Урок по курсу ОРКСЭ Дарить людям тепло
Урок (интегрированный) по курсу ОРКСЭ, литературному чтению.
Цель: формирование основ нравственного поведения
Образовательные ресурсы: Стихотворение Людмилы Шкилёвой «Солнышко, ну где ты?»
Рассказ Ивана Панькина «Легенда о матерях»
Изречения о теплоте из словарей, пословицы.
Тема урока «Дарить людям тепло» 3-4 класс
Тип урока
Систематизации и обобщения знаний и умений
Технологии
Литературная мастерская, проектная деятельность. Работа в парах, групповая работа, здоровьесберегающаяЦель урока формирование понимания смысла понятия «душевная теплота, душевное тепло» посредством народной мудрости, литературного произведения, средств поэзии
Формируемые УУД Личностные УУД: формирование основ социальных компетенций на основе поступков героев в определённой ситуации, своего отношения к происходящему.
Познавательные УУД: анализировать содержание текста, строить умозаключения на основе анализа, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.
Регулятивные УУД: осмысливать цель выполняемых действий, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД: выслушивать мнение друзей, умение сотрудничать, договариваться, выполняя различные роли в группе.
Планируемые результаты обучения В результате изучения произведения обучающиеся
- познакомятся с классическим произведением отечественной литературы на тему нравственности;
- научатся:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• оценивать правильность выполнения действий;
•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;
•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи, проявлять заботу, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
Основные понятия Дарить, подарок, тепло, теплота душевная, любовь
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяПримечания
Организационный
Организовать направленное внимание на начало урока
Психологический настрой -
Слушают «Аве Мария» Франца Шуберта
Самоконтроль готовности.
Настрой на работу.
По жесту учителя дети усаживаются
Мотивация к учебной деятельности (индуктор)
СамоконструкцияСоцио-конструкцияСоциализация (1) Пишет на доске слово подарок
- Я написала на доске слово «подарок». Сегодня на уроке вместе снами будет работать слово.
- Какие мысли родились? Что хотите сказать?
Записывает на доске рядом со словом «подарок» слова-высказывания ребят (книга, дорогой, собака, украшения, для мамы, для друга…)-О чём будем говорить сегодня?
Определение цели урока (Уч.)–
-Верно, о подарках.
-А моя задача на урок-разъяснить вам некоторые сложные понятия и напомнить о том, каким должно быть наше отношение друг к другу
Приписывает к слову подарок слово ТЕПЛО.
-Удивлены? Может ли тепло стать подарком?
-Перед вами карточки со словами ДАРИТЬ ЛЮДЯМ ТЕПЛО Попробуйте составить фразу.
-Какое слово важнее?
Возвращаясь к слову ТЕПЛО,
-Составим «гнездо» родственных слов.
-Что такое теплота? Что дарит всем нам тепло?
Читает стихи Л.Шкилёвой:
Солнышко, Ну где ты?
Порой, бывает, незнакомый человекЖивущий «по ту сторону планеты»Вдруг остановит твой безумный бегПростым вопросом:
Солнышко, ну где ты?И сразу, в миг, становится теплейОт слов простых, пронизанных участьемИ в череде уныло-серых днейМелькнет луч солнца, разогнав ненастьеИ тише боль. И легче на душеИ хочется дарить тепло другому,Живущему в реальном миражеТак далеко, но близкому такому…И чувствуешь уверенность своюИ веришь в то, что нужен ты кому-тоА ведь стоял почти, что на краюОтчаянья. Спасла тепла минута.Давайте не скупиться на тепло:Нам всем важны минуты пониманьяПусть другу станет на душе светлоОт нашего участья и вниманья...................................Остановить хочу безумный бегСлова мои улыбкою согретыРодной мой, незнакомый человекГрустить не надо... .................Солнышко...............................Ну где ты?
-А теперь для нас что такое тепло?
-Только ли тепло от солнца?
Возвращаясь к записям на доске,
- Может ли тепло быть подарком, порассуждаем… Высказывают ассоциации
Слушают, формулируют мысль, отвечают на вопросы
- О подарках.
При помощи наводящих слов определяют задачи на урок:
Мы узнаем…
Познакомимся…
Я хочу понять…
Я хочу разобраться…
Нам нужно выяснить..Высказывания ребят
Дарить тепло людям
Людям тепло дарить
Тепло дарить людям
Вывод: важно каждое слово
ТЕПЛО-ТЕПЛОТА-ТЕПЛЫЙ-ТЕПЛИЦА-…
-Солнце.
Слушают, делая умозаключения
-Это тепло от человека, тепло его души.
-Это солнце внутри нас, в нашем сердце Учитель рядом со словом праздник приписывает слова, сказанные детьми (книга, дорогой, другу, собака, игрушка, дарить,…)Варианты фраз – на доску
С кратким лексическим толкованием
Социализация (2)
Разрыв
2.Анализ содержания рассказа для оценки поведения героев
Динамическая пауза Предлагает детям в группах раскрыть смысл высказываний на тему «Что такое теплота?» и привести примеры из жизни:
Создаёт несоответствие между имеющимися познаниями и знанием нового:
-Как вы думаете, каждый ли человек способен проявить теплоту?
-Послушайте историю…
Читает рассказ «Осколки доброты»:
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели держаться подальше от старушки.
Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на приветствие.
-Что хотите сказать?
-Кто из героев рассказа не смог проявить сердечную теплоту? Почему родители велели детям держаться дальше от старушки?
- Как бы им следовало поступить?
-Хотите узнать, чем закончилась эта история?
Много недель спустя они узнали, что эта маленькая старушка постоянно подбирала с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- А теперь что хотите сказать? Что поняли?
Вот как эта история затронула сердце поэта Юрия Шевченко:
ОСКОЛКИ ДОБРОТЫ
У кромки моря босиком,В изодранной одеждеБредёт старушка бережком,Неспешно, как и прежде. Её глаза устремленыВсё время к ней под ноги,А губы словно шептуныБормочут монологи… Она склоняется к пескуИ что-то подбирает И, бросив в сумку,
всем другимС улыбкою кивает. Но смотрят вслед ей как бомжу,Детей к себе прижав,
-Не для тебя,- мол,- здесь лежу, -На грубый слог нажав. Но вот простыл старухи след,И снова радость, смехИ визг детишек непосед.Нет больше им помех. И лишь когда день догорал,Поведал о старушкеМоряк, седой, что загоралИ рядом жил в избушке: Осколки острые стеклаСтарушка собирала,Подальше с пляжа волоклаИ в мусор высыпала. Затем садилась на песокИ долго вдаль смотрела…Был слышен тонкий голосок – Она тихонько пела. Когда-то много лет назад,Дочурка утонула.С тех пор сюда как в детский садС сумой она шагнула. Добра осколки расплескала,Любовь свою вам отдала.Бредя, улыбкой всех ласкалаИ благодарность не ждала.
-Чему учат эти строки?
_Какие мысли посетили вашу душу?
-Чем наполнилось ваше сердце?
Переворачивают карточки на столах:
Теплота – это доброе, сердечное отношение к чему-либо или к кому-либо, способность к такому отношению.
Теплота – это щедрость сердца, благородство поступков.
Теплота – умение согревать окружающих людей светом собственной души.
Теплота – готовность отозваться на зов того, кому нужна помощь.
Теплота – готовность поделиться душевным богатством и сердечным огнём.
Теплота – умение разделять радость и печали близких людей.
Высказываются, размышляя.
Слушают чтение учителем
Формулируют ответы на вопросы учителя
Отвечают на вопросы, стараясь доказать и обосновать своё мнение.
-Доброте, добру, сердечной теплоте.
Рефлексия
Организует работу с высказыванием, записанным на осколках разбитого «стекла» - разрезанном листе серебристого картона
Собирают «разбитое стекло», читают получившееся на обратной стороне высказывание «Спасибо за урок!»