекомендации по выполнению реферата
Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.
Содержание реферата
Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:
титульный лист;
содержание;
введение;
основная часть;
заключение;
список использованных источников;
приложения (при необходимости).
Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.
Рекомендуемый объем структурных элементов реферата
Наименование частей реферата
Количество страниц

Титульный лист
1

Содержание (с указанием страниц)
1

Введение
2

Основная часть
15-20

Заключение
1-2

Список использованных источников
1-2

Приложения
Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.
Во введении дается общая характеристика реферата:
обосновывается актуальность выбранной темы;
определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
кратко характеризуется структура реферата по главам.
Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.
Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.
Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.
Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).
В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.
Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.
В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).
Оформление реферата
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:
на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
междустрочный интервал - одинарный
поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
отформатировано по ширине листа
на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
в конце работы необходимо указать источники использованной литературы
нумерация страниц текста -
Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:
законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.
Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.
По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.
Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.
Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.
Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.
На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.
Критерии оценки реферата
Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.
В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.
Критерии оценки
Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.
Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.
Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.
Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной дисциплине.
Методические рекомендации по подготовке презентации
Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).
На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:
1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
объем текста на слайде – не больше 7 строк;
маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.
Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.
2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:
выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);
Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.
Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.
Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.
Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).
Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.
Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.
Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.
Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").
Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.
Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл Сохранить как Тип файла Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.
После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:
удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?
После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки
Содержание оценки

1. Содержательный критерий
правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий
стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий
использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий
взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации
соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации


Методические рекомендации по выполнению проектов
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborativeorcooperativelearning) методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проекты классифицируются по доминирующей в проекте деятельности учащихся:
информационные проекты
исследовательские проекты
практико-ориентированные проекты
ролевой проект
творческий проект
На практике все пять перечисленных направлений деятельности учащихся реализуются в каждом проекте.
Требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");
выдвижение гипотез их решения;
обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Типология проектов:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира);
5. Количество участников проекта;
6. Продолжительность проекта.
В соответствии с методом, доминирующем в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие. Следует оговориться, то проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении: предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение "мозговой атаки", обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация, такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Структура проекта:
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование:
коллективное обсуждение;
экспертиза;
результаты внешней оценки;
выводы.

Этапы проектной деятельности:
Этапы

Задачи

Деятельность учащихся
Деятельность учителя

1. Погружение в проект
Определение темы, целей и задач, типа проекта, количества участников. Выбор рабочей группы
Обсуждают (или предлагают) тему, цели и задачи проекта. Вживаются в ситуацию, выдвигают (с подачи учителя) проблемы ("мозговой штурм" с последующим коллективным обсуждением). Уточняют информацию
Мотивирует учащихся. Формулирует и объясняет цели и задачи проекта. Продумывает возможные варианты проблем в рамках намеченной тематики, подводит учащихся к самостоятельному определению проблемы проекта. Наблюдает

2. Организация деятельности
Анализ проблемы.
Определение источников необходимой информации. Выбор методов исследования. Распределение ролей в группе. Определение критериев оценки результатов работы над проектом.
Выбор формы презентации проекта. Планирование работы по решению задач проекта по группам
Уточняют информацию. Формируют состав группы и распределяют роли в группах. Осуществляют планирование работы в группах. Выбирают форму презентации.
Предлагают и обосновывают свои критерии оценки работы над проектом. Консультируются с учителем
Предлагает возможные варианты состава групп и распределение ролей в группах. При необходимости помогает учащимся в анализе, поиске источников информации, планировании, выборе форм презентации и т.д. Консультирует учащихся (по их просьбе). Наблюдает

3. Осуществление деятельности
Выполнение проекта
Активно и самостоятельно работают над выполнением проекта в соответствии со своей ролью и сообща (в соответствии с планом работы). "Добывают" недостающие знания. Консультируются с учителем. Участвуют в промежуточных обсуждениях полученных данных в группах (на уроках, занятиях в научном обществе, в библиотеке и т.д.). Оформляют проект. Ведут подготовку к защите проекта, участвуют в коллективном самоанализе
Консультирует учащихся по необходимости. Ненавязчиво контролирует деятельность школьников. Наблюдает

4. Защита проекта
Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Защита проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач. Оценка результатов
Защищают проект (демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта, умение планировать и осуществлять деятельность, найденный способ решения проблемы, умение аргументировать свои выводы и оппонировать). Участвуют в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов работы над проектом. Обобщает полученные результаты. Подводит итоги работы

Оценка проекта:
Результаты проектной деятельности часто отождествляются лишь с выполненным проектом. На самом деле при использовании метода проектов существует другой, не менее важный результат. Это педагогический эффект вовлечения учащихся в процесс самостоятельного "добывания знаний" и их применения (мотивация, рефлексия, умение делать выбор, планировать, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности). Однако этот результат часто остается вне сферы внимания учителя, он оценивает лишь сам проект. Очевидно, учителю целесообразно делать краткие резюме в ходе наблюдений за работой каждого из школьников, это позволит ему быть более объективным при защите проекта.
Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим учащимся или группой (самооценка), учителем и одноклассниками. Таким образом, выставляются три оценки и высчитывается среднеарифметическая величина.
Примерные параметры внешней оценки проекта:
Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
реальность, практическая направленность и значимость работы;
корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;
логичность и последовательность изложения;
четкость формулировок, обобщений, выводов;
аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;
коллективный характер принимаемых решений (при групповой проекте);
стилистическая и языковая культура изложения;
полнота библиографии;
наличие собственных взглядов на проблему и выводов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы;
перспектива доработки (потенциал);
эстетика оформления результатов проведенного проекта;
соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
Критерии оценки защиты проекта:
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; его объем;
объем и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи;
культура речи;
чувство времени;
использование наглядных средств;
умение удерживать внимание аудитории;
умение отвечать на вопросы: полнота, аргументированность, корректность в дискуссии;
готовность к дискуссии;
доброжелательность, контактность.














Утверждаю
Зам. директора по УПР
______________________Борисова Л.В..
«___» ________________2016г.




Заголовок 1,мой Заголовок 1 Заголовок 3mђ Заголовок 6mђ Заголовок 915