Разработка родительского собрания по теме: «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей»


МБУ ДО «Детская музыкальная школа № 4»
Разработка родительского собрания
по теме: «Взаимодействие семьи и школы, как наиболее эффективный способ организации медиабезопасности детей»
Разработала Моисеева Ю.А.
преподаватель по классу гитары

г. Петропавловск-Камчатский
2016г.
Дети и подростки — активные пользователи интернета. С каждым годом сообщество российских интернет-пользователей молодеет. Дети поколения Рунета растут в мире, сильно отличающемся от того, в котором росли их родители. Одной из важнейших координат их развития становятся инфокоммуникационные технологии и, в первую очередь, интернет. Между тем, помимо огромного количества возможностей, интернет несет и множество рисков. Зачастую дети и подростки в полной мере не осознают все возможные проблемы, с которыми они могут столкнуться в сети. Сделать их пребывание в интернете более безопасным, научить их ориентироваться в киберпространстве — важная задача для их родителей.
Цель разработки: показать актуальность данной проблемы. Помочь учителям, родителям и учащимся усвоить правила пользования Интернетом, знать источники опасности, которые таит в себе всемирная паутина, и первоочередные шаги для обеспечения безопасности. От наших детей зависит наше с вами будущее, и с этим трудно поспорить. Ведь чем лучше мы сможем воспитать новое поколение, тем лучше будет мир, в котором мы живем. Именно поэтому мы должны защищать детей, учить, воспитывать и самое главное любить. Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу.
Роль школы в обеспечении информационной безопасности обучающихся.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Проведение уроков медиабезопасности планируется в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса, в рамках школьной программы (в том числе уроков ОБЖ).
Цель проведения уроков медиа-безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.
Медиаобразование выполняет важную роль в защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации, способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития гражданского общества.
Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию
Задачи уроков медиа-безопасности Ожидаемые результаты
информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет и иных электронных средств массовой коммуникации
информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в информационно-телекоммуникационных сетях. отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной
ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних; избегать навязывания им информации, способной причинить вред их здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
обучение детей правилам безопасного пользования услугами Интернет и от разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде) и буллицид (доведение до самоубийства путем психологического насилия); распознавать признаки злоупотребления их неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения их в противоправную и иную антиобщественную деятельность;
профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости (игромании, гэмблинга); распознавать манипулятивные техники, используемые при подаче рекламной и иной информации;
предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. критически относиться к информационной продукции, распространяемой в сетях;
анализировать степень достоверности информации и подлинность ее источников;
применять эффективные меры самозащиты от нежелательной для них информации и контактов в сетях.
К запрещенной для распространения среди детей относится следующая информация:
 побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
 способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
 обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
 отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
 оправдывающая противоправное поведение;
 содержащая нецензурную брань;
 содержащая информацию порнографического характера.
Основные интернет-риски и борьба с ними
Интернет-риски Определение Предупреждение
Вредоносные программы
различное программное обеспечение (вирусы, черви, «троянские кони», шпионские программы, боты и др.), которое может нанести вред компьютеру и нарушить конфиденциальность хранящейся в нем информации. Установите на свои компьютеры антивирус, делайте резервную копию важных данных, меняйте пароли. Не сохраняйте на чужом компьютере свои пароли, личные файлы, историю переписки. 
Контентные риски это материалы (тексты, картинки, аудио, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д. Установите с детьми доброжелательные отношения и приучите их советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации. Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете.
коммуникационные риски
груминг – установление дружеских отношений с ребенком с целью личной встречи, вступления с ним в сексуальные отношения, шантажа и эксплуатации.
Кибербуллинг – преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание, хулиганство, социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.
Кибермошенничество – один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа, либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.) с целью причинить материальный или иной ущерб. Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок. Объясните ему, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера: номер телефона, домашний адрес и т.д. Не позволяйте ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.
Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете.
интернет-зависимость
Интернет-зависимость — навязчивое желание войти в интернет, находясь офлайн и неспособность выйти из интернета, будучи онлайн.
Учеными было установлено, что для Интернет-зависимых пользователей характерны стремление к риску, тревожность, агрессивность, стремление к доминированию, упрямство, эгоизм, эмоциональная чувствительность, поиск новых ощущений и т.д.
Установите правила пользования домашним компьютером и постарайтесь найти разумный баланс между пребыванием в Интернете и физической нагрузкой вашего ребенка. Постарайтесь наладить контакт с ребенком. В случае серьезных проблем вы можете обратиться к специалистам, занимающимся этой проблемой.
Материалы сексуального характера Видео и снимки с так называемой «жесткой эротикой», в том числе содержащие информацию о сексуальных извращениях, могут дезориентировать ребенка, ранить его психику, вызвать нарушения психосексуального и нравственно-духовного развития, воспрепятствовать построению нормальных социальных, в том числе межполовых и семейных отношений в будущем.
Крайне важно, чтобы ребенок доверял родителями и педагогами и был подготовлен ими к восприятию и адекватной оценке той информации о взаимоотношениях полов, которую он может получить из Сети (http://www.detivrunete.ru/nedopusti/expluatacia/index.php?ELEMENT_ID=840Рекомендации, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для ваших детей:
Посещайте Интернет вместе с детьми. Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле освоения Интернет;
Объясните детям, что если в Интернет что-либо беспокоит их, то им следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством;
Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.), использовании онлайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации;
Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д.;
Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернет нет разницы между неправильными и правильными поступками;
Научите ваших детей уважать собеседников в Интернет. Убедитесь, что они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни;
Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернет. Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают;
Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
Не забывайте контролировать детей в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
Как научить детей отличать правду ото лжи в Интернет?
Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из Интернет материалам, ведь опубликовать информацию в Интернет может абсолютно любой человек.
Объясните ребенку, что сегодня практически каждый человек может создать свой сайт и при этом никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернет.
Как это объяснить ребенку?
Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно как можно раньше научить их отделять правду от лжи;
Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернет. Например, начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную в Интернет информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не отмахивайтесь от их детских проблем.
Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например, «Энциклопедию Кирилла и Мефодия» или Microsoft Encarta. Это поможет научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации;
Научите ребенка пользоваться поиском в Интернет. Покажите, как использовать различные поисковые машины для осуществления поиска;
Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
Семейное соглашение о работе в Интернет
Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с ними соглашение по использованию Интернет. Учтите, что в нем вы должны однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать;
Сколько времени дети могут проводить в Интернет;
Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернет;
Как защитить личные данные;
Как следить за безопасностью;
Как вести себя вежливо;
Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.
Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться! Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение. Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими детьми.
Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений
При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку некоторые несложные правила безопасности:
Никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь просмотреть их может каждый;
Никогда не разговаривайте в Интернет с незнакомыми людьми;
Регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они знают всех, с кем они общаются;
Внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей. Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя выдает;
Не следует использовать систему мгновенных сообщений для распространения слухов или сплетен.
Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать доброжелательные отношения с вашими детьми.

Что делать, если ребенок все же столкнулся с какими-либо рисками
Установите положительный эмоциональный контакт с ребенком, расположите его к разговору о том, что случилось. Расскажите о своей обеспокоенности тем, что с ним происходит. Ребенок должен Вам доверять и знать, что Вы хотите разобраться в ситуации и помочь ему, а не наказать.
Постарайтесь внимательно выслушать рассказ о том, что произошло, понять насколько серьезно произошедшее и насколько серьезно это могло повлиять на ребенка.
Если ребенок расстроен чем-то, увиденным (например, кто-то взломал его профиль в социальной сети), или он попал в неприятную ситуацию (потратил Ваши или свои деньги в результате интернет-мошенничества и пр.) — постарайтесь его успокоить и вместе с ним разберитесь в ситуации — что привело к данному результату, какие неверные действия совершил сам ребенок, а где Вы не рассказали ему о правилах безопасности в Интернете.
Если ситуация связана с насилием в Интернете по отношению к ребенку, то необходимо выяснить информацию об агрессоре, выяснить историю взаимоотношений ребенка и агрессора, выяснить существует ли договоренность о встрече в реальной жизни, узнать были ли такие встречи и что известно агрессору о ребенке (реальное имя, фамилия, адрес, телефон, номер школы и т.п.), жестко настаивайте на избегании встреч с незнакомцами, особенно без свидетелей, проверьте все новые контакты ребенка за последнее время.
Соберите наиболее полную информацию о происшествии, как со слов ребенка, так и с помощью технических средств — зайдите на страницы сайта, где был Ваш ребенок, посмотрите список его друзей, прочтите сообщения. При необходимости скопируйте и сохраните эту информацию — в дальнейшем это может Вам пригодиться (например, для обращения в правоохранительные органы).
Если Вы не уверены в оценке серьезности произошедшего с Вашим ребенком, или ребенок недостаточно откровенен с Вами или вообще не готов идти на контакт, или Вы не знаете, как поступить в той или иной ситуации — обратитесь к специалисту (телефон доверия, горячая линия и др.), где Вам дадут рекомендации о том, куда и в какой форме обратиться, если требуется вмешательство других служб и организаций (МВД, МЧС, Сестры и др.).
Общие рекомендации по обеспечению безопасности детей и подростков в Интернете
1. Расположите компьютер вашего ребенка в месте общей доступности: столовой или гостиной. Так вам будет проще уследить за тем, что делают дети в Интернете.
2. Следите, какие сайты посещают ваши дети. Если у вас маленькие дети, знакомьтесь с Интернетом вместе. Если у вас дети постарше, поговорите с ними о сайтах, которые они посещают, и обсудите, что допустимо, а что недопустимо в вашей семье. Список сайтов, которые посещает ваш ребенок, можно найти в истории браузера. Кроме того, вы можете воспользоваться инструментами блокировки нежелательного контента, такими как, например, безопасный поиск Google или безопасный режим на YouTube.
3. Расскажите детям о безопасности в Интернете. Вы не сможете все время следить за тем, что ваши дети делают в Сети. Им необходимо научиться самостоятельно пользоваться Интернетом безопасным и ответственным образом.
4. Установите защиту от вирусов. Используйте и регулярно обновляйте антивирусное ПО. Научите детей не загружать файлы с файлообменных сайтов, а также не принимать файлы и не загружать вложения, содержащиеся в электронных письмах от незнакомых людей.
5. Научите детей ответственному поведению в Интернете. Помните золотое правило: то, что вы не сказали бы человеку в лицо, не стоит отправлять ему по MS, электронной почте, в чате или размещать в комментариях на его странице в Сети.
6. Оценивайте интернет-контент критически. То, что содержится в Интернете, не всегда правда. Дети должны научиться отличать надежные источники информации от ненадежных и проверять информацию, которую они находят в Интернете. Также объясните детям, что копирование и вставка содержания с чужих веб-сайтов могут быть признаны плагиатом.
7. Если Вы нуждаетесь в консультации специалиста по вопросам безопасного использования Интернета или если Ваш ребенок уже столкнулся с рисками в Сети, обратитесь на линию помощи «Дети онлайн» (http://www.detionline.com), по телефону: 8 800 25 000 15 (звонок по России бесплатный). На линии помощи профессиональную психологическую и информационную поддержку оказывают психологи факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет.
Государственные органы и общественные организации, занимающиеся проблемами защиты детей в киберпространстве:
Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.
Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.
http://www.fid.su/projects/detionline
Фонд Развития Интернет открыл интернет-сайт "Дети России Онлайн" www.detionline.com, призванный обеспечить безопасное использование интернетом детьми. На сайте Фонд представляет свои основные проекты, посвященные вопросам социализации детей и подростков в развивающемся информационном обществе, а также проблемам их безопасности в современной инфокоммуникационной среде.
Задачи программы «Безопасный Интернет»: создание «горячей линии» в сети Интернет для выявления фактов распространения информации о нелегальной торговле детьми, детской порнографией, иной противозаконной или вредной для детей информации; оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с борьбой с торговлей детьми и детской порнографией, а также с распространением иной противозаконной или вредной для детей информации в сети Интернет или сетях мобильной телефонной связи; проведение семинаров и конференций по проблемам, связанным с борьбой с торговлей детьми и детской порнографией, а также с распространением иной противозаконной или вредной для детей информации в сети Интернет или сетях мобильной телефонной связи; создание и поддержка информационных сайтов Программы в сети Интернет; сотрудничество с международными организациями, целями которых являются борьба с торговлей детьми и детской порнографией, противозаконной и вредной для детей информацией в сети Интернет и сетях мобильной телефонной связи.
Список литературы:
Медиабезопасность детей в сетях интернет и сотовой связи
http://dshpp.ucoz.ru/roditeli/mediabezopasnost.docСборник материалов в помощь образовательным учреждениям
http://gorod-detstva.ippk.ru/images/school/zashitadeti.pdfhttp://window.edu.ru/resource/045/24045/files/gl1.pdf