Рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс В мире математики
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Малокурильское»
694520, Сахалинская область, Южно-Курильский район, с. Малокурильское, ул.50 лет СССР, 4 тел./факс 8(42455) 96-7-14, тел. 8(42455) 96-7-16, 96-6-12
http://www.schoolmalokurilsk.ru, E-mail: schoolmalokurilsk@mail.ru
УТВЕРЖДЕНО.
Директор МБОУ «СОШ с. Малокурильское»
____________Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Математика вокруг нас»
научно-познавательное направление
6 класс
2016-2017 уч. год
Количество часов:
34 часа, в неделю 1 час
Учитель: Илларионова И.М.
Пояснительная записка
Данная программа направлена на формирование умений применять полученные знания и умения в реальных ситуациях, характерных для повседневной жизни, так же на развитие пространственных геометрических и вероятностных представлений. Внеурочной деятельность будет осуществляться в форме кружковых занятий.
Внеурочная деятельность по математике - одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий для увлечённых математикой детей. В основе работы внеурочных занятий лежит принцип добровольности. Занятия организуются для всех обучающихся, желающих интересно провести досуговое время. Программа создаёт условия для успешной реализации одной из важнейших целей федерального компонента государственного стандарта общего образования - подготовка обучающихся к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Поэтому одной из важнейших задач основной школы является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Реализация данной программы способствует достижению этой задачи. Это позволяет за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования школьников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Обучающимся предоставляется возможность выбора индивидуальной ой траектории развития познавательных способностей и самореализации.
Программа рассчитана на 34 недели, по 1 часу в неделю.
Цели:
Сформировать интерес к изучению математики;
Повышение математической культуры;
Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся
Оказать помощь по созданию условий для развития у учащихся умений адаптироваться в современном обществе, применять свои знания на практике.
Задачи:
Формирование общей культуры, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность.Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости.
Организовать творческую деятельность учащихся 6 классов по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности( территория школы).
Формировать у учащихся представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, развивать пространственное воображение через вариативную организацию работы.
Создать условия для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды).
Организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Развитие самостоятельности учащихся; приобщение их к использованию научно- популярной и учебной литературой.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Готовность и способность к саморазвитию.
Сформированность мотивации к обучению.
Самостоятельность мышления.
Заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний
Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
Готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности. при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни.
Высказывать собственные суждения и давать им обоснование.
Способность к самоорганизованности.
Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.
Предметные результаты:
Овладение умениями распознавать и изображать геометрические фигуры.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Овладение основами математической речи.
Умение применять полученные математические знания для решения учебно-практических задач.
Овладение основами пространственного воображения.
Умение самостоятельно разбирать задание и выполнять его.
Умение работать в информационном поле.
Метапредметные результаты:
Готовность слушать собеседника, вести диалог.
Умение работать в информационной среде.
Активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач.
Адекватное оценивание результатов своей деятельности.
Понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха.
Планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата.
Понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия Цель занятия Дата
1 Знакомство учащихся с многообразными ресурсами для интересного изучения математики Создание условий для развития умения работать в информационной среде 2 Математические ребусы. Разгадывание математических ребусов Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Создание условий для развития умения составлять и разгадывать математические ребусы. 3 Математические ребусы. Составление математических ребусов 4 Решение старинных задач на дроби Создание условий для обучения решения задач с дробями. Создание условий для организации наблюдения за общими приемами решения 5 Решение вероятностных задач « На авось не пройдет» Создание условий для обучения детей решение задач на Нахождение вероятности жизненных ситуаций. Создание условий для формирования умения применять алгоритм 6 Игра «Юный статик» (нахождение статистических величин) Создание условий для введения понятий статистических величин.
Создание условий для формирования умения работы с микрокалькулятором и заполнением таблиц для нахождения статистических величин.
Создание условий для закрепления умения устанавливать соотношения между статистическими величинами. Создание условий для формирования умения Составление сметы расходов семейного бюджета на определенные нужды 7 Проект «Семейная математика» 8 Числа-великаны. Коллективный счет 9 Интеллектуальный математический марафон 10 Решение задач «Все зависит не от нас» Создание условий для обучения детей решение задач на нахождении числа от заданной величины 11 Вечер-встреча «В гостях у математики» Создать условия для встречи с родителями, профессии которых требуют знаний по математике 12 Решение задач на переливание Создание условий для обучения детей решение задач на переливание и взвешивание. Создание условий для закрепления умения устанавливать соотношения между величинами. 13 Решение задач на взвешивание 14 Занятие – практикум « Связь взвешивания и переливания» 15 Решение задач на прямую и обратную пропорциональность. Создание условий для обучения детей решение задач на на прямую и обратную пропорциональность. Создание условий для организации наблюдения за общими приемами решения 16 Исследовательская работа «Окружность, шар, круг вокруг нас» Создание условий для введения понятий окружность, шар, круг. Создание условий для обучения детей построения окружности, круга, шара подручными средствами, а так же Решение задач на разрезание круга и шара. Геометрическое представление фигур, получившихся при разрезании данных фигур. закрепления умения изображать данные геометрические фигуры. Практические применение 17 Построение окружности, круга, шара подручными средствами 18 Задачи на нахождение длины окружности и площади круга 19 Решение задач на разрезание круга и шара. 20 Решения «масштабных» задач «Раскрой для себя весь мир» Создание условий для введения понятия масштаба. Создание условий для обучения детей составлению масштабных карт, а так же решению задач связанных с масштабом. Практические применение 21 Учебно-исследовательская работа «Меряю жизнь по себе» 22 Демонстрация исследовательской работы «Меряю жизнь по себе» 23 Модуль в нашей жизни. Создание условий для введения понятия модуль и действий с модулем, кругов Эйлера. Создание условий для закрепления умения устанавливать соотношения между множествами. 24 Круги Эйлера. Решение задач с их использованием 25 Урок семинар «Многообразие чисел вокруг нас. Действия с ними» 26 Занятие –практикум « Смешная математика- смешные уравнения- долгая жизнь» Создание условий для введения понятия уравнение. Создание условий для обучения детей решение задач на составление уравнений. 27 Учебно-исследовательский проект –разработка «Вездесущая математика» Создание условий для развития умения работать в информационной среде. Овладение основами логического и алгоритмического мышления 28 Учебно-исследовательский проект –демонстрация «Вездесущая математика» 29 Занятие-семинар « Прямые. Взаиморасположения прямых а различных представлениях великих математиков» Создание условий для введения понятия прямая, координатная плоскость, координата. Создание условий для обучения детей решение задач на координатной плоскости и координатной прямой. закрепления умения изображать на координатной плоскости. 30 Занятие- практикум «Преобразование фигур на координатной плоскости» 31 Игра. «Мы ищем клад» (расширение знаний по теме «Координаты») 32 Занятие- практикум «Составление столбчатых диаграмм и графиков по данным из жизни» Создание условий для формирования умения работы с микрокалькулятором. Создание условий для развития умения работать в информационной среде, а атак же составлять и анализировать данные. 33 Мотивационная игра с микрокалькуляторами 34 Круглый стол- подведем итоги Проверка качества освоение программного материала и достижения планируемого результата обучения Учебно-методическое обеспечение
Примерные программы внеурочной деятельности./ Д.В.Григорьев и др.-М.: Просвещение,2010.
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004