План-конспект урока по технологии на тему: История создания швейной машины (5 класс)
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
5 класс
Раздел: Машиноведение
Тема: История создания швейной машины.
Классификация швейных машин.
Заправка швейной машины.
Цель: 1. Познакомить учащихся с историей швейной машины.
2. Сформировать у учащихся знания по классификации
производственных и бытовых швейных машин.
3. Научить учащихся приёмам заправки верхней и нижней нитей.
Оснащение урока: 1. Учебник « Технология», 5 класс (обсл. труд).
2. Компьютер, проектор, компьютерная презентация,
швейные машинки в мастерской, нитки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка явки и готовности учащихся к уроку.
2. Работа над новым материалом.
1) Объяснение учителя.
Пожалуй, первейшей из швейных машин была одна из прародительниц, первой взявшей костяную (деревянную, каменную) иглу в свои руки. Причем это было скорее шило, чем игла. Несколько позже был придуман крючок, а видимо затем и собственно игла с ушком, причем ушко часто делалось в основании иглы, прямо как на современных швейных машинах.
Первыми, где-то в четырнадцатом веке, следует считать голландцев, в чьих мастерских по пошиву парусов впервые была применена колесная машина, стачивающая длинные полотна. К великому сожалению неизвестно имя автора сего изобретения, известно лишь, что машина была очень громоздкой и занимала много места. Ручные машинки появились около двухсот пятидесяти лет назад и не представляли собой механизм внешне похожий на современный.
Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце 15 века Леонардо да Винчи. В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрёл швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машинка копировала принцип ручного образования стежков. (Показ презентации).
2) Вопрос к учащимся.
Вы знаете, кто изобрёл швейную машину?
3) Последующими изобретателями, швейная машина была усовершенствована. В первых машинах А. Вильсона (1850г.) и И. Зингера (1851г.) игле сообщалось вертикальное движение, а материалы, прижатые лапкой, располагались на горизонтальной платформе. Прерывистое перемещение материалов осуществлялось зубчатым колесом, а затем зубчатой пластиной (рейкой). Для нижней нитки использовался челнок со встроенной шпулькой. Здесь швейная машина была практически доведена до совершенного вида. Начиная с 1870 г. фирма «Зингер» не только расширялась в США, но и открыла свои филиалы в различных странах мира. В России первый завод по сборке швейных машин был построен в г. Подольске в 1900 г. (Показ презентации).
4) Сегодня все швейные машины можно разделить на две большие группы:
1. производственные (на швейных фабриках, ателье)
2. бытовые (для домашнего использования)
5) Бытовые швейные машины бывают
С ручным приводом
С ножным приводом
С электрическим приводом
(Показ презентации).
6) Современные бытовые швейные машины выпускают с электрическим приводом. Устройство электропривода:
Электродвигатель
Педаль
7) Вопрос к учащимся.
Машины, с какими видами приводов есть в нашей швейной мастерской?
8) Рассказать и показать детали швейной машины.
9) Повторить правила безопасной работы на швейной машине.
10) Показать учащимся заправку верхней и нижней нитей.
Объяснить, что строчка стачивания образуется переплетением верхней и нижней нитей.
3. Практическая работа.
«Заправка швейной машины с электрическим приводом»
Критерии оценки за практическую работу: правильная заправка швейной машины.
4. Повторение
1. Кто предложил проект первой швейной машины?
2. Как усовершенствовал швейную машину Исаак Зингер?
3. В каком году в г. Подольске фирма «Зингер» основала завод?
4. На какие группы делятся современные швейные машины?
5. Назовите виды приводов.
6. какие операции можно выполнять на современных швейных машинах?
5. Домашнее задание
Повторить основные детали и узлы швейной машины.
15