Внеурочное мероприятие Умники и Умницы по предмету Основы автоматики


Министерство Образования и науки Республики Казахстан
РГКП « Семипалатинский финансово – экономический колледж имени
Рымбека Байсеитова»
Сценарий
Внеурочное мероприятие
По предмету: « Основы автоматики»
На тему: Умники и умницы.
Группа: 3 сокращенный ВТ – О.Преподаватель: М. Ж. АубакироваСемей 2014
Рассмотрена и обсуждена на заседании цикловой комиссии специальных дисциплин-1.

Протокол №____ от «_____»__________ 2014 г. Председатель цикловой комиссии ___________ Л.А.Мукушева

Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
 
Цели урока:
Повторить, что такое автоматика, каковы ее виды, классификация элементов системы автоматики;
Повторить виды исполнительных элементов систем автоматики;
Повторить виды динамических звеньев;
Активизировать мыслительную деятельность студента;
Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
Выявить самого эрудированного студента.
План урока:
1) Ознакомить учащихся с формой проведения урока;
2) Игра «УМНИКИ И УМНИЦЫ»;
3) Подведение итога;
Оборудование:
Желтая дорожка – 3 квадрата, зелёная дорожка – 4 квадрата.
Красная -2 квадрата, слайды к этапам игры, карточки с заданиями, ордена умников, медали.
Ведущий:
Мы начинаем нашу игру «Умники и умницы». (слайд 1)
Вопросы игры позволят нам выявить самого эрудированного студента.  Игра будет состоять из отборочного тура и дороги практики, на которую должны выйти три агониста. (слайд 2)
В переводе с греческого «агон» означает – соревнование. Значит,  агонисты будут соревноваться друг с другом в том, кто самый сообразительный. Если кто-то из агонистов не сможет ответить, помогут остальные участники игры. Их мы будем называть теоретиками. В переводе с греческого «теория» означает праздник, зрелище. Нашим теоретикам предоставляется право не только дать правильный ответ, но и получить «орден умника» или медаль.
 А нашим судьям предстоит не только справедливо судить ответы, но и внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа и вручать ордена и медали за правильный ответ.
Ход урока:
1). Ознакомить учащихся с формой проведения урока.
Сегодня мы на уроке постараемся в игровой форме повторить темы курса: «Основы автоматики».
Для этого мы поиграем в игру «Умники и умницы».
Правила игры таковы:
Первый тур (отборочный)(слайд 3-16)
В этом туре участники игры будут отвечать на вопросы. За правильный ответ им вручаются медали. Две медали можно обменять на орден. Три участника, получившие больше всего наград, cтанут агонистами, они выйдут сражаться на дорогу практики.  
(16 минут)
 1вопрос
Не сумма составляющих ее частей, а целостное образование новыми свойствами. (Система) (слайд 3)
2 вопрос
Виды датчиков по характеру получения сигнала (Генераторные , параметрические) (слайд 3)
3 вопрос
Устройство, преобразующее контролируемую или регулируемую величину в тот вид сигнала, который более удобен для воздействия на последующие элементы автоматики, телемеханики и вычислительной техники. Датчики(слайд 4)
 4 вопрос
Усилитель, который используется для усиления входных сигналов только одной частоты.(Резонансные) (слайд 5)
5 вопрос 
Статические характеристики элементов систем автоматики(слайд 6)
6 вопрос
Исполнительные элементы, которые преобразуют жидкость в механическую энергию. (Гидравлические) (слайд 7)
7 вопрос
Работа пьезоэлектрических датчиков основана на пьезоэлектрическом эффекте. Этим свойством обладают кристаллы кварца, турмалина и специально разработанные для этих целей материалы. Назовите, какой это материал?(Сегнетоэлектрики) (слайд 8)
8 вопрос
Элемент, в котором плавное изменение входной величины преобразуется, в скачкообразное изменение выходной. (Реле) (слайд 9)
9 вопрос
Виды автоматических систем по назначению. (Преобразование, прием , передача , использование) (слайд 10)
10 вопрос
Датчики в которых входная величина преобразуется в электродвижущую силу. (Индукционные) (слайд 11)
11 вопрос
Для чего предназначены исполнительные элементы. (Воздействия на управляемый объект) (слайд 12)
12 вопрос
Классификация исполнительных элементов. (Электрические, Гидравлические, Пневматические, Комбинированные) (слайд 13)
13 вопрос
По типу исполнительного действия исполнительные элементы делятся (Электродвигательные, поршневые, мембранные, моторные) (слайд 14)
14 вопрос
Тахогенераторы – это датчики угловой скорости, которые представляют собой генераторы постоянного или переменного тока небольшой мощности. Назовите вид датчика, к которому относится тахогенераторы? (Индукционные) (слайд 15)
15 вопрос
Они представляют собой электромагниты различных конструкций, которые предназначены для включения и отключения механических, пневматических и гидравлических цепей.(Электромагнитные муфты) (слайд 16)
Агонисты выбирают дорожки.
 Второй тур ( Дорога практики) (слайд 17-26)
 В этом туре участвуют только три агониста.
Правила тура:
Перед вами 3 дорожки: красная, желтая, зеленая.
Красная: самая короткая, она из двух квадратов, но на ней нельзя ошибаться. Нужно правильно ответить на два вопроса.
Жёлтая: Она - из трех квадратов. На ней можно ошибиться один раз. Будет задано 3 вопроса.
Зелёная: Самая длинная дорожка – из четырех квадратов, но зато на ней можно ошибиться два раза. Задано будет 4 вопроса.
 
 Вопросы задаются индивидуально, но отвечать могут и теоретики, если не могут ответить агонисты.
 1 агон (Элементы систем автоматики)
1 вопрос ( Для агониста на красной дорожке)
Двухпозиционный электромагнитный аппарат, предназначенный для частых дистанционных включений и выключений силовых электрических цепей в нормальном режиме работы.(контактор) (слайд 18)

1 вопрос ( Для агониста на жёлтой дорожке)
 Устройство, производящее какие-либо продукты, вырабатывающее электроэнергию или преобразующее один вид энергии в другой.(генератор) (слайд 19)

1 вопрос ( Для агониста на зелёной дорожке)
Усилитель который используется, для усиления и преобразования медленно изменяющегося сигнала в модулированное напряжение переменного тока высокой частоты.(модулированный усилитель) (слайд 20)

 2 агон (динамические звенья)
2 вопрос ( Для агониста на красной дорожке)
Звено, в котором выходная величина у пропорциональна входной х, т. е. выходная величина воспроизводит без искажений и запаздываний входную величину:

где k— коэффициент преобразования или коэффициент передачи звена.(безинерционное) (слайд 21)
2 вопрос ( Для агониста на жёлтой дорожке)
Электрический двигатель; конденсатор; поршневой гидравлический исполнительный двигатель; дроссель. Эти элементы относятся к какому звену? (интегрирующее звено) (слайд 22)
2 вопрос ( Для агониста на зелёной дорожке)
Видеоролик (колебательное звено) (слайд 23)
 3 агон (Система устойчивости)
3 вопрос ( Для агониста на жёлтой дорожке)
Он, советский ученый, в 1938 г. обобщил метод  Найквиста на замкнутые системы автоматического управления. (А.В. Михайлов). (слайд 24)
3 вопрос ( Для агониста на зелёной дорожке)
Алгебраические критерий устойчивости основаны на чем?( Они основаны на составлении по данному характеристическому уравнению по определенным правилам алгебраических выражений, по которым можно судить об устойчивости САУ) (слайд 25)
 4 агон
4 вопрос ( Для агониста на зелёной дорожке)
Видеоролик (слайд 26)
Резервные вопросы: (Медали)
1. Необходимое условие устойчивости САУ является?( положительность всех коэффициентов характеристического уравнения)
2. Работа термоэлектрическихдатчиков основана на том, что в контуре, состоящем из двух различных металлов, возникает э.д.с. постоянного токаe = k(t1-t2), пропорциональная разности температур, в которой находятся точки соединения (спаи) проводников из этих металлов. Какой измирительный прибор применяется? (пирометр)
3. Муфта какого трения представляет собой устройство, которое связывает ведомый вал с валом приводного двигателя за счет поджатая электромагнитом фрикционного элемента? (сухого трения)
4. Объясните метод Ляпунова. (при исследовании устойчивости нелинейных систем, представленных линеаризованными уравнениями.)
3 тур – играет победитель в супер-игру(слайд 27)
 
Победителю предлагается коробка, в которой лежит приз. Чтобы получить этот приз победитель должен сыграть в суперигру (если играть не будет, то приза не получит).
Чтобы открыть коробку, нужно ответить на вопрос. Таким образом задаются 1 вопрос и 1 задача.
1. Видеоролик. (слайд 27)
2. Определите по алгебраическим критериям является ли система устойчива
(слайд 28)
 Итог игры
Награждаются агонисты, дошедшие до конца своей дорожки, и теоретики, получившие больше всех «орденов умников».(слайд 29)