Исследовательская работа Эти чудные снежинки
Автор: Падукова Анастасия, Пермский край п. Всеволодо-Вильва «МБОУ «ООШ №8 им. А.П. Чехова»,ученица 3 класса
Руководитель: Мясникова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Эти чудные снежинки
Содержание:
1.Введение. ..
2. Основная часть....
2.1. Тайна рождения снежинок
2.2. Как выглядят снежинки
2.3. Почему снег под ногами скрипит
3.Заключение.....
4. Список использованной литературы.
5. Приложения.....
Введение.
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
ДА – ЭТО СНЕЖИНКА
Падают белые снежинки, ложатся на землю, на крыши домов, засыпают прохожим шапки, воротники. Снежинки похожи на белые звёздочки. Они опускаются из облаков до самой земли.
“Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди их хорошенько, только не дыши на них, а то растают. Правда красивые? Будто кружевные, все разные, с тонкими лучами, с лепестками, как у самых нежных цветов”-очень часто эти фразы говорят взрослые маленьким детишкам во время зимних прогулок, и малыши с интересом рассматривают снежинки. Но не всегда можно увидеть их. Иногда они слипаются вместе и большими хлопьями падают на землю. Иногда холодный ветер ломает белые звёздочки, превращая их в мелкую снежную пыль, и тогда их разглядеть совсем невозможно. Однажды на прогулке, в морозный солнечный день меня заинтересовали вопросы: Как же образовались снежинки? Почему все снежинки шестиконечные? Сколько весит одна снежинка? Почему снег скользкий и почему он в морозную погоду скрипит под ногами? И я решила найти на них ответы.
Моё предположение: я считала, что снежинка-это замерзшая капелька воды. И решила это проверить.
Я поставила перед собой цель: собрать и изучить информацию о снежинках.
Объект моего исследования: неживая природа.
Предмет исследования: снежинка.
Цель работы: - собрать и изучить информацию о снежинках;
- выяснить, является ли снежинка - замерзшей капелькой воды.
Для достижения поставленной цели я предположила решить следующие Задачи:
Как образуются снежинки.
Как выглядят снежинки.
Почему снег под ногами скрипит.
Обобщить полученные знания.
Методы исследования:
анализ источников информации;
эксперимент по образованию снежинок;
наблюдение за формой снежинок;
наблюдение за тональностью скрипа снега;
обобщение полученных данных.
Основная часть.
Опыт 1. Я поймала несколько снежинок на тарелочку и принесла их в дом - они растаяли и получились маленькие капельки воды. Я поместила тарелочку в морозильник, но когда капельки замерзли, то на их месте образовались льдинки.Вывод: Значит снежинки это не просто замерзшие капельки воды. Они образуются в облаках из маленьких ледяных кристалликов. Зимой они сверкающими звездочками опускаются до самой земли и покрывают её снегом. Очень долгое время ученые не могли объяснить это странное явление. Потому что долгое время никто не знал как рождается снег!
Раньше думали так, как и я, что снег-это замерзшие капельки воды. Что идет он из тех же туч, что и дождь. И вот, наконец, была разгадана тайна рождения снежинок, и тогда узнали, что снег, никогда, не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, комочками льда, который идет иногда летом вместе с дождем или во время грозы. Но капельки воды никогда не превращаются в снежинки, красивые шестиугольные звездочки. Всё бывает совсем по-другому. Водяные пары поднимаются очень высоко над землей, где царит сильный холод, и здесь сразу же из водяных паров образуются крохотные льдинки-кристаллики. Это еще не те снежинки, которые падают на землю, они очень малы. Но шестиугольный кристаллик все время растет, развивается и наконец, становится удивительно красивой звездочкой. Снежинки медленно-медленно опускаются, они собираются хлопьями и падают на землю.
Значит снежинка - это мельчайший ледяной кристалл. Ее образование начинается с ростом кристалла-зародыша, а форма зависит от того, какие грани этого кристалла растут быстрее.
Различают две основные формы снежных кристаллов – пластинчатые и столбчатые. При температуре от 00С до -40С - образуются призмы, спирали и иглы; от -100до -20°С-толстые, как правило, шестиугольные пластинки; они представляют собой сросшиеся кристаллы, которые похожи на ветвящиеся кроны деревьев, а от -20°до -30°С -полые внутри столбики.
Опыт 2.Как же выглядят снежинки? Я взяла увеличительное стекло и в снежную, морозную погоду отправилась рассматривать снежинки. Они были все совершенно разные и все шестиконечные. Сколько я ни пыталась найти одинаковые снежинки, или с другим количеством лучиков у меня ничего не получилось. Подтверждение своих наблюдений я нашла в энциклопедии.
Вывод: Среди многих миллиардов снежинок, выпадающих зимой, не бывает двух совершенно одинаковых. В то же время, какой бы формы ни была снежная звездочка каждая из них шестигранная или шестилучевая. Почему? Форма снежинок с шестью лучами ясно описана немецким астрономом Иоганном Кеплером в эссе "Новогодний подарок, или о шестиугольных снежинках" в 1611году. В этом эссе Кеплер впервые пришел к выводу, что водяной пар при охлаждении может конденсироваться в шестилучевые кристаллики-снежинки. Форма снежинок похожа на пчелиные соты и кристаллы некоторых минераллов. Научное объяснение формы снежинок появилось только через 300 лет, когда исследования с помощью рентгеновских лучей показал и, что атомы кислорода и водорода в кристаллах льда располагаются в решетке, состоящей из шестиугольников.
Сколько же весит эта сверкающая звездочка-снежинка? Если она упадет вам на ладонь - вы ее даже не почувствуете. Она весит около 1миллиграмма (самая крупная-2-3 миллиграмма). Статистике известны случаи,когда на землю падали и крупные снежинки, размер которых просто поразителен. Самые большие снежинки упали 4 декабря 1892 года в Саксонии. Их диаметр достигал 12 см.
Так же меня заинтересовал вопрос: почему снег под ногами скрипит? И я решила найти на него ответ.
Опыт 3. Я пробежала по снегу в ясный морозный день и послушала, как скрипит под ногами снег. Мои наблюдения привели меня к выводу, что когда мороз усиливается, то снег под ногами начинает поскрипывать. А при сильном морозе он скрипит, как несмазанная телега. Почему? Я заметила, что тональность скрипа снега меняется от температуры воздуха: чем крепче мороз, тем выше тон скрипа. А вообще-то, скрип снега не что иное, как звук от раздавливаемых под нашим весом мельчайших кристалликов льда. Я взяла одну снежинку и сжала её, но ничего не услышала. Потом я взяла горсть снега и сжала его в руках. Я услышала негромкий хруст. Почему? Каждый кристаллик так мал, что когда он ломается, то услышать этот звук наше ухо не в состоянии. Но когда миллионы и миллиарды кристалликов начинают "петь хором", мы слышим вполне явственный скрип. Причем "петь" снег начинает, только, когда температура опускается ниже 6° мороза.
А еще люди научились делать искусственный снег. Австрийские ученые изобрели пушку, которая стреляет снегом. Издали она похожа на большой фен на металлической платформе. По ободу пушки расположено 180дырочек-форсунок, через которые вода под давлением 15 атмосфер разбрызгивается в виде мельчайших капелек, быстро превращающихся на морозе в кристаллики снега. Пушка дает 25-40 куб.метров снега в час. Этого вполне достаточно для длинной лыжной трассы.
Заключение. На основании проведенных исследований и изученной литературы я сделала следующие выводы:
Снег-твёрдые атмосферные осадки, выпадающие из облаков в виде снежинок - снежных кристаллов, очень разнообразных по форме, но имеющих в основе шестиугольную пластину или шестигранный столбик. Диаметр снежинок от долей мм до нескольких мм. При штиле и температуре воздуха около 0 градусов снежинки могут соединяться в крупные хлопья диаметром до нескольких см. Средняя масса отдельных снежинок от 0,0001 до 0,003г, крупных снежных хлопьев до 0,2-0,5г.
Снежинки -снежные кристаллы, образующиеся в облаках и туманах и выпадающие из них. Различают две основные формы снежинок- пластинчатые и столбчатые. К первым относятся 6-угольные пластинки и звёзды, ко вторым 6-гранные столбики и иглы.
Зимой снег укутывает землю словно пуховым одеялом и защищает её от мороза, а весной напоит её водой.
Литература.
Большая советская энциклопедия.-М.,1976
Детская энциклопедия.-М., 2005
«Детская энциклопедия»//Познавательный журнал.-.2005.- №12
Детская энциклопедия «Я познаю мир».География.-М., 2005
Энциклопедия «Всё обо всём».-М.,2000
Энциклопедия для детей. Том 3. География.- М.;изд.;«Мир энциклопедий Аванта +»,2007
Заголовок 1еђЗаголовок 315