Программа воспитательной работы Путь к успеху
Анализ воспитательной работы 10 класса
за 2014-2015 учебный год.
Анализ эффективности целеполагания и планирования воспитательного процесса в классе
Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными:
1. Воспитание общей культуры поведения (во взаимоотношениях, в речи, в школьной форме и т.д.).
2. Привитие интереса к учебе. Развитие интеллектуальных способностей ребят.
3. Воспитание ответственности и коллективизма при проведении общих классных дел.
4. Вовлечение ребят в работу кружков и секций.
5. Развитие организаторских способностей и навыков самоуправления.
Эти задачи поставлены целесообразно, в связи с проблемами, существующими в классном коллективе. При планировании учитывались идеи, которые способствовали решению воспитательных задач. Были правильно выбраны основные направления, содержание и формы работы, средства педагогического влияния на воспитанников класса.
Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков. Внеклассные и внеурочные мероприятия носили различную тематику и были направлены на развитие духовно-нравственной личности ребенка.
Проводились воспитательские и классные часы по гражданско-патриотическому воспитанию: Презентация «Малая родина» (к 75-летию г. Новошахтинска), «Возвращение Крыма в Россию», лекторий «Терроризм – угроза жизни», видеофильм «Утро космической эры», «Знаете, каким он парнем был!» (ко дню космонавтики), цикл мероприятий посвященных к 70-летию Великой Победы;
духовно-нравственному воспитанию:«Цена минуты» тренинг, «Любовью дорожить умеете?» конференция, «Вирус сквернословия»дискуссия, «Милосердие и доброта» обмен мнениями, «Улыбка мамы»;
художественно-эстетическому воспитанию: «Музеи мира» (виртуальная экскурсия), «Эстетика внешнего вида культурного человека» круглый стол, экскурсия в Ростовский областной музей краеведения,
физкультурно-оздоровительному воспитанию:«СПИД – гроза 21 века» лекторий, «Международный день отказа о курения» тренинг, «Аборт, контрацепция, бесплодие» время размышлений, «Беседы о ядовитых растениях» лекция. Кроме того проводились беседы по правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности детей.
Поставленные перед классным коллективом в прошлом учебном 2014-2015 году задачи, считаем выполненными.
Анализ развития воспитанников 10 класса
Воспитанники 10 класса обладают интеллектуальным потенциалом. По итогам года 6 человек окончили ученый год на «хорошо» (Балгишива М., Безмогорычный Д., Дуботолкина Н., Коростылев Е., Коростылев Н., Попович В.). Процент качества знаний равен 40 %.
Дети нашего класса были вовлечены в подготовку и организацию совместных с другими классами мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Наиболее удачными мероприятиями прошлого учебного года считаем: «Краса осени» (1 место), конкурс агитбригад «Нет вредным привычкам» «1 место), «Новогодний огонек», «Смотр строя и песни», «КВН» (1 место). В рамках «Неделя воспитателя» в нашем классе проходило воспитательное мероприятие познавательная телепрограмма «Мир увлеченных и любознательных, форма проведения – репортаж с элементами ролевой игры. Провели цикл мероприятий к 70-летию Великой Победы. Торжественно прошел всероссийский классный час «Города-герои», участвовали в акции награждения ветеранов ВОВ памятными медалями, ярко и эмоционально выступали на фестивале военной песни, а также были участниками научно-практической конференции исследовательских работ и творческих проектов «Шаг в будущее», где представили проект «Опаленные войной» об учителях фронтовиках и детях войны нашей школы. Воспитанники нашего класса активное участие принимали в подготовке и в проведении концертов посвященных ко Дню учителя, «Вечер встречи» и 8 марта, в предметных неделях, интеллектуальных марафонах и школьных олимпиадах. В нашем классе проводились открытые уроки по математике, литературе и истории. С большим удовольствием старшеклассники пробуют свои силы в интернет-конкурсах и у них есть уже маленькие победы в этом направлении. Конкурс «Молодежное движение» по русскому языку - 3 диплома 2 степени; «Русский медвежонок» по языкознанию – 4 диплома 2 степени; «Кириллица» по русскому языку – 2 диплома 3 степени; «Я энциклопедия» по русскому языку и литературе – 4 диплома 2 степени. Торопова Мария принимала участие во Всероссийском конкурсе детского рисунка и плаката «Спасибо Вам учителя!» (диплом 1 степени). Дуботолкина Наталья участвовала в конкурсе Международного фестиваля «Радуга мастерства» и была награждена дипломом победителя в номинации «Учебный проект».
За прошедший учебный год заслужили поощрения, благодарности и были награждены почетными грамотами: Попович В., Дуботолкина Н., Коростылев Е., Коростылев Н., Безмогорычный Д., Данилов М. Балгишиева М.
Наш класс является шефами 2-го класса. Мы провели несколько совместных мероприятий. Наиболее яркие и запоминающиеся – это «Урок Доброты» и «Мы разные, но мы вместе».
Шефская работа над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества, воспитывает у детей чувство гражданственности и патриотизма, толерантного отношения к окружающим, что способствует формированию чувства патриотизма, культуры межличностных отношений.
Следует отметить, что у воспитанников сформирована потребность заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Воспитанники уже в состоянии анализировать собственные поступки и формировать их мотивацию. На критику со стороны относятся более терпимо, но не всегда принимают советы и замечания окружающих. Считаем необходимо организовывать работу в этом направлении. В социально-культурном развитии заметны изменения: повысился уровень воспитанности, культура общения в кругу одноклассников и с взрослыми.
Анализ динамики социальной ситуации развития воспитанников
Воспитанники класса активно контактируют с окружающим их социумом: учащиеся школы, учителями, воспитателями. Произошло изменение круга наиболее значимых людей, т.е. референтного окружения класса. Родители и опекуны продолжают занимать важное место в их жизни, однако общение с одноклассниками и другими воспитанниками становится все более значимым и важным для принятия решений. Школьное сообщество играет большую роль в социальном развитии школьника на формирование их личностных качеств, творческих, интеллектуальных, физических, организаторских и других способностей.
В прошлом учебном году многие воспитанники класса были задействованы в кружках дополнительного образования по своим интересам: «Баскетбол», «Волейбол», «Футбол», «Карате», творческое объединение «Юный журналист» на базе редакции городской газеты «Знамя шахтера», где у ребят были свои успехи и победы.
Анализ развития коллектива класса
Социально-психологический микроклимат в классе благоприятный. Каждый член коллектива чувствует себя комфортно, уровень развития классного самоуправления – выше среднего. Диагностика уровня воспитанности обучающихся позволяет сделать выводы, что у многих ярко проявляются все качества, характеризующие воспитанность. Дети приветливы и уважительны с взрослыми. Отношения между юношами и девушками для их возраста нормальные: парни с достаточным уважением относятся к «слабому полу», по мере возможности помогают им. В повседневном настроении ребят чаще преобладает мажорный, приподнятый тон. Считаем, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность весь коллектив. Делу сплочения коллектива способствовали проведение различных мероприятий, беседы, игры, празднование дней рождения одноклассников.
Анализ педагогического взаимодействия с семьями воспитанников
За прошедший учебный год было проведено 4 родительских собраний по плану:
Темы:
1. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников
2. "Почему мы их порой не понимаем"
3.Ребенок учится тому, что видит у себя дома.
4. Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника.
Родительские собрания проходили один раз в четверть. Большинство родителей посетили родительские собрания, родители Слепенко А.Дуботолкиной Н. на собраниях не были ни разу. За учебный год посетили школу всего один раз, ссылаясь на занятость на работе.
На собраниях помимо общепедагогических вопросов обсуждались и частные: Режим подростка, поведение, успеваемость и посещаемость школьных занятий, причины пропусков, питание, обеспечение одеждой, сохранность школьного имущества.
Анализ организации работы с учителями-предметниками
Воспитателем и классным руководителем была организована серия посещения уроков с целью выяснения поведения на уроках. Проводились беседы с учителями-предметниками по вопросам подготовки к ЕГЭ, успеваемости, воспитанности, активности на уроках.
Выводы:
- В новом учебном году необходимо улучшить работу с родителями, добиться стопроцентного посещения родителями родительских собраний.
- Проводить непрерывную работу по воспитанию качеств и умений, способствующих гражданскому поведению воспитанников.
- Особое внимание при организации учебно–воспитательного процесса уделять патриотическому воспитанию, привитию норм здорового образа жизни.
- Воспитательную работу направлять на развитие коммуникативной культуры воспитанников.
Характеристика 10 класс
_________________________________________________________________________________
1.Формирование классного коллектива.
В 10 классе обучается 15 воспитанников: 6 девушек и 9 юношей.
Возрастной состав класса:
1999г. – 1 воспитанник
1998г. – 12 воспитанников
1997г. – 2 воспитанника
10 детей воспитываются в полных семьях. Остальные в неполных семьях (Дуботолкина, Слепенко, Торопова, Шевченко). Класс был сформирован из учащихся двух девятых классов, проживающих в г. Новошахтинске.
2.Анализ психофизического здоровья воспитанников .По результатам медицинского обследования учащихся в начале учебного года учащиеся классы отнесли к следующим группам: основная, подготовительная. Увеличилось количество учащихся основной группы.
3.Характеристика интересов воспитанников.
В коллективе в основном сформирован познавательный интерес к учебному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Неуспевающих нет. Прошлый учебный год на «4» и «5» закончили – 6 человек.
4.Характеристика интеллектуальных умений воспитанников.
Интеллектуальный уровень класса высокий. Воспитанники работоспособны, активны, инициативны, самостоятельны в учебной и внеурочной деятельности. Ответственно относятся к выполнению домашнего задания. Все подростки класса вовлечены в кружки по интересам и в спортивные секции. Как следствие всего, воспитанники 10 класса занимают призовые места в школьных, городских, областных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах.
5.Характеристика сформирования классного коллектива.
Класс как коллектив сформирован. В классе изолированных и отвергаемых учеников нет. Никаких микрогрупп нет, ребят все дружные, сплочённые, как одна семья.Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым. Дети доброжелательны друг к другу. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки.
6.Характеристика нравственных качеств воспитанников, эмоционального состояния классного коллектива.
В коллективе отсутствует тревожность и закрытость воспитанников. У всех развито чувство сопереживания, доброжелательности. Нет никаких конфликтов в классе. Дети класса умеют сотрудничать и взаимодействовать с одноклассниками и педагогами. Класс очень дружный, друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым. Критические замечания со стороны старших класс принимает и стремится их осмыслить и исправить недостатки. Уровень воспитанности на среднем уровне.
7.Структура классного коллектива.
Имеется актив класса. Все воспитанники имеют общественные поручения. В классе работает ученическое самоуправление. Весь коллектив класса творчески и ответственно относится к порученным делам.
8.Характеристика семей воспитанников.
Средний возраст родителей 38-50 лет. Образовательный уровень: с высшим образованием – 2, со средним специальным образованием – 4, все остальные со средним образованием. Условия проживания детей удовлетворительные, кроме одной семьи (Торопова М). Почти все родители интересуются учебными успехами своих детей. Взаимоотношения между детьми и родителями спокойные, ровные. Из 14 родителей 10 высказали пожелание, чтобы их дети поступили в вузы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
_____________________________
“Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит”.
Саади
Вопросы воспитания, обучения и развития личности остаются одной из главных проблем современного общества. Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребенка. И, конечно же, большая часть работы ложиться на плечи классного руководителя и воспитателя.
Работа классного руководителя и воспитателя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность мы совместно с классным руководителем строим на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности мы обязательно принимаем во внимание уровень воспитанности воспитанников, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Мы считаем, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения. Размышляя над проблемой, как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной, мы вышли на необходимость создания собственной воспитательной программы, которая помогла бы систематизировать работу классного коллектива и помогла бы развиваться воспитанникам. И взрослому и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, его желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если воспитанник будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и воспитателя, их интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива. Личностный подход становиться реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления. Исходя из общечеловеческих ценностей и реалий сегодняшнего дня, человек ХХI века должен быть физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мылящим и активно связанным с окружающим миром, то есть УСПЕШНЫМ. Так что же мы понимаем под словом УСПЕХ со стороны работы классного руководителя и воспитателя.
УСПЕХ – это аббревиатура, являющаяся синтезом основных аспектов развития личности.
У – учеба
С – социализация
П – позитивность
Е – единство
Х – харизма
Учеба – познавательная деятельность. Процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека. Современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, акценты в котором делаются на создании школьного пространства, дающего возможность развития и реализации детских способностей. Социализация – социальная деятельность. Выходя из школы, выпускник вступает на новый совершенно неизведанный путь взрослой жизни. Включение воспитанников в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации) создаёт условия для реальных социальных проб, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений. Эффективность воспитания зависит от целостности воспитательных влияний различных социальных субъектов. Позитивность – продуктивная деятельность. Формирование у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии. Создавать ситуации успеха, находить возможность стимулировать ребенка за активную самостоятельную деятельность. Целенаправленная деятельность педагога, призванная формировать у воспитанников систему позитивных качеств личности, взглядов и убеждений. Единство – коллективная деятельность. Представляет единство обучения и воспитания. Формируя знания, человек развивается; развиваясь, он стремится к расширению своей деятельности и общения, которая, в свою очередь, требует новых знаний и умений. Именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей воспитанника. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества. Харизма – исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный авторитетом; харизма основана на исключительных качествах личности — мудрости, героизме, “святости”. В современном, постоянно изменяющемся мире нетворческой личности найти свое место, свою “нишу” очень сложно. Каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Воспитательная программа «Путь к успеху» разработана на основе нормативных документов:
Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.);
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.);
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации
Федеральная программа развития образования
Федеральные образовательные стандартыПаспорт программы воспитательной работы
Срок реализации программы: 2014- 2016 гг.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для становления духовно-нравственной, творческой, деятельной, здоровой личности выпускника, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи программы:
Воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов воспитанников.
Воспитание активной жизненной позиции, чувства долга, готовности взять на себя ответственность
Развивать личность каждого подростка, приобщать к жизненно необходимым знаниям; создавать условия для открытия и развития способностей детей в художественной и управленческой деятельности.
Формировать представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм.
Развивать свойства личности, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, в выборе профессии.
Сроки и этапы реализации программы
Сроки реализации программы: 2014 – 2016 гг.
I этап 2014-2015 учебный год 10 класс
Цель:
1. Формирование классного коллектива и развитие свойств личности учащихся, которые помогут им в выборе дальнейшего жизненного пути, жизненных позиций.
Задачи:
1. Объединитьвоспитанников вокруг идеи создания в классе оптимальных условий для жизнедеятельности.
2. Содействовать процессам самовоспитания, самообразования, самопознания.
3. Вовлекать каждого ребенка в решение проблем классного коллектива и школы для полноценной самореализации и развития творческой активности десятиклассников.
4. Формировать высокие нравственные качества, гражданские чувства.
5. Оказывать педагогическую поддержку в выборе будущей профессии.
II этап 2015-2016 учебный год 11 класс
Цель:
Формирование личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Задачи:
1.Создавать условия для самовыражения и самоопределениявоспитанников.
2.Содействовать формированию качеств личности, способной адаптироваться в современных условиях жизни.
3. Оказывать помощь в профессиональной ориентации, в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Принципы воспитательной деятельности
Принцип природосообразности.
Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип.
Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип.
Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип.
Знание половозрастных особенностей детей.
Программа работает по нескольким направлениям, которые являются неизменными, но не дублируют друг друга из года в год, а изменяются согласно возрастным особенностям участников программы.
Ожидаемые результаты
Умение и навыки самопознания, самовоспитания, саморазвития. Коммуникабельность, умение общаться. Активизация учебно- познавательной деятельности.
Позитивное отношение к здоровому образу жизни, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих
Активная гражданская позиция. Творческий подход к любым видам деятельности.
Формирование дружного коллектива.
Патриотическое отношение к России, к малой родине, к землякам.
Ответственное отношение к своей судьбе и судьбе окружающих.
Активность родителей, участие в делах класса
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (социальный педагог, психолог, библиотекарь);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями(школы, музеи, библиотеки, театры).
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы,
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, кружки и клубы по интересам.
Приоритетные направления работы
Гражданско-патриотическое воспитание.
Правовое воспитание, профилактика правонарушений и преступлений среди подростков.
Физкультурно-оздоровительное воспитание.
Духовно – нравственное воспитание.
Профориентационно-трудовоевоспитание.
Педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления.Критерии эффективности воспитательной программы
Способность эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности выпускника;
Защищенность и комфортность воспитанника;
Степень соответствия реального образа воспитанника, модели выпускника школы;
Удовлетворенность родителей и педагогов жизнедеятельностью в данном классе;
Сформированность классного коллектива;
Эффективность реализации индивидуальных образовательных навыков;
Сформированность индивидуальности класса.
Работа с родителями:
тематические родительские собрания;
классные часы – пресс-конференции с участием родителей, представляющих ту или иную профессию;
организация родительского лектория по вопросам профориентации с привлечением психолога;
индивидуальные беседы;
совместные детско-родительские профориентационные игры.
Родительские собрания
1.Сентябрь (1-2 неделя): «Развитие у выпускников мотивации к успешной сдаче ЕГЭ»;
2.Ноябрь (2-3 неделя): «Перспективы и условия поступления в ВУЗы»;
3.Январь (2-3 неделя): «Психопрофилактика экзаменов: приёмы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче ЕГЭ».
4.Март(2-3 неделя): «Условия успешной социализации выпускников в обществе и способы активной адаптации на рынке труда»
5.Май(2-3 неделя): «Итоговая аттестация. Подготовка к праздникам «Последний звонок» и «Выпускной бал
Гражданско-патриотическое воспитание
Любовь к Родине – первое достоинство
цивилизованного человека.
Наполеон Бонапарт
Цель направления:
формирование и развитие личности гражданина-патриота России,
способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.Задачи:
Воспитывать у воспитанника позицию «Я – гражданин России»
Формирование патриотических чувств и сознания на основе понимания исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
Формирование гражданского самосознания, проявляющегося в ценностном отношении к личности, обществу и государству;
Широкое вовлечение воспитанников в мероприятия патриотического звучания;
Способствовать формированию у воспитанников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.
Виды деятельности:
организация и проведение внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности;
сотрудничество с организациями города (библиотеки, городской музей, учреждения дополнительного образования и др.) в целях гражданско- патриотического просвещения воспитанников;
формирование способности руководствоваться в ситуациях выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Содержание гражданско-патриотического воспитания:
освоение соответствующих норм гражданского поведения и правил обеспечения безопасности жизнедеятельности;
воспитание гражданско-патриотических чувств, стремление к самореализации личности;
развитие навыков самостоятельной работы, эффективного взаимодействия с людьми в современном поликультурном обществе;
Правовое воспитание
« Нет более вредного и страшного животного,
чем человек, нарушающий законы»
Совонарол (настоятель монастыря во Флоренции).
Цель направления:
Формировать правовую культуру воспитанников (уважительное отношение к законам, стремление их выполнять) и воспитывать чувство ответственности за свои поступки и действия.
Задачи:
создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
формирование правовой грамотности воспитанников;
формирование правовой компетентности гражданина;
социализация личности воспитанника;
формирование знаний о системе действующего права, а также правильного понимания и уяснения смысла правовых предписаний.
Виды деятельности:
создание положительной установки учащихся по отношению к мероприятиям по правовому воспитанию;
поощрение инициативы, самостоятельности, активности и наличия независимой позиции школьника;
проведение анализа выполненной работы, прогнозирование результатов и коррекция.
Содержание правового воспитания:
изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
совершенствование процесса правового воспитания;
развитие научно-теоретических и методических основ
правового воспитания.
Физкультурно-оздоровительное воспитание
Если человек сам следит за своим здоровьем,
то трудно найти врача, который знал бы
лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ
Цель направления:
Пропаганда здорового образа жизни и внедрение физической культуры в жизнь каждого воспитанника.
Задачи:
Знакомить воспитанников с традициями и обычаями бережного отношения человека к собственному здоровью;
Создавать условия для формирования у воспитанников культуры сохранения собственного здоровья;
Формировать у воспитанников отношение к здоровью как бесценному дару природы;
Способствовать пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и занятием спорта.
Виды деятельности:
сотрудничество с медицинским персоналом школы, с целью изучения состояния физического здоровья воспитанников класса;
сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния воспитанников;
формирование у воспитанниковпозитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Содержание физического воспитания:
просвещение воспитанников в вопросах физической культуры и личной гигиены;
формирование механизма физического самовоспитания, стимулирование самовоспитания воли, выносливости, настойчивости, самодисциплины;
разностороннее развитие конкретных спортивных умений и мастерства;
развитие профессионально значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности, устойчивости нервной системы, появление хорошего самочувствия.
Духовно – нравственное воспитание
"Для воспитания детей нужен не
великий ум,
а большое сердце - способность
к общению, к признанию равенства душ".
С.Соловейчик.
Цель направления:
Помочь воспитанникам осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
Формировать у воспитанников нравственное отношение к окружающим людям;
Формировать у воспитанников осознание ценности человеческой жизни;
Формирование системы ценностных ориентаций подростков, как основы их воспитанности;
Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро;
Формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе.
Виды деятельности:
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
знакомство воспитанников с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса воспитанников к самим себе, желание самосовершенствования.
Содержание нравственного воспитания:
моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам.
Профориентационно – трудовое воспитание
« Самое воспитание,
если оно желает счастья человеку,
должно воспитывать его не для счастья,
а приготовлять к труду жизни. Воспитание это
возможность отыскать для себя труд в жизни».
К. Д. Ушинский
Цель направления:
Воспитание психологической и практической готовности воспитанников к труду.
Задачи:
воспитание мотивов трудовой деятельности;
формирование трудовых умений и навыков через практические занятия;
максимальное информированиевоспитанниково мире и о требованиях профессий к личности;
активизация познавательной деятельностивоспитанников в поиске «своей» профессии;
создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
формирование у воспитанниковположительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на практике, развитие потребности в творческом труде;
Воспитание увоспитанников высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.
Педагогическое сопровождение деятельности органов ученического самоуправления
Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации. А главная задача современной школы раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире»
Д.Медведев
Цель направления:
Передача опыта от старших к младшим, организация опыта самореализации воспитанника, включающая в себя силу воли человека, целеустремлённость, прогнозирование своего поведения в жизни, способность самовоспитания, самосовершенствования
Задачи:
реализация прав и обязанностей воспитанника;
организация коллективной творческой деятельности;
формирование управленческих умений;
формирование активной жизненной позиции.
Виды деятельности:
Законотворческая деятельность. Разработка различных школьных законов и локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность класса.
Координирующая деятельность
Организаторская деятельность. Выявление и обмен мнениями членов школьного коллектива по вопросам деятельности и выработка совместных решений с другими органами самоуправления.
Контролирующая деятельность. Контроль за своевременностью выполнения принятых решений, ходом подготовки плановых мероприятий, деятельностью советов.
Содержание
Обеспечение благоприятного психологического климата, правового положения воспитанников в школе.
Включение воспитанников в трудовую деятельность.
Организация досуговой и культурно-массовой деятельности в школе.
Организация спортивной деятельности, направленной на оздоровление воспитанников.
Организация дежурства и самообслуживания в школе.
Конечный продукт
На базе полной средней школы (по окончании средней школы):
Это свободная личность, с чувством ответственности за себя и свою семью, с высоким уровнем самосознания и самоуважения;
Физически и психически здоровый человек с устойчивой потребностью к здоровому образу жизни;
Личность, знающая свою родословную, почитающая обычаи предков, любящая родителей, свою малую и большую Родину;
Личность со сформированными понятиями чести долга, честности, дружбы и любви;
Личность, социально защищенная и закаленная, нравственно стойкая и готовая к встрече с трудностями в условиях конкурсной деятельности;
Личность, способная к непрерывному процессу саморазвития и самосовершенствования.
Список литературы:
1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Под редакцией В.А. Караковского.
Москва, 1997.
2. Воспитательный процесс: изучение эффективности /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2001
3. Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой.- Владимир, 1993
4. Гуткина Л.Д., Завельский Ю.В., Пикалова Г.В. Организация воспитательной работы в школе.
Образовательный центр «Педагогический поиск». Москва, 1996.
5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. Москва, 1989.
6. Кабуш В.Т. Открытые воспитательные системы: проблемы и пути решения.-Минск, 1995
7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание...Воспитание! -
Москва, 2000
8. Классному руководителю о воспитательной системе класса /Под ред. Е.А.Степанова.- М.,2000
9. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. Образовательный центр
«Педагогический поиск». Москва, 1999. составили: Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В.Еремина, Н.А. Жокина, Н.В. Мартишина.