НОД в старшей группе по духовно – нравственному воспитанию дошкольников Тема: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»


Конспект НОД в старшей группе по духовно – нравственному воспитанию дошкольников «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»

Цель: Воспитание духовно-нравственных качеств ребёнка через устное народное творчество.
Задачи:
Приобщать дошкольников к русской культуре и традициями русского народа.
Привлечь внимание к живому русскому слову, обогащать словарь уменьшительно – ласкательными словами;
Воспитывать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: доброта, духовность, отзывчивость, дружелюбие, желание помогать ближним.
Предварительная работа:
Использование всех видов фольклора: сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки.
Заучивание пословиц о труде.
Беседа «Маленькое дело – лучше большого безделья».
Хороводная игра «В огороде у ребяток».
«Огород» на подоконнике – посадка лука, уход.
Материал:
Кукла Емеля, предметные картинки – мальчик Ванюшка, петушок золотой-гребешок, кошка Мурка. Игрушечные грабли, карточки с дикорастущими травами (клевер, вьюнок полевой, одуванчик, крапива жгучая),фланелеграф, картинки для фланелеграфа по потешке «Киска-мурысенька», «Тили- бом! Тили - бом! Загорелся кошкин дом!», колокольчик, земля в контейнере, фасовочные стаканчики, семена огурцов, совочки, вода, фартуки для труда.
Ход НОД:
Организационный момент: Хороводная игра «В огороде у ребяток»:
В огороде у ребяток
Много-много ровных грядок.
Огурцы, горох и лук
В огороде том растут.
Как- то вечером на грядке
Огурцы, горох и лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг,
Рассчитались четко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять,
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну, а ты иди искать!
Дети идут по кругу, взявшись за руки. В центре круга на корточках сидит водящий с завязанными глазами. Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий их ищет.
- Ребята, а огурцы, горох и лук, что это такое? Как можно это назвать, одним словом? (Ответы).
- Верно, это овощи. А где они растут? (Ответы).
- Какие вы ещё знаете овощи? ( Ответы).
- Кто знает, в какое время года сеют овощи? Верно, весной.
- Дети вы были этой весной в огороде? (Ответы).
- Что там делали? (Ответы).
- Картошку, капусту, лук помогали родителям сажать? А морковку, свеклу и огурцы сеяли? (Ответы).
- Молодцы!
- Ой, ребята, а вы не слышите, кто-то посапывает нас в группе. Пойдемте, посмотрим.
Воспитатель обращает внимание детей на игрушку Емеля ,который сидит на стуле.
- Дети, да это же Емеля, давайте его разбудим. Подуем на Емелю.
Дыхательная гимнастика «Ветер» (полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Дети дуют на Емелю. Воспитатель одевает на руку игрушку Емелю и ведёт диалог.
- Здравствуй, Емеля. А что это ты здесь делаешь? Дел в огороде сейчас так много, что и отдохнуть некогда, а ты спишь сладким сном.
Емеля: Жду, когда мне калачи принесут.
Воспитатель: Калачи? Вот так дела! Боюсь тебя расстроить, Емеля, но только сегодня на обед в детском саду будут щи из свежей капусты и макароны с котлетой, а на полдник ‒ запеканка. Калачей в нашем меню, к сожалению, нет.
Емеля: Как это, нет? А говорят: «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи». Я даже на стул из-за этого пересел, да и заснул.
Воспитатель: Так вот почему ты сегодня без печи!
- Ребята, как вы думаете, дождётся Емеля калачей, если будет просто сидеть на стуле?
Ответы детей
Емеля: А что же мне ещё нужно для этого сделать?
Дети высказывают свои предположения (Взять муку, просеять её, замесить тесто, испечь в печи).
Емеля: Так, значит это неправду говорят « Хочешь, есть калачи, так не сиди на печи».
Воспитатель: Почему же, неправда? Не сидеть на печи – значит…Что дети?
Дети: …не лениться.
Воспитатель: Это выражение, Емеля, содержит в себе народную мудрость. Ведь речь идёт не только о калачах: без труда ни одно дело само собой не сделается. Выражение «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи» ‒ называется оно пословицей.
- Пословицы могут быть разными: о смелости и трусости, о дружбе, о мудрости и глупости, о труде и лени. Я, например, вспомнила пословицу «Без труда не вытянешь рыбку из пруда»
Емеля: Постойте, постойте. Но, ведь о том же самом говорится и в моей пословице про калачи.
- Правильно, Емеля. Дело в том, что у пословиц, так же как и у отдельных слов, могут быть похожие значения.
Емеля: Ну, что ж, ребята я всё понял, время терять не буду. В гостях, как говорится, хорошо, а дома лучше. Пойду я тесто месить, да калачи выпекать. Да и в огород забегу грядки водицей полью, чтоб росли овощи! А вы не скучайте и не ленитесь. Ко мне в гости приходите. До свидания.
- До свидания.
Воспитатель игрушку Емелю убирает.
- А я, ребятки, знаю одну историю про мальчика Ванюшку, про то, как он решил в огороде огурцы выращивать. (Воспитатель показывает картинку)! Были у Ванюшки два друга: петушок-золотой гребешок и да кошка Мурка (Воспитатель показывает картинки).
- Ребята, как вы думаете, где живёт петушок? (Ответы).
- А кошечка? (Ответы)
Правильно петушок живёт в курятнике, а кошечка в доме.
Однажды просит Ваня петушка:
Дружок мой, дружок, голосистый петушок,
Под окошечко приди, меня рано разбуди,
Чтобы в огород бежать, семена сажать.

- Петушок-золотой гребешок так и сделал. Спит Ванюша на печке, кошечка Мурка с ним рядом дремлет, а петушок под окошко пришел да как запоет:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать на боку!
Вставай, народ, пора в огород!
Пришла весна,
Беги Ваня сажать семена!

- Ванюшка услышал – прыгнул с печи, петушку спасибо сказал – и скорее в огород побежал. В огороде дел весной так много! Прежде, чем семена сеять, надо землю подготовить.
- Дети, а как это делается? (Ответы детей.)
Первым делом землю вскопать надо.
- Кто знает, чем землю копают? (Ответы)
- Правильно, лопатой. Взял Ванюшка лопату, и копать принялся (показать картинку).
- Копал, копал, устал, но вскопал земли на целую грядку. Теперь что делать нужно? (Ответы детей.)
- Семена сеять? Нет, рано еще. Землица, хоть и вскопана, но не мягка, не пушиста, комьями лежит. Неуютно будет семенам в такой жесткой постельке. Землю надо разрыхлить, комочки раздробить.
- Скажите, что это такое (показать грабли).
- Правильно, это грабли. Они на большую расческу похожи. Мы расческой волосы на голове причесываем, чтобы они гладко на голове лежали, а граблями земельку причешем, чтобы была ровная, мягкая, без комочков (показать). Вскопали, разрыхлили, а как водицей польем – можно и сеять.
Взял Ваня семена, посеял в грядку, сверху землей просыпал.
На другое утро опять петушок Ваню будит:
Ку-ка-ре-ку! Хватит спать на боку!
Пора вставать, огород поливать!

А Ване вставать не хочется. Тут еще и кошечка на печку прыг и ему на ушко мурлычет:
– Спи, Ванечка, спи. Я тебе колыбельную спою, а с петушком не дружи: он слишком рано встает, слишком громко поет, тебе спать не дает. Прогони его!
Люли, люли люленькиПрилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Ванечку качать,
Стали Ванечкукачать,
Стал Ванюша засыпать.
Ваня и прогнал петушка, стал с кошечкой дружить. Придет петушок под окошко, запоет, а Ваня на другой бок повернется да одеялом получше укроется:
– Не приставай, петушок, все равно не встану.
Так и ленился, пока огурчика свежего не захотел. Вспомнил тогда Ваня, что когда-то весной в огороде огурцы посеял. Слез с печки и побежал к своей грядке. А там…
- Как вы думаете, растут ли на Ваниной грядке огурцы? (Ответы детей.)
Расти-то они растут, но быстрее их растет трава. Смотрите, сколько сорняков на грядке! На других грядках сорняков нет: люди огород полют, траву с корнем вырывают, в ведро собирают да в кучу складывают. На таких чистых грядках овощам расти хорошо. А у Ванюши – сорняки на грядке. Здесь и клевер, и вьюнок полевой, и одуванчики, и крапива жгучая
(Воспитатель показывает карточки с дикорастущими травами)).
- Разрослись они – не дают места огурцам.
Смотрит Ваня– что за диво:
На гряде одна крапива.
И гадает молодец:
Где же свежий огурец?
Почему пустая грядка?
Вот загадка, так загадка!
- Дети, а почему у него огурцы не растут? (Ответы детей.)

- А давайте, ребятки, ему помогать, одному с бурьяном не справиться! Когда я была маленькая, мне бабушка всегда говорила - Умелые руки, не знают скуки. А знаете почему? Я всегда ей помогала….
- А чтобы легче да веселей было работать будем приговаривать русскую потешку:
Иван, Иван,
Вырывай бурьян,
Чтобы росла репка
Сладкая да крепкая,
Чтобы вырос огурец,
Длинноусый молодец!
Дети повторяют потешку, имитируя прополку.
- Чисто стало на грядке, теперь видно, что на ней растут огурцы. Правда, они еще маленькие, но, если Ваня будет за ними ухаживать, полоть, поливать, они обязательно вырастут такие же вкусные, как у мамы на грядке. - Смотрите, на других грядках растут не только огурцы, но и другие овощи. Отгадайте, какие!

Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это?
(Репка)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.
(Капуста)
Наши поросятки выросли на грядке,
К солнышку бочком, хвостики крючком.
Эти поросятки играют с нами в прятки.
(Огурцы)
В землю спряталась Девица.
Из земли торчит косица.
Выдерну я ловко
Красную ... (Морковь)
- Молодцы, загадки отгадали, овощи вы хорошо знаете!
- С той поры Ваня петушком золотым гребешком подружился, вместе с ним встает, не ленится.
- А как же кошка Мурка вы спросите?
Она все лежит у себя в домике на печке, в тепленьком местечке? (Воспитатель на фланелеграф картинку выставляет).
Дети давайте попросим кошечку помочь Ване.
– Киска, иди Ване помогать!
– Неохота!
– Киска, иди калачи с молочком есть!
– Где калачи? Где молочко?
Ах ты, ленивая киска!
- Знаешь, как люди говорят: хочешь, есть калачи – не лежи на печи!
- Ребята, какая кошка Мурка? (Ответы).
- Да, правильно, она лежебока, бездельница, соня, ленивая кошечка, про неё даже потешка есть.
Однажды киску попросили коней пасти. Кони по полю ходят, а киска должна следить, чтобы они далеко не ушли, не потерялись. Легла киска под лопушок и уснула (показать картинку). Кони гуляли, гуляли и ускакали (показать картинку).
Видит хозяин, что киска одна возвращается и спрашивает:
– Кисонька-мурысенька, где была?
– Коней пасла…
– А где кони?
Что киске ответить? Стыдно признаться, вот она и придумывает всякие небылицы:
– За ворота ушли!
– А где ворота?
– Огонь сжег.
– Где огонь?
– Вода залила.
– Где вода?
– Быки выпили.
– Где быки?
– За гору ушли.
– Где гора?
– Черви выточили, она и рассыпалась.
– Где черви?
– Утки склевали.
Утки услышали и закрякали:
– Кря-кря-кря! Непря-а-авда! Непря-а-авда!
- Дети, что делать с ленивой киской? Когда она поймет, что надо и самой трудиться, и другим помогать? (Ответы детей).
- Ой, ребята, слышите звон? Что это? (Слышен звон колокольчика. Воспитатель выставляет картинку на фланелеграф)
Пальчиковая гимнастика и инсценировка потешки.
(Цель – развитие мелкой, общей моторики, пантомимики, творческого воображения)
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!

Кошка выскочила!
Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
Бежит кисонька с горшком,
Залить хочет молоком…

А лошадка – с фонарем,
А собачка – с помелом,
Серый заюшка – с листом.

И Иванушка с петушком
Воду льют на кошкин дом.
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас!

- Дети кошечка вас благодарит и спасибо говорит! Если бы не вы, осталась бы она без домика!
Потрудились все недаром,
Быстро справились с пожаром!
- Кошечка Мурка все поняла! Теперь она тоже будет трудиться, всем помогать и обязательно исправится.
- Исправиться, если постарается.
- Вот такая история произошла с Ванюшкой, петушком золотым гребешком да с кошкой Муркой.
- Ребята, а как вы думаете похожи Емеля и Ванюшка? (Ответы детей).
- Дети, а вы помогаете своим родителям работать в огороде? (Ответы).
- А сейчас я вам предлагаю подойти к огороду на подоконнике и посмотреть, какие изменения произошли на «грядке» где посажен лук? (Ответы).
- Дети, а куда можно использовать зелёный лук? ( Ответы).
- А достаточно одного лука будет в салате? (Нет). А ещё, что туда можно положить (Ответы).
-Так давайте же с вами ещё и огурцы посеем.
Кончилось весельице, пора за дельце!
Практическая часть:
- Подойдите ко мне, пожалуйста, сейчас я расскажу вам , как правильно надо сажать семечко, в каком порядке. Для начала насыпаем землю в горшок, делаем углубление, гладим семечко и засыпаем землей, после этого поливаем водой немножко. А теперь подойдем к своим столам и попробуйте посадить семечко в правильном порядке.
Воспитатель и дети сеют огурцы в фасовочные стаканчики, при этом проговаривают: как сеять и способы ухода за ними.
- Молодцы, ребятки! Теперь вы можете помогать своим родителям и вместе с ними высаживать и выращивать овощи в огороде.
- Вот мы с вами посадили семечко, и теперь будем наблюдать, как оно будет у нас расти.
Каждый год мы садим лук,
Помидор и огурец.
Чтобы в жизни было бы что-нибудь поесть.
- Ребятки наше занятие закончилось, всем спасибо за внимание, активное участие на занятии!
- Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы)
- Дети, а какой вы для себя сделаете вывод? (Ответы)
Воспитатель подводит итог занятия пословицей:
«Хочешь, есть калачи – не сиди на печи»