Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального и общего образования. 
ГКОУ СКОШИ № 52 г.Москва
Выступление на методическом объединении 
учителей начальных классов
по теме:
Основные направления деятельности образовательного учреждения
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования	
                                                                       Подготовила : Шеремет И.И.  
  Одной  из  современных задач  начального образования является   сохранение и укрепление здоровья детей.
    ФГОС второго поколения   определяет эту задачу как одну из приоритетных. 
    Среди других важнейших идей ФГОС  НОО:
Определение современного национального воспитательного идеала, который обозначен в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.  Именно  с этим документом связано понятие –« духовное здоровье обучающихся школы 1 ступени».
Достижение новых образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), формирование которых возможно  на основе нового содержания образования  и несколько иных  способов деятельности педагога.
Обеспечение условий достижения планируемых результатов (материально-технических, гигиенических, иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования ).
     Результатом реализации указанных условий, в соответствии с ФГОС НОО, и должно стать - создание комфортной развивающей образовательной среды. Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство:
обеспечивающее высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей  и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся; 
гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое  образовательное пространство является  комфортным  по отношению к обучающимся  и педагогическим работникам.                                          
          Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: 
физическое, 
психическое, 
духовное, 
социальное здоровье.
    Одним из факторов,  обеспечивающих достижение результатов  деятельности по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, выступает ее научно- обоснованный характер,  последовательность,  учет возрастных и социокультурных особенностей,  информационная безопасность и практическая  целесообразность.
   Поэтому в примерной образовательной программе НОО четко обозначены цели и задачи  деятельности ОУ по данному направлению. Эта деятельность  должна:                                                                                                       
сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить учащихся  делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;                                                                                                             
сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.    
      Очевидно, что  решение данных задач направлено   на  формирование у детей:            
знаний,    
установок,                                                                                                                                                              
личностных ориентиров   и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.  
      Другими словами – направлено на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов образования.
      Вместе с тем, обязательной  является  и определенная в Примерной  образовательной программе структура системной работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.                                                 
      Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни  представлена в стандарте  в виде пяти взаимосвязанных блоков: (направлений)
создание здоровьесберегающей инфраструктуры, 
рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, 
эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, 
реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями.
   Каждое направление- это определенный перечень видов деятельности по выполнению поставленных задач.
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:
соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
наличие помещений для медицинского персонала;
наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).
   Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.
   Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся,  направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования;
ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников.
  Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.
  Эффективная организация  физкультурно-оздоровительной работы, направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:
полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
организацию занятий по лечебной физкультуре;
организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).
   Реализация этого направления зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников,  а также всех педагогов.
 Реализация дополнительных образовательных программ  предусматривает: 
внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;
проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу « Здоровье».
Деятельность, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривает разные формы организации занятий:
интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
проведение часов здоровья;
факультативные занятия;
занятия в кружках;
проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
организацию дней здоровья.
Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:
лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т.п.;
организация выставки новинок литературы в библиотеке, информационных стендов, школьных газет, разработка соответствующей страницы сайта и т.д. 
      Итак, на основе   определенных  целей, задач и  системы работы  проектируются Программа. Называется этот документ – «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования». Данная программа является составной частью основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  - это комплексная программа деятельности образовательного учреждения.
        Программа формирования  культуры  здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  формируется  с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей, таких как, неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия, особенности отношения  младших школьников к своему здоровью и др.  
    При проектировании Программы  каждое образовательное учреждение опирается  на собственный опыт работы в этом направлении. При этом, следует заметить, что  вариативная часть УП может   определять внеучебную проектную деятельность обучающихся в рамках предметных областей «Окружающий мир», «Физическая культура», «Технология»; спортивно-оздоровительный модуль программы социализации и воспитания обучающихся.  Инвариантная же часть УП также способствует реализации программы по здоровьесбережению, так как на формирование здорового образа жизни нацелены предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура». Требования к предметным результатам и предполагают возможность научить детей понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Ребенок, находясь в учебной  деятельности,  получает возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего  состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
     Очевиден и  тот факт, что Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования  создается в тесной связи с Программой социализации (здоровье социальное), Программой духовно-нравствненного воспитания и развития обучающихся школы первой  ступени (здоровье духовное) и  с Программой  внеурочной деятельности образовательного учреждения. 
     Показателем успешности проводимой физкультурно-массовой и оздоровительной работы школы является положительная динамика здоровья обучающихся  во всех его проявлениях, активное участие  детей в различных мероприятиях, а ожидаемыми  результатами  от реализации Программы могут стать такие изменения в образовательном процессе,  как
Составление паспортов здоровья;
Разработка новых физкультурно-образовательных технологий и методики адаптивной физической культуры;
Совершенствование  мониторинга состояния  здоровья  и заболеваемости обучающихся;
Рост качества образования и мотивации к сохранению и укреплению своего здоровья;
Увеличение доли обучающихся, охваченных системой дополнительного образования;
Повышение уровня физической подготовленности обучающихся;
Снижение заболеваемости школьников,  количества психоэмоциональных расстройств;
Модернизация материально-технической базы школы
15