Рабочая программа внеурочной деятельности классного руководителя Я в мире… Мир во мне


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №29»
(с углубленным изучением отдельных предметов)
Городского округа « Город Якутск»
ул. Стадухина, 78 г. Якутск, 677005 тел./факс: 43-35-23 E-mail: school29@post.yaguo.ru







Принята педагогическим «Утверждаю»
советом Приказ №________ от
Протокол №______ от «_____»_________________201___ г.
«____»______________201___г. Директор_______________ Л.С. Слепцова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

тип программы: комплексная
«Я в мире Мир во мне»
(наименование)
1 год
(срок реализации программы)
10 -12 лет
(возраст обучающихся)



Составители:
Классный руководитель 5 «а» Васильева С.Н.,
классный руководитель 5 «б» Закирова Е.П.,
классный руководитель 5 «в» Антонова Э.И.,
классный руководитель 5 «г» Неустроева А.Д.





1. Пояснительная записка
Программа комплексной внеурочной деятельности классного руководителя для учащихся 5 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Методический конструктор внеурочной деятельности школьников» (авторы Д.В. Григорьев, к.п.н., П.В. Степанов, к.п.н., Центр теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО). Она может стать одним из механизмов достижения высоких воспитательных результатов школьников.
В соответствии с ФГОС количество часов внеурочной деятельности классного руководителя в 5 классе за учебный год на ступени основного общего образования составляет 35 часов (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%). Программа может реализовываться как в рамках отдельно взятого класса, так и в рамках школьников одной возрастной группы.
Рабочая программа классного руководителя - индивидуальный инструмент классного руководителя, с помощью которого он определяет наиболее оптимальные и наиболее эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации воспитательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям Стандарта.
Комплексная образовательная программа предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Результаты первого уровня в данном виде деятельности будут достигаться через форму социальной пробы (инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми).
Результаты второго уровня достигаются через КТД. Основным морально-этическим принципом организации КТД создатель методики И.П. Иванов рассматривал «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей».
Результаты третьего уровня достигаются через социально-образовательное проектирование. Это образовательная форма, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня.
При проектировании внеурочной деятельности классного руководителя выработано согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьника, позволяет развивать его личность в рамках: спортивно-оздоровительном, духовно-нравственном, социальном, общеинтеллектуальном, общекультурном направлениях.
Комплексная программа включает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками и занятия крупными блоками «интенсивами». Интенсив внеурочной деятельности – это форма внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта.
Каждый вид внеурочной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников, что в совокупности дает большой воспитательный эффект.

Цель: создать условия для успешной социализации детей, самореализации и личностного роста.

Задачи:
расширение культурно-образовательного пространства;
совершенствование социально-психологических отношений;
формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучения культуре поведения на основе управления собой (ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить);
дальнейшие развитие и совершенствование работы по воспитанию здорового образа жизни и негативного отношения к вредным привычкам.

Направление программы внеурочной деятельности «Я в миреМир во мне»: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Программа соответствует направленности: научно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, эколого-биологической, социально-педагогической.

В программе внеурочной деятельности классного руководителя соблюдаются следующие принципы:
Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым ресурсом учреждения, особенностями программы развития.
Принцип преемственности, заключающийся в выборе хотя бы одного направления деятельности, которое продолжалось бы в основной школе. Например: проектная деятельность. Кружок «Я - исследователь» может работать на протяжении четырех лет начальной школы, иметь свою специфику исследований, и закономерно продолжен в виде клуба или научного общества в основной школе.
Принцип разнообразия направлений и форм внеурочной деятельности, предполагающий реализацию на каждой ступени всех пяти направлений внеурочной деятельности, предложенных в стандартах. В плане внеурочной деятельности образовательного учреждения должны быть представлены кружки, студии, клубы, мастерские, секции и др.
Принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения. Например, если школа работает по проблеме экологического образования и воспитания, то данное направление должно найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью, начиная с начальной школы.
Принцип учета региональных особенностей для организации внеурочной деятельности. Необходимо включение в план внеурочной деятельности ОУ курсов, отражающих специфику Краснодарского края (многонациональный и многоконфессиональный характер населения, сельскохозяйственный потенциал края, «казачья» составляющая образования на Кубани, развитие курортной и туристической сфер, физической культуры и спорта, пограничное расположение региона, комфортные климатические условия).
Принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Часть внеурочных занятий может быть реализована на территории учреждений дополнительного образования, библиотеки. Руководителем кружка может являться специалист системы дополнительного образования, или учреждений культуры и спорта.
Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул, выходных дней. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в программе курса внеурочной деятельности.
Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, (УМК) используемого в образовательном процессе.


2. Тематический план программы


Наименование направлений внеурочной деятельности,
Разделов (модулей), тем
Всего часов
Характеристика
деятельности
обучающихся

I.

Общекультурное направление
«Искать, творить, стремиться к цели!» (система классных часов)





11


1
Дорога безопасности. «Огонь – друг и враг человека»
1
Составление маршрутных листов «Безопасная дорога в школу и домой»

2
«Режим дня пятиклассника»
1
Выступление мед.работника, составления режима дня в группах, просмотр и обсуждения мультфильма. Просмотр презентации, встреча с сотрудниками пожарной части

3
«Я – гражданин России!»
1
Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина, закон №15-39

4
Олимпийский урок. Одна школа – одна страна.
1
Сбор информации о олимпийских чемпионах Якутии

5
«Жизнь виртуальная и жизнь реальная»

1
Как правильно организовывать свою работу в сети Интернет, встреча с учителем информатики

6
Классное собрание «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
1
Участие в круглом столе, ТБ на каникулах

7
«Рациональное питание и здоровье»
1
Просмотр презентации, выступление ответственного по питанию

8
«Якутск встречает VII международные спортивные игры Дети Азии»
1
Знакомство с видами спортивных игр, странами-участниками

9
«Планета Толерантности»
1
Просмотр и обсуждения видеоролика «За имя мое»

10
«Ветераны! Оденьте ордена!»
1
Просмотр и обсуждение видеоролика, встреча с ветеранам ВОв

11
Классный час – творческий отчет класса «Вот мы стали на год взрослей. Подведение итогов»
1
Просмотр и обсуждение презентации и видеоролика. Участие в круглом столе родители и дети, презентация, ТБ на каникулах, ВД на 6 класс.

II.

Общеинтеллектуальное направление
«Начиная путь, не теряй времени»
(каникулы, день выходного дня, проектная деятельность)
10


1
Брейн-ринг
4
Участие в интеллектуальной игре брейн-ринг

2
Подготовка и проведение
осенних мероприятий
2
Экскурсии по Якутску, выставки работ учащихся, походы, проектная работа учащихся, фотоотчеты, портфолио

3
Подготовка и проведение зимних мероприятий
2


4
Подготовка и проведение весенних мероприятий
2


III.
Социальное направление
«Спешите делать добрые дела!»
(акции, коллективно-творческие дела)
5



1
Акция «Чистый школьный двор»
2
Участие в уборке территории школы, и озеленении, ТБ

2
Акция « Согреем сердце ветеранам»
1
Шефская помощь ветеранам ВОв, учителям-ветеранам

3
Конкурсная развлекательная программа «Дочки-матери»
1
Участие в конкурсах, викторинах, концерте

4
Встреча с социальным педагогом «Адаптация пятиклассника»
1
Участие в тестирование

IV.
Духовно-нравственное направление «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!»
(экскурсии, праздники, диспут)
2


1
Диспут «День народного единства»
1
Просмотр презентации, смысл и значение нового государственного праздника

2
Классный час «Религиозные праздники»
1
Просмотр и обсуждения мультфильма, участие в беседах, конкурсах, в кубанских играх, катание на лошадях

V.
Спортивно-оздоровительное направление
«Быстрее, выше, сильнее!»
(классные, общешкольные, районные соревнования, спортивные праздники, Олимпийские игры)
7


1
Участие в Весёлых стартах
1
Участие команды и болельщиков в соревнованиях. Подготовка кричалок и слоганов. Путешествие по маршрутному листу. Фотоотчёт. Проведение спортивного праздника с участием родителей.

2
Участие в соревновании по пионерболу
1


3
Участие в соревнованиях по шашкам
1


4
Участие в «Тропе испытаний»
1


5
День здоровья
1


6
Спортивное ориентирование
1


7
Праздник «Папа, мама, я – спортивная семья».
1







3. Содержание программы:

Модуль 1.
Общекультурное направление «Искать, творить, стремиться к цели!» (11 часов)
Система классных часов, включает в себя подготовку, проведение и анализ классных часов, в том числе классные часы, спланированные классным руководителем самостоятельно с учетом направлений воспитательной работы в школе и классе.

Модуль 2.
Общеинтеллектуальное направление «Начиная путь, не теряй времени» (10 час)
Модуль будет реализован крупными блоками «интенсивами». Каникулярное время, портфолио.
Модуль 3.
Социальное направление «Спешите делать добрые дела!» (5 часов)
Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке, в классе, на реках, на мемориалах т.п. Фоторепортаж о проведении акции. Психологический тренинг «Адаптация пятиклассника». Шефская помощь ветеранам ВОв и учителям-ветеранам, посещение музеев боевой славы, благотворительные акции.

Модуль 4.
Духовно-нравственное направление «Чтобы недалеко ходить за примером, будьте примером сами!» (2часа)
Модуль будет реализован крупными блоками «интенсивами». Подготовка, проведение и анализ общешкольных, муниципальных, общероссийских мероприятий.
Модуль 5.
Спортивно-оздоровительное направление «Быстрее, выше, сильнее!» (7часов)

Организация силами школьников внутришкольных и межшкольных соревнований. Подготовка, проведение и анализ « Дня здоровья». Подготовка, проведение и анализ праздника «Папа, мама, я – спортивная семья». Подготовка, проведение и анализ спортивных мероприятий. Фотоотчет.
4. Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об основных общечеловеческих ценностях; об уникальном событии в Якутии и России; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о современных СМИ, пропаганде и идеологических войнах; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; правилах конструктивной групповой работы; о проектной деятельности, профориентационных по ряду профессий и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения информации в справочной литературе и обработка её; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе, о профилактике пожарной, террористической, детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к знаниям, к миру, к другим людям, к людям иной этнической или культурной принадлежности, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися:
нравственность;
достоинство;
моральная устойчивость;
толерантность;
взаимопонимание;
выдержка;
выносливость;
смелость;
сила воли;
позитивное отношение к жизни;
собранность;
5. Формы контроля

Общекультурное направление
Общеинтеллектуальное направление
Социальное направление
Духовно-нравственное направление
Спортивно-оздоровительное направление

Тематические классные часы
Беседы
Интересные встречи
Инструктажи по ТБ
Виртуальные экскурсии
Презентации
Фотоотчет
Проектная деятельность
Спектакль
Творческие конкурсы
Работа в группах
Анкетирование

Экскурсии
Походы
Круглые столы
Фотоотчет
Интересные встречи
Инструктажи по ТБ
Наблюдение
Выставки творческих работ
Портфолио


Интересные встречи
Тестирование
Экологические рейды
Благотворительные акции
Шефская помощь
Выпуск стенгазет
Работа на пришкольном участке
Разведение комнатных цветов
Конкурсы
Фотоотчет
Викторины
Концерты



Интересные встречи
Беседы
Экскурсии
Презентации
Конкурсы
Фотоотчет
Викторины
Инструктажи по ТБ





Интересные встречи
Соревнования
Праздники
Конкурсы
Инструктажи по ТБ
Фотоотчет
Турниры










7. Описание материально-технического обеспечения программы
Количество учебного оборудования исходя из его необходимого минимума. Для характеристики количественных показателей используется следующие обозначения:
Д – демонстрационный материал (не менее одного на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика для класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух человек);
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учеников).
Педагог вправе дополнять перечень материально-технического оборудования исходя из возможностей ОУ в специфики его деятельности.

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество

1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)*

1.1.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин. Образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
Д

1.2.
Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011
Д

1.3.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС (методические рекомендации)/ Шипулина Н. А., Чуп О.В., Рязанова Н.Б., Казмировская И.В. ( Сб. ( Краснодар, 2012
Д

1.4.
Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 класс / А.Г.Макеева. – М.: Просвещение, 2013
Д

1.5.
Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя общеобразовательных учреждений/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение,2011
Д

1.6.
Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/(С.В.Третьякова, А.В.Иванов, С.Н.Чистякова и др.; авт.-сост. С.В.Третьякова). – М.: Просвещение, 2013
Д

1.7.
Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова. – М.: Просвещение, 2012
Д

1.8.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я.Данилюк, А.А.Логинова. – М. : Просвещение, 2012
Д

1.9.
Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)
П

1.10.
Справочная литература (справочки, энциклопедии)
Ф

2. Печатные пособия

2.1.
Таблицы по ПДД
Д

2.2.
Карточки по пожарной безопасности
Д

2.3.
Карточки со словами
П

2.4.







3. Технические средства обучения

3.1.
Мультимедийное оборудование
Д

3.2.
Фотоаппарат
Д

3.3.
Web-камера
Д

3.4.
Компьютер
Д/Ф

4. Экранно-звуковые пособия

4.1.
Аудиозаписи
Д

4.2.
Презентации
Д

4.3.
DVD-диски
Д





5. Игры и игрушки

5.1.
Настольные игры «Лото»
П

5.2.
«Шашки»
П

5.3.
«Шахматы»
П

5.4.
«Морской бой»
П

5.5.
«Мистер-твистер»
П

5.6.
Игра по ПДД «Говорящие знаки»
Д

5.7.
Конструктор
П

6. Оборудование кабинета (-ов)

6.1.
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Ф

6.2.
Стол учительский
Д

6.3.
Шкафы для хранения учебных, дидактических пособий и пр.
Д

6.4.
Настольные доски для вывешивания иллюстрационного материала
Д

6.5.
Художественно-изобразительные средства
К

6.6.
Инвентарь для уборки территории школы и класса
П

6.7.
Спортивный инвентарь
П


15