Открытое занятие Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть
МС(К)ОУ «Брюховская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Открытое занятие
«Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть»
Воспитатель : Тубольцева И.М.
Цели занятия :
Формирование навыков культурного поведения воспитанников
Воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям
Воспитание бережного отношения к животным и природе
Развитие мышления и речи в ходе беседы
Оборудование : тематические карточки – с названием темы, определениями, цитаты, добрые и вежливые слова; карточки с ответами ребят; шарики для игры; «зонтик настроения»; «веселое солнышко».
Музыкальное сопровождение.
Ход занятия.
Организационный момент.
Звучит музыка. Ребята стоя приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь глазами со всеми : с гостями, с рядом сидящими ребятами, улыбнитесь.
У каждого из вас сейчас свое настроение: кто-то возбужден, кто-то, может быть, огорчен чем-то. Давайте отвлечемся. А поможет нам «зонтик настроения». Я подержу его над каждым из вас, и, может тогда у вас будет такое же веселое настроение, как этот «зонтик».
( Воспитатель проносит «зонтик» над детьми так, чтобы каждый из них побывал под ним хоть несколько секунд).
Воспитатель: Теперь у вас хорошее настроение? Попробуем его пронести через все наше занятие. А чтобы у нас атмосфера была более теплой, давайте обратимся к нашему «солнцу». Вы, наверное, обратили внимание на этот желтый кружок. Как вы думаете, чего здесь не хватает? (Правильно, лучей).
Я вам раздам лучики, на них приклеены буквы. Вам надо составить слова.
Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Два слова: «ДОБРО» и «ВЕЖЛИВОСТЬ».
Давайте теперь прикрепим эти лучики к «солнышку».
Как вы поняли, о чем мы будем говорить на занятии?
Да. Речь пойдет о доброте и вежливости.
А тема нашего занятия: «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть».
В ходе занятия вы должны получить навыки культурного поведения и постараться усвоить где и как себя нужно вести;
надо постараться понять: что к окружающим вас людям: ребятам, педагогам, близким надо относиться доброжелательно; что каждый культурный, воспитанный человек должен любить и заботиться еще и о природе, и о братьях наших меньших; вам надо будет немножко поразмышлять и почитать, что поможет развивать речь и мышление в ходе нашей беседы.
Вот такие цели стоят перед нами на занятии.
3.Беседа по теме.
А теперь давайте поговорим о том, что же такое «ВЕЖЛИВОСТЬ».
(Сначала заслушать ответы ребят).
Предложить ребятам зачитать определение:
«Вежливость»- одно из важнейших качеств воспитанного человека, знающего правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям.
А все ли знают «ПРАВИЛА ВЕЖЛИВОСТИ» и выполняют их?
(Предложить ребятам назвать правила)
Давайте познакомимся с ПРАВИЛАМИ ВЕЖЛИВОСТИ:
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Вежливый человек не отвечает на грубость.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости.
Для этого, я предлагаю вам поиграть в игру «Вежливо», «Невежливо». Я буду называть вам ситуации, а вы должны определить, какие действия «вежливые», а какие «невежливые».
(Раздать ребятам шары красные и синие).
Если «вежливые» - вы поднимаете красные шары, если «невежливые» - синие шары.
Поздороваться при встрече
Громко разговаривать за столом во время обеда
Толкнув кого-то, извиниться
Не встать, когда к тебе обращается взрослый человек или учитель
Помочь поднять упавшую вещь или упавшему человеку
Уступить место старшему, пожилому человеку
Проехать, не оплатив проезд
Помочь женщине одеть пальто
Не пропустить вперед входящего в дверь
Сказать спасибо, пообедав
Ребята, приведите, пожалуйста, свои примеры поступков вежливых и невежливых.
А теперь я предлагаю поговорить о поступках с позиции вежливого человека. Определить, пожалуйста, какие ошибки допущены в той или иной ситуации.
(Ребятам раздать карточки с описанием ситуаций).
Ситуация № 1.
Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя, протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела.
(Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих.
Какие ошибки он допустил?)
Ситуация № 2.
Когда Игорь вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щелкнул его по затылку. Надя передразнила его походку.
(Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. Какое настроение будет у Игоря?)
Ситуация № 3.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
(Он допустил ошибки в своем поведении, назовите какие).
Ситуация №4.
Один мальчик жаловался маме:
- Во дворе меня одна девчонка зовет Сашка.
- А как ты ее зовешь? – спросила мама.
- Я ей просто кричу: «Эй. Ты!»
(Прав ли Саша?)
А теперь послушайте, пожалуйста, какие еще бывают ситуации и оцените ее:
«В вестибюле музея, где посетители поверх своей обуви надеваются специальные тапочки, мужчина нагнулся, чтобы завязать шнурки на тапочках жены. Их сын, 11 лет, немедленно присел на корточки и проделал такую же процедуру с маминой другой ногой. Очень значимая деталь: он сделал это по .собственному побуждению».
(Как можно прокомментировать этот поступок?)
Да, ребята, не только слова, но и поступки должны быть вежливыми, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам педагогам, ни родителям вашим, ни вам самим.
А какие вежливые слова вы знаете. Это мы выясним, давайте поиграем в поэтическую игру «Словарь вежливых слов».
(Вам надо закончить прочитанную фразу).
Растает ледяная глыба от слова теплого (спасибо)
Зеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости, говорим (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания).
Назовите, пожалуйста, какие вы еще знаете вежливые слова.
А сейчас мы с вами немножко отдохнем и проведем нашу физкультминутку:
Вот проснулись ребятушки, зеленые лягушки.
Улыбнулись: «Мы желаем вам добра.
Становись на физминутку, побыстрее – ква –ква – ква!
Ногами мы топаем, руками мы похлопаем.
Присядем – раз – два – три,
Веселей вокруг смотри.
Влево, вправо наклонись! Всем соседям улыбнись
Вот здоровья в чем секрет!
Здравствуй, солнце! Всем привет!»
Ребята! Скажите, пожалуйста, а может ли вежливый человек быть злым?
Конечно, нет! Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добром, доброжелательным отношением к другу, к окружающему миру.
Что же такое добро?
ДОБРО – что скрыто за этим словом.
Я хочу зачитать, как вы понимаете значение этого слова.
(Зачитать ранее написанные детьми определения).
- Какой тайник человеческой души открывается ключом добра?
Ведь доброта – это лекарство от многого и, прежде всего, от всего дурного.
Давайте прочитаем определение к слову ДОБРОТА:
ДОБРОТА – это чудесное, светлое чувство, помогающее людям жить, творить, делающее жизнь красивой и даже прекрасной.
Добро начинается с любви к живому.
Добрый человек – это, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло.
В одной из своих сказок Л.Н.Толстой очень хорошо и убедительно рассказал о доброте и зле.
Я предлагаю прочитать эту сказку.
«Белка и волк».
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего волка. Волк вскочил и хотел съесть ее. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете».
Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я тебя боюсь». Волк отпустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала :
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не желаем.
Ребята, какова же главная мысль этой сказки? Хорошо живется тому, у кого доброе сердце.
Я еще раз повторюсь, что доброта помогает людям жить, делает жизнь красивой.
Поэт Некрасов когда-то сказал :
«Сейте разумное, доброе, вечное». (Вывешена табличка).
Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас, ребята.
Мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких, наших домашних животных, да и самой природой.
Нередко можно наблюдать, как какой-то мальчишка обижает собаку или кошку, стреляет из рогатки по птичкам, безжалостно ломает ветки деревьев и кустарников, засоряет водоемы, часто по вине людей горят леса.
Я хочу вам прочитать стихотворение. (Включить музыку).
Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали?
Скажи, а если б птицы знали и если б только понимали,
Что их полет прощальным будет,
Их на заре подстрелят люди, скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали и даже если б понимали,
То все равно б взмывали ввысь.
Ведь небо – это их стихия! Ведь небо – это их свобода!
Ведь небо – это вся их жизнь.
А в небе стая журавлей. Так грустно над землей кружится.
ЗемляСкажи, что стало б с ней,
когда б на нем умолкли птицы?
Тогда бы мертвым стало небо, и тишина - в пустых лугах,
И, может быть, колосья хлеба не колосились бы в полях.
И на полях уж не грачи, а стаи черной саранчи.
Я не хочу такого мира, где все так серо и уныло.
Опомнись, вздрогни человек, не долог на земле твой век.
Но что после себя оставим? И чем мы здесь себя прославим?
Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне?
И свалкой мусора огромной? Или атмосферою зловонной?
Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой?
Опомнись, вздрогни человек! Перед природой ты в долгу!
И славен будет пусть твой век, травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.
Заканчивая беседу, я думаю, что ваши сердечки стали немного добрее, что вы будете более бережно, по-доброму относится к близким вам людям, ко всем окружающим, вообще ко всему живому, что вас окружает.
Вы не станете равнодушными к чужой беде.
Подведение итогов.
В заключении давайте подведем итоги.
- Скажите, пожалуйста, о каких важных качествах человека мы с вами говорили на протяжении нашего занятия?
(Вежливость, доброта).
- Еще раз давайте прочитаем, что же такое доброта и вежливость.
- Какими же должны быть поступки вежливого, доброго человека? (Прочитать по табличке).
А эти шары – символ двух прекрасных качеств – добра и вежливости, останутся у вас.
В заключении еще небольшое стихотворение :
Добрым быть совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
радуются взрослые и дети!
СПАСИБО ВСЕМ! ВСЕГО ДОБРОГО!
15