Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию для 1-4 классов Патриоты России 
ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»
Рассмотрено
на МО  воспитателей
Протокол № ____
от  «________» 2013 г.
Принято
на заседании  педагогического совета ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»
Протокол №___ от
«___» «_______»2013г
Согласовано
Зам. Директора по ВР
__________________
Львова  Е.В.
«___» «_______»2013г
Утверждаю
Директор ОГБОУ «Шацкая кадетская школа-интернат»
____________________
Василевский В .В.
«___» «_______» 2013г
Рабочая  программа
« Патриоты России »
(ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Программа воспитателя
Курбатовой С.И.
Шацк-2013
Пояснительная записка.
          Патриотическое воспитание в школе - это систематическая и целенаправленная деятельность педагогического коллектива, учащихся по формированию у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание в рамках школы направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.
          Младший школьный возрастэто период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в начальном школьном  возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится  трудиться, не будет  любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. 
Патриотическое воспитание в начальной школе формирует  образ Родины в младшем школьном возрасте. Занятия имеют ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступают как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
Введение школьников в мир истории целесообразно осуществлять с использованием материала о родном городе, крае, о родной стране, подобно тому, как приобщение к языку начинается с овладения родной речью. Патриотизм  необходимо воспитывать уже в начальной школе. Школьники погружаются в мир истории Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разных событиях и их участниках.
Младшие школьники познают былое и современность по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местные музеи, походы по местам боевой и трудовой славы, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Поэтому в программе даются предложения по привлечению на уроках регионального (краеведческого) исторического материала. Он дает возможность познакомить детей с историей и современностью на близком и наглядном материале, максимально приближенном к ученику.
Актуальность и новизна  программы.
         Данная программа прививает  любовь к Родине, которая начинается с любви к семье, родным и близким людям. Она призвана формировать  у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи, города, края.       Широко используя архивы музея, фото- и видеоматериалы, встречи с героями войны и труда, экскурсии по родному городу, посещения  памятных мест и достопримечательностей Шацка программа  окажет  посильную  помощь семье в воспитании семьянина, в осознании учениками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник. Эта программа призвана помочь взрослым и детям в гармонизации семейных отношений,  отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны. Поможет осмыслить связь времен, попытавшись не только найти , но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом. Поможет понять  свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей). 
Цели: 
формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). 
формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, 
воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”. 
развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации. 
формирование гражданской позиции младших школьников.
Воспитательные цели: 
 воспитывать духовно нравственные качества у детей на примерах героических поступков и событий из истории страны и города.
 пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; 
  формирование у учащихся и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине; 
Задачи:
формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности; 
формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры; 
формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям; 
формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании; 
формировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
сохранять  и развивать чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта.
Программа рассчитана  на детей 1-4 классов (от 7 лет) , реализуется в течение 4 лет.
В программу включены четыре раздела: 
1. Мы вместе. Раздел включает в себя знакомство с семьёй, её традициями, реликвиями, отношениями в семье между членами. Учит любви и уважению предков. Чтить их память. Совершать такие поступки, чтобы последующие поколения гордились ими. Помогает становиться патриотом Родины.
2. Мой город. Раздел знакомит с памятными местами города Шацка, его достопримечательностями. Раскрывает перед детьми красоту родного города, уважение к людям в нём живущим. Знакомит с улицами города, названными в честь героев ВОВ, архитектурой и историческими личностями города.
3. Моя 
·Родина. Раздел формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к России, знакомит с символами России, важными событиями в жизни страны. Через воспитание любви к Родине идёт формирование духовно-нравственного
4. Это важно помнить. Раздел знакомит с датами исторических событий, героями сохранившими о себе память до современности.
Ожидаемые результаты реализации программы: 
формирование  устойчивого  интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России; 
уважительное и бережное отношения к памятникам истории; 
любовь и бережное отношение к родной природе; 
посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; 
честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе. 
              Формы реализации программы : 
Выступление на мероприятиях, посвящённых важным историческим датам; 
Деловые игры; 
Классные часы (подготовленные для других классов); 
Беседы, диспуты, викторины; 
Исследовательская деятельность; 
Коллективные творческие дела; 
Смотры-конкурсы, выставки; 
  Соревнования; 
Экскурсии, поездки, походы; 
Трудовые дела; 
Содержание программы
1 класс «Дом , в котором я живу»
НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
«Мы вместе»
составление древа жизни, 
конкурс рисунков «Семейный праздник», 
выставка рисунков «Кем хочу быть?»,
сообщения, презентации о родственниках, воевавших во время Великой отечественной  войны,
вернисаж «Портрет мамы»
классный час «Нет дороже моей семьи»
«Мой город»
практическая работа по карте Шацка и его района (где моя улица, моё село), 
беседа «Архитектура и история зданий», 
экскурсия «Достопримечательности Шацка», 
экскурсия к обелиску,
классный час «Шацк – России малая частица»
«Моя Родина
беседа «Моя Родина – Россия»,
диспут  «Мои чувства по отношению к Родине»,
конкурс рисунков «Флаг России», 
стихи о Родине, песни о Родине «Что такое Родина?» (слушаем в исполнении детского хора и поём сами), 
спортивное мероприятие «Урок Мужества», 
изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек к 8 Марта, 
встреча с ветеранами ВОВ
классный час «Нам доверена память»
«Это важно помнить»
классный час «Беслан – моя боль(2004)»,
классный час  « Первый в космосе»,
просмотр фильма о Беслане, 
митинг у Вечного огня в память о погибших во время ВОВ.
2 класс « Жить одной семьёй»
НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
«Мы вместе»
классный час «Кем гордится моя страна»,
игровой практикум « В моей семье лентяев нет»,
конкурс семейных плакатов « Береги здоровье смолоду»,
викторина « Полезные  и вредные  привычки»,
устный журнал «О бабушках и дедушках»,
сообщение «Моя мамочка любимая»,
ремонт книг «Книжкина больница»,
утренник « Праздник первой оценки»
«Мой город»
классный час « Улицы полузабытых героев»,
конкурс рисунков « Мой любимый город»,
встреча с ветеранами Великой Отечественной войны,
трудовой десант « Сделаем город краше»,
экскурсия в Желанновский краеведческий музей
«Моя Родина
классный час « Символы России»,
дискуссия  « Какая наша Родина?»
групповая поисковая деятельность « Дети-герои»,
классный час «Мои права и обязанности»,
открытое  мероприятие « Этот праздник со слезами на глазах», посвящённый 70-ой годовщине  победы в ВОВ.
изготовление открыток ветеранам « Спасибо деду за победу!»,
виртуальное  путешествие по городам-героям
«Это важно помнить»
беседа «Мы против терроризма»,
конкурс рисунка на асфальте « Скажем терроризму нет»,
классный час ко дню Единства России « Мы едины , мы непобедимы!»,
беседа о пограничниках « На границе тучи ходят хмуро»,
рыцарский турнир « Наши будущие защитники»
3 класс « Мы такие разные»
НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
«Мы вместе»
диспут «Как семьёй мы можем участвовать в жизни страны»,
беседа «Может ли семья мной гордиться?»,
классный час « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,
создание классного альбома « Тропинка школьная моя»,
викторина «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» 
круглый стол « Мои спортивные успехи и достижения»,
конкурс  рисунков « Профессия моих родителей»,
практическая игра « Правила хорошего тона»,
«Мой город»
дискуссия « С чего начинается Родина?»,
экскурсия «Эти места мне с детства знакомы»,
конкурс рисунков « Мой город в разное время года»,
встреча с Л.В. Червяковой (местной поэтессой),
классный час « Мои пернатые друзья»
«Моя Родина
открытое внеклассное мероприятие « Край берёзовый , край Есенина»
викторина « Русские народные сказки»,
беседа « Традиции нашего народа»,
конкурс рисунков « Кто нас охраняет?»,
диспут  « Кто такие герои?»,
виртуальное путешествие в Эрмитаж ( картины русских художников)
«Это важно помнить»
изготовление открыток ко Дню пожилых людей «Порадовать близких- это просто»,
классный час «Будь терпимее к другому» (16 ноября –день толерантности),
конкурс рисунков к дню учителя,
конкурс сочинений о матери  « Мамины глаза»
4 класс « Мир человеческих чувств»
НАПРАВЛЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
«Мы вместе»
беседа «Я – патриот»,
диспут  «Наш досуг»,
классный час « Скажем «НЕТ!» вредным привычкам»,
субботник « Кто работы не боится , у того она и спорится»,
семейная спартакиада « Мы выбираем спорт!»,
отчёт о выполнении обязанностей « Я умею, я хочу, я могу»,
утренник « Прощание с начальной школой»,
выпуск журнала « Школьные годы чудесные»
«Мой город»
посещение краеведческого музея  « Природа родного края»,
трудовая акция  «Школьный двор - лучший двор»,
классный час « Профессии  моих земляков»,
экологическая акция  « Покорми птиц!»,
классный час «Портрет с обелиска»,
«Моя Родина
классный  час «Национальности  России»,
просмотр и  обсуждение фильма «Мы из будущего»,
классный час « У войны не женское лицо»,
беседа « Не место красит человека , а человек -  место»,
конкурс плакатов « Защитим редкие виды животных и растений»
«Это важно помнить»
вахта Памяти- 11 сентября ( день памяти жертв фашизма),
беседа о Конституции России « Самый главный документ»,
беседа « 2017 год – год экологии России»,
классный час « Дневник Тани Савичевой»
Учебно-методическое обеспечение программы:
Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе //Начальная школа. – 1999.
Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ, 2002.
Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. - №4. - 1999.
Бабаев А.М. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры).
Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Тюляева Т.И. Патриотическое образование в российской школе. – М.: АСТ Астрель, 2003.
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 6Заголовок 815