Воспитательная программа класса Ступени к успеху

великое дело:
им решается судьба человека.
В. Белинский
Структура программы.
Актуальность.
Цель и задачи.
Принципы реализации.
Этапы реализации.
Содержание программы.
Организационно-педагогические условия (партнерство, самоуправление).
7. Мониторинг эффективности воспитательной системы класса.
Ожидаемые результаты.
Критерии оценки результативности реализации программы.
Срок реализации программы 2013 г. – 2018 г.
Контроль за реализацией разделов, направлений программы осуществляет администрация школы.
Паспорт программы
Полное наименование программы
Воспитательная программа класса «Ступеньки успеха»

Автор программы
Кригер Лариса Ивановна, классный руководитель 6-7 классов, учитель математики и музыки.

Территория, предоставившая программу
Муниципальное образование Каменский район

Название проводящей организации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Верх-Аллакская СОШ», с. Верх-Аллак 

Адрес организации
 658718 Алтайский край, Каменский район, с. Верх-Аллак, пер. Школьный,7

Телефон, факс
8(38584) 78-576

Официальный язык
русский

Проблемы
1. Расширение представления о личностном развитии ребенка
2. Недостаточная активность по отношению к ЗОЖ
3. Недостаточная  учебно-познавательная активность
5.Необходимость в формировании самостоятельности, инициативности
6. Недостаточность отзывчивости, доброты к окружающим
7.Неадекватная самооценка ребенка.

Цель программы
создание условий для разностороннего развития личности через усвоение и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Период и этапы реализации программы
первый этап  - 2013-2014 годы; второй этап   - 2014 -2016  годы;
третий этап - 2016 –2018 годы.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы
Целевая установка Программы воспитания направлена на создание таких условий, в которых наиболее благоприятно развивалась бы личность ребёнка, формировались его интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, происходило овладение ребёнком целостной системы знаний об окружающем мире. Будет обеспечено взаимодействие, координирующее работу всех структурных подразделений по реализации механизмов воспитательной работы, обеспечивающие непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования и непосредственное участие самих учащихся и для самореализации и саморазвитию позитивных мотиваций молодежи к участию в общественной и культурной жизни школы и общества в целом, бережного отношения к окружающей среде, стимулирующие самостоятельность и активность. Будет отлажена система воспитания патриотизма и духовно-нравственной культуры учащихся  на основе формирования уважительного отношения к символам государства,  бережного отношения к культурно-историческому наследию, нравственным ценностям, ЗОЖ. Обеспечена оценка качества воспитательной работы  на основе системы мониторинга.

Система контроля
Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на заседаниях МО, пошаговая диагностика, анализ результатов.


1). Актуальность.
Слово «воспитание» известно каждому. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием. И, если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки – это тоже объясняется воспитанием или отсутствием его. «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности» - Х.И.Лийметс
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоение жизни. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
Классный коллектив, с которым я работаю, состоит из двух классов 6 и 7. Ребятишки разные не только по темпераменту, но и по развитию. Из неполных семей семеро детей, один ребенок находится под опекой и шестеро, где есть и мама и папа. Я очень часто в работе с классом сталкивалась с вопросом: “Как сделать жизнь классного коллектива позитивной и успешной?” Размышляя над этой проблемой, я вышла на необходимость создания воспитательной программы, которая позволит систематизировать работу классного коллектива и поможет развиваться учащимся и самому классному руководителю.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Очень важно оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Личностный подход становится реальным, если процесс воспитания представляет собой целенаправленную систему, в которой гармонично сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности с возможностями саморазвития и самоуправления.
Программа «Ступеньки успеха» является синтезом основных аспектов развития личности:
Учеба - познавательная деятельность, таким образом, процесс воспитания неразрывно связан с процессом обучения и развития и является стержневым в формировании человека, так как современное общество диктует поиск новых подходов к организации образовательного процесса, дающего возможность развития и реализации детских способностей.
Социализация – социальная деятельность, то есть включение обучающихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения, организации), которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.
Позитивность, то есть продуктивная деятельность, формирование у школьников, таким образом, положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя во взрослой жизни и будущей профессии.
коллективная деятельность - единство обучения и воспитания, так как именно в совместной деятельности происходит развитие, раскрытие внутренних возможностей ребёнка, поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Харизматичность, развитие лидерских, исключительных качествах личности, так как каждый воспитанник школы должен иметь возможность проявить свои природные способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Данная программа – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка. Рассчитана на учащихся 5 – 9 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.

Целеполагание.
Ключевая цель, для достижения которой разработана программа - способность обеспечить каждому ребенку высокое качество образования адекватное социальным и экономическим потребностям общества и его индивидуальным талантам, физически здоровым, духовно-нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно связанным с окружающим миром, то есть успешным.

2). Цель и задачи.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности через усвоение и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
создать благоприятные условия для развития личности обучающихся, свободного и полного раскрытия их способностей;
формировать систему ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности, сформировать классный коллектив, как воспитательную систему;
создать условия для организации разнообразных видов коллективной творческой деятельности через вовлечение учащихся в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
осуществлять диагностику, регулирование и коррекцию личностного развития учащихся через гуманизацию воспитательного процесса и создать условия для развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию;
создать условия для воспитания доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе;
формировать отношение к здоровому образу жизни школьника;
воспитать гражданско-патриотические и духовно-нравственные сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края, города и воспитывать учеников в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
совершенствовать ученическое самоуправление, развитие и упрочнение детской организации;
совершенствовать методическое мастерство классного руководителя, его сотрудничество со школьными службами;
создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе класса, повышения активности родительского сообщества; привлечение родительской общественности к участию в соуправлении класса и школы.
3). Принципы реализации программы.
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная (школьная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации работы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 5 – 9 классов.
Кадровое обеспечение
классный руководитель;
учителя предметники;
старший вожатый;
руководители кружков.

Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, собеседование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, учёбы, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему КТД и традиционных дел класса и школы;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными социологическими службами (СХЕМА 1);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждения села.
Методы по реализации программы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
системно-деятельностный подход;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
тренинги, занятия;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали;
дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам.
Инновационные технологии, используемые в воспитательной работе класса:
технология социально-педагогического диагностирования;
арт-технологии. создание детско-родительских объединений внутри класса;
телевизионные (ток–шоу, круглые столы, творческие портреты, видеопанорамы);
информационно – коммуникативные (банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
социальное проектирование;
организационно-деятельностные игры (ОДИ);
технология исследовательской деятельности;
технология программирования;
технология реализации плана;
технология разноуровневой дифференциации;
модульная педагогическая технология;
технология проектов;
технология дидактической игры;
проблемное обучение;
здоровьесберегающая технология;
системно-деятельностный подход;
экологообразовательные;
кейс – технологии.

Рекомендации по реализации программы воспитания
Для реализации программы в данном классном коллективе наиболее эффективными будут следующие формы воспитательной работы – развлекательные мероприятия, интерактивные формы интеллектуальной деятельности, спортивные командные игры и соревнования, встречи с интересными людьми.
Реализация программы невозможна без постоянного взаимодействия с родителями. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы (по результатам проводимых мониторингов и анализа работы на каждом этапе), а также включаться новые.

Научно-методическое обеспечение программы
Для реализации программы воспитания классному руководителю необходимо иметь библиотечку методической, научно-популярной литературы, материалы периодических изданий по всем направлениям воспитательной работы. Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами. Так же необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы.
4. Этапы реализации воспитательной программы класса.
1 этап Подготовительный: 2013 – 2014г.
5 класс.
Цель: развивать коммуникативные и творческие способности.
Задачи:
Формировать у учащихся культуру общения в системе «ученик-ученик», «учитель – ученик»;
Создать условия для равного проявления учащимися класса индивидуальных способностей во внеурочное время;
Развивать способности адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться успехам и огорчаться чужим неудачам;
Создать условия для формирования классного коллектива.
Формы реализации:
Психологические игры и тренинги;
Вовлечение в школьные кружки и секции;
Коллективно-творческая деятельность;
Предметно-ориентированная площадка «Эрудит»;
Интерактивные родительские собрания и классные часы.
В ходе работы начали собирать папку достижений класса, куда вошли все награды, полученные коллективом.

2 этап Организационный: 2014 -2015 г., 2015 –2016 г.
6-7 классы
Цель: способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
Задачи:
Формировать представление о социальном устройстве общества;
Создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического, физического самовыражения личности школьника.
Начать формирование ученического портфолио.
Формы реализации:
Вовлечение в предметные кружки;
Привлечение к участию в олимпиадах разного уровня;
Активное участие в интеллектуальных играх школьного и муниципального уровней;
Интерактивные родительские собрания и классные часы.
Пополнение портфолио, заполнение рефлексивных листов.
На данном этапе началась работа по формированию личного портфолио ученика.
3 этап Практический: 2016 – 2017 г.,
Аналитический: 2017 -2018 г.
8 -9 классы
Задачи:
1. Формировать умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формировать умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формировать стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формировать сознательный выбор здорового образа жизни.
Формы реализации:
Коллективно-творческая деятельность;
Привлечение к участию в олимпиадах разного уровня;
Активное участие в интеллектуальных играх школьного и муниципального уровней;
Интерактивные родительские собрания и классные часы.
Пополнение портфолио, заполнение рефлексивных листов.
5) Содержание программы.
Приоритетные направления работы по Программе (Приложение 1, 2)
духовно-нравственное и интеллектуальное;
гражданско-патриотическое;
профессионально-трудовое и экономическое;
Экологическое воспитание;
воспитание культуры здоровья: физического, психического, нравственного;
семейное воспитание.
«Духовно-нравственное и интеллектуальное»
Цель:
передача учащимся умений, знаний и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений, норм этикета и этического поведения.
Задачи:
изучение и анализ направленности интересов учащихся;
выявление уровня воспитанности и этического воспитания;
формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик – ученик», «взрослый – ребёнок»;
знакомить учащихся с традициями и обычаями и культурой различных поколений.
Деятельность по реализации программы предполагает:
изучение способностей в общении каждого ученика в коллективе;
обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций этикета и норм этического поведения;
обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.
Формы работы с классом:
тематические классные часы, игры по проблеме норм и правил поведения в обществе;
тренинги для учащихся и родителей;
тематические и индивидуальные консультации для родителей и детей;
праздники, конкурсы, диспуты.
Ожидаемые конечные результаты:
рост интереса к общению со сверстниками;
рост культуры поведения в общественных местах, в культурных заведениях, с незнакомыми людьми, с пожилыми людьми, малышами, инвалидами, наедине с собой;
повышение уровня экологической культуры, культуры физического труда, норм поведения;
повышение уровня культуры общения и этического воспитания.
« Гражданско-патриотическое»
Цель: формирование активной гражданской позиции и самосознания гражданина Российской Федерации, правового самосознания, навыков общественной жизни
Задачи:
Способствовать развитию чувства уважения к историческому прошлому Родины, истории города, школы.
Воспитывать уважение к Конституции страны, государственной символике, народным традициям.
Прививать детям чувство гордости за свою страну, город, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.
Формы:
Организация и проведение традиционных праздников: класса, школы, города, государства.
Организация и проведение тематических классных часов и бесед;
Организация и проведение встреч с интересными людьми.
Организация и проведение встреч с участниками войны;
Организация и проведение экскурсий по Волгоградской области, России;
Организация и проведение конкурсов творческих работ, газет и т.п. к праздничным датам.
Ожидаемые конечные результаты – это личность:
уважающая историческое прошлое Родины, знающая историю города, школы.
уважающая Конституцию страны, государственную символику, народные традиции.
с чувством гордости за свою страну, город, школу.
Развивать активность, инициативу, ответственность и умение видеть последствия своего выбора.
Воспитание культуры отношений, навыков общественной жизни
Способствовать осознанию учащимися своей причастности к судьбе своего родного города.

«Профессионально-трудовое и экономическое»
Цель:
на основе совместной деятельности всех участников педагогического процесса содействовать актуализации процессов и механизмов профессионального самоопределения учащихся и обогащению их знаний, умений и навыков в выборе жизненного и профессионального пути.
Задачи:
ознакомление обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда;
формирование у школьников личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях конкуренции, увере5нности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии.
Деятельность по реализации предполагает:
профессиональное просвещение посредством организации разнообразных видов познавательной, игровой, общественно-полезной и трудовой деятельности;
профессиональное предварительное диагностирование;
формирование потребности в самодиагностике и диагностике способностей, обучение соответствующим приемам;
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессионально важных качеств в избранном виде труда.
Формы работы с классом:
тематические классные часы;
тренинги;
кинопросмотры;
экскурсии;
встречи с интересными людьми;
просветительская работа.
Ожидаемые конечные результаты:
повышение мотивации правильного выбора профессии;
повышение уровня психологических компетенций учащихся;
определение учащимися уровня подготовки на данном этапе.
«Экологическое воспитание»
Цель:
оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей, интересов, склонностей);
определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Деятельность по реализации программы предполагает:
изучение результативности учебной деятельности;
сотрудничество с учителями класса;
интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
сотрудничество с психологической службой школы для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
сотрудничество с внешкольными организациями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Формы работы с классом:
внутри коллективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
интеллектуальные марафоны в классе;
научно-исследовательские конференции.
Ожидаемые конечные результаты данной подпрограммы:
рост культуры умственного труда, культуры чтения,
повышение мотивации к восприятию информации, её воспроизведению и передачи;
рост культуры диалога и монолога.

«Воспитание культуры здоровья: физического, психического, нравственного»
Цель:
использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости его физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения, внедрение здоровьесберегающих технологий, привитие здорового образа жизни.
Задачи:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся;
знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
активная и широкая пропаганда, и организация здорового образа жизни;
воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
Деятельность по реализации программы предполагает:
сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города;
сотрудничество с родителями учащихся;
сотрудничество с психологической службой школы;
сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
формирование собственного отношения учащихся к проблеме сохранения и защиты своего здоровья;
организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Формы работы с классом:
спортивные конкурсы, соревнования, спартакиады, олимпиады, кроссы;
предметные вечера, спортивные викторины, тематические классные часы;
беседы, дискуссии на спортивные темы;
походы, дни здоровья;
встречи с медицинскими работниками;
обсуждение газетных и журнальных публикаций, читательские конференции, просмотр видео и художественных фильмов.

Ожидаемые конечные результаты:
повышение уровня гигиенической культуры и приобщение к ней;
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
повышение уровня самостоятельности активности школьников к двигательной деятельности;
рост уровня физического развития учащихся.
«Семейное воспитание»
Цель:
максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация квалифицированной педагогической помощи родителям;
создание условий для благоприятного взаимодействия классного руководителя, детей и родителей.
Деятельность по реализации раздела предполагает:
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы;
сотрудничество с психологической службой школы;
изучение семей учащихся.
Формы деятельности с классным и родительским коллективом.
праздники семьи, спортивные состязания; создание клубов общения «Родители и дети»;
праздники, посвящённые красным датам;
индивидуальные и групповые консультации, беседы;
дни открытых дверей.
Ожидаемые конечные результаты:
повышение уровня семейного воспитания;
повышение статуса социальной семейной роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки;
содружество родителей, детей и педагогов.
Условиями успешной реализации Программы являются:
Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями, то есть налаживание внутришкольного взаимодействия всех структур школы.
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей, посредством организации внешкольной деятельности обучающихся.







Внутришкольное взаимодействие классного руководителя
и классного коллектива. (СХЕМА 1)

















6).Организационно-педагогические условия (партнерство, самоуправление).
Сотрудничество классного коллектива и классного руководителя вне школы

























Программа воспитания класса включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс путём обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения, что позволяет повысить воспитательный потенциал обучения и эффективность воспитания.













13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14157) Мониторинг эффективности воспитательной системы класса.
1. Диагностика развития психических процессов (2013 г., 2014 г.) (Приложение 3).
2. Результаты диагностики по общей осведомленности, познавательному интересу и творческому мышлению (2013 г., 2014 г.) (Приложение 4).
3. Графическая характеристика развития нравственной сферы по 5-бальной шкале(2013 г., 2014 г.) (Приложение 5).
4. Мотивация детей на занятиях (Приложение 6).
5. Уровень воспитанности(2013-2014 г., 2014-2015 г.) (Приложение 7).
6. Мотивы участия детей в делах школы и класса (2013 г., 2014 г.) (Приложение 8).
7. Взаимодействие педагога (классного руководителя) и воспитанников (2013 г., 2014 г.) (Приложение 9).
8. Родители (образование, статус, занятость, удовлетворенность воспитательным процессом). (Приложение 10,11).
Модель личности выпускника
Ключевые компетенции:
- сформированные представления о человеке и окружающем мире;
- овладение набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;
- четкая жизненная позиция, способность к индивидуальному выбору жизненного пути.
Организация работы с одаренными детьми.
Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей.
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми.
Принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации, которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка).
Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам.
Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Реализация воспитательной программы класса.
Реализация воспитательной Программы класса подразумевает собой исполнение двух форм работы с классным коллективом: системы классных часов и мероприятий в школе и внеурочной деятельности.
Внеурочная воспитательная деятельность – это организованные и целенаправленные занятия (мероприятия) с учащимися воспитательного и образовательного характера, процесс организации досуга учащихся.
Внеурочная воспитательная деятельность направлена на повышение уровня нравственной, правовой, физической, эстетической, социальной культуры учащихся. Дети овладевают навыками и умениями организации социально значимой деятельности, развивают свои творческие и иные способности, учатся сотрудничать, помогать, поддерживать друг друга в трудные минуты, развивают лучшие человеческие качества: эмпатию, толерантность, доброту и т. д.
Принципы организации внеклассной воспитательной работы:
добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
систематичность в организации;
системно-деятельностный подход в развитии и формировании личности ребенка;
создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы.
сочетание романтики, игры и социально востребованной деятельности с опорой на духовные ценности.
Любое воспитательное мероприятие имеет смысл, если:
предварительно создается небольшая временная инициативная группа учащихся, которая определяет цель, подготавливает проект и план (композицию, сценарий) проводимого мероприятия, выступает основным организатором и координатором при его подготовке и аналитиком после проведения;
педагог владеет знаниями, умениями и опытом в организации воспитательных мероприятий;
педагог является авторитетным, уважаемым человеком в коллективе учащихся;
педагог умеет организовывать воспитательное взаимодействие применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников и интересам учащихся;
педагог выступает той динамической, активной силой, которая мотивирует учащихся к участию в воспитательной деятельности, при постепенном сокращении доли своего участия, доводя его до разумно минимальных пределов, что ведет к усилению самостоятельной роли учащихся;
в подготовке, проведении, обсуждении результатов принимают участие и учителя, и дети, и родители;
деятельность направлена не на получение наград (взрослыми или детьми), а на позитивные изменения в развитии и саморазвитии личности;
участники строят отношения на основе сотрудничества и сотворчества, развивают в себе качества толерантной личности.
8). Ожидаемые результаты.
Цель и задачи – это ориентиры всей воспитательной работы. Под целью подразумеваются ожидаемые результаты воспитания: конечный идеал – выпускник школы. Целевая установка Программы воспитания направлена на создание таких условий, в которых наиболее благоприятно развивалась бы личность ребёнка, формировались его интеллектуальные, нравственные, эстетические качества, происходило овладение ребёнком целостной системы знаний об окружающем мире. Будет обеспечено взаимодействие, координирующее работу всех структурных подразделений по реализации механизмов воспитательной работы, обеспечивающие непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования и непосредственное участие самих учащихся и для самореализации и саморазвитию позитивных мотиваций молодежи к участию в общественной и культурной жизни школы и общества в целом, бережного отношения к окружающей среде, стимулирующие самостоятельность и активность. Будет отлажена система воспитания патриотизма и духовно-нравственной культуры учащихся  на основе формирования уважительного отношения к символам государства,  бережного отношения к культурно-историческому наследию, нравственным ценностям, ЗОЖ. Обеспечена оценка качества воспитательной работы  на основе системы мониторинга.
9).Критерии оценки результативности и реализации программы.

п/п
Критерии
Показатели
Методики

1
Интеллектуальная развитость
Освоенность образовательной программы. Развитость познавательных интересов. Способность к проведению научного поиска.
Анализ текущей и итоговой успеваемости.

2
Нравственная развитость
Сформированность основных нравственных качеств личности. Социальная активность учащихся.
Участие в реализации проекта школьников
Педагогические наблюдения.
Тест Н.Е. Шурковой «Размышления о жизненном опыте»

3
Коммуникативная развитость
Коммуникабельность. Сформированность коммуникативной культуры учащихся.
Статистический анализ участия в конкурсах, проектах.
Педагогическое наблюдение.
Анализ портфолио.

4
Развитость креативных способностей
Способность к оригинальному мышлению.
Стремление к творчеству.
1.Тестирование.
2.Педагогическое наблюдение.

5
Сформированность классного коллектива
Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе. Сформированность индивидуальности классного коллектива.
Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.
Социометрия

6
Удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества.
Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношения к основным сторонам жизнедеятельности в классе.
Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей.
Методика А. А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью».
Методика Е.Н. Степанова «Изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».

7
Папка личных достижений ученика
Сформированность папки личных достижений, наличие документов, подтверждающих личностный рост ученика.
Индивидуальная беседа, участие в конкурсах, участие в публичном отчете, родительском собрании.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Использованная литература
    Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах. – изд. 4-е, доп. и перераб. – Ростов Н/Д: Феникс, 2007. – 328 с.
Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. -  М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Белова Е.Н. Диагностика ценностных ориентация школьников: комплект методик//Классный руководитель.- 2007г. №8-с.29
Безлепкина Е.А. Воспитательная система класса в воспитательной системе школы. // Классный руководитель.-2008-№5-с.4
Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 224 с.
Ворожищева Н.Н. Диагностика учения, воспитания и развития школьников.// Омск 2000г.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 320 с.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя (10-11 классы).
Игнаткина М. Приобщение культуре народа как основа патриотического воспитания школьников// Воспитание школьников-2007-№10,с.7
    Каменская Е. Н. Этика. Эстетика. Конспект лекций. – Ростов Н/Д: Феникс, 2005. – 256 с.
Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 7-8 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 123 с.
 Кулинич Г.Г. Классные часы: Культура общения. Личностный рост. Самовоспитание. 10-11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 224 с.
Колесникова О.Н. Подиум – дискуссия о гражданственности// Справочник классного руководителя.-2007 №11, с.34
Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 154 с.
   Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.
Панченко Н.А. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя.// Волгоград: Учитель,2007
Петрова О.В., Солодова О.В. и др. Портфолио как форма мониторинга развития школьников. // Классный руководитель- 2007-№8, с.34
.   Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе /  М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.
Проблемные классные часы. 10-11 классы / авт.-сост. Я. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2006. – 175 с.
.   Работа классного руководителя: методическое пособие / под ред. Е.А. Слепенковой. – 2-е издание, М.: АРКТИ, 2006. – 168 с.
Рыков С. Государственная символика и воспитание школьников. //Классный руководитель-2007-№1, с.8
Лыскина Е. программа по воспитанию. «Воспитательная система класса»

.   Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 классы): практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под  науч. ред. Л. А. Обуховой. М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
Степанов Е. Н. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы// Воспитание школьников -2007-№2,с. 3
Степанов Е. Н. Воспитательная система класса: теория и практика. Москва 2005.
Третьяков П.И. Методика измерения уровня воспитанности учащихся. М. 2002.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе. – М.: Генезис, 2005. – 167 с.
Шамова Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов.- М: Академия.- 2002.
Щуркова Н.Е. Философия жизни в школе.- М: Просвещение.- 1994.
Щуркова Н.Е.Классное руководство: теория, методика, технология. М., 1999г.
Эстетическое воспитание в средней школе: материалы для занятий и общешкольные мероприятия для учащихся 9-11 классов / авт.-сост. И.А. Тисленкова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 135 с.

Интернет ресурсы: ПЕДСОВЕТ.ORG[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
















Приложение 1.


























Приложение 2
Примерное тематическое планирование по направлениям.
«Гражданско-патриотическое»
5 класс
1 «Люди мира, на минуту встаньте!» классный час с презентацией
2 «У войны не женское лицо». классный час
3 «Праздник Народного единства. Что мы празднуем?» беседа
4 «Аты - баты! Стань солдатом!» классный вечер
5 Мы составляем наш автопортрет. Анкетирование .
6 "История Отечества - история Алтая".
7 «Ему было всего 19"(посвящается погибшим в Афганистане) классный час с презентацией
8 "Я ребенок – я гражданин". Классный час - ролевая игра
9 "Символы государства". Классный час .
6 класс
1 "Ради жизни на земле" литературно-музыкальная композиция с презентацией
2 «Знаменательные события, известные люди в истории Алтайского края». Беседа
3 «Этих дней не смолкнет слава!» беседа
4 «Символика России». Классный час «своя игра»
5 «Я и мой класс». Диагностический тест
6 "Защитник Отечества каков он?" открытый урок-ролевая игра
7 "День защитников Отечества". Праздник
8 "Живая память" (посвящается погибшим в Афганистане). Классный час с презентацией
9 «Живая рана» встреча с ветеранами

7 класс
1 "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". Классный час
2 Игра "Счастливый случай". Классный час, посвященный 23 февраля
3 "Горжусь тобой, моя Россия". Классный час
4 «Моя малая Родина». Урок гражданственности и патриотизма (с презентацией)
5 «Поговорим об ответственности». Правовая беседа с презентацией
6 «Всему начало - отчий дом». Классный час
7 «Закон, по которому мы живём». Классный час с презентацией
8 «Семейная летопись». Классный час
9 «Поле русской славы. Куликово поле». Классный час с презентацией
8 класс
1 "Идут по войне девчата". Классный час
2 "На войне детей не бывает". Историко-литературная композиция
3 "Я ребенок – я гражданин". Классный час
4 "Алтаеведение». Классный час с презентацией
5 "Я имею право на” дискуссия
6 "Великая Отечественная война» классный час с презентацией
7 «Афганистан – наша память и боль». Классный час с презентацией
8 «Конституция – закон жизни». Классный час с презентацией
9 класс
1 «О любви и войне». Литературно -музыкальная композиция
2 «Через века, через года помните» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков
3 «Знай и люби свой край». Классный час с презентацией
4 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах). Классный час
5 «Именем святой Екатерины». Игра «Колесо истории»
6 «Мы – русские, мы – россияне». Классный час
7 «День воина-интернационалиста». Классный вечер
8 "Человек и закон". Деловая игра
«Семейное воспитание»
5 класс
1 "По каким правилам мы живём?”
«Уроки нравственности». Анкетирование, составление нравственного кодекса.
2 "Человек – сам себе враг?” "Уроки нравственности”
3 «Наш класс. Законы жизни». Беседа
4 День памяти жертвам Беслана. Беседа
5 «Отношение к школе и её имуществу». Беседа
6 "Праздник мам". Праздник
7 «Семейная летопись». Классный час
8 «Он первый. День космонавтики. Классный час с презентацией
6 класс
1 «Мои духовные ценности». "Уроки нравственности”. Диагностика духовных ценностей учащихся.
2 "Нет уз святее товарищества”. "Уроки нравственности”. Практикум
3 "Человек среди людей”. "Уроки нравственности”.
4 «Нецензурные выражения и хулиганские жесты. Что это?» беседа
5 «Этикет и мы! Проблема разговорной речи». Беседа
6 «Дом без одиночества». Классный час с презентацией
7 «Весенний калейдоскоп». Праздник , посвящённый 8 марта
8 «Мои права и обязанности». Классный час

7 класс
1 "Что такое культурный человек?” "Уроки нравственности”
2 "Что такое интеллигентность?” "Уроки нравственности”
3 "Сам себя воспитать должен”. "Уроки нравственности”
4 "Сладкая жизнь." КВН, посвящённый 8 марта
5 «Как научиться управлять собой». Классный час
6 «Я и учитель». Диспут
7 «Мы составляем наш автопортрет». Беседа
8 День памяти воинской славы. Классный час
8 класс
1 "Внешний облик – внутренний мир”. Диспут
2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. "Уроки нравственности”
3 "Человек и его судьба”. "Уроки нравственности”
4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности”
5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия
6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра
7 "Весеннее настроение". Праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"
8 «Поощрение и наказание в семье». беседа
9 класс
1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. "Уроки нравственности”
2 "Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. "Уроки нравственности”
3 "В чём смысл жизни?” дискуссия
4 "Как стать счастливым?” дискуссия
5 «И в шутку и всерьез». Вечер, посвящённый 8 марта.
6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности”
7 «Карманные деньги» дискуссия
8 «Этика делового общения» классный час
«Воспитание культуры здоровья: физического, психического, нравственного»
5 класс
1 «Здоровье – бесценное богатство». Анкетирование
2 «О вкусной и здоровой пище». Беседа
3 «В здоровом теле». Классный час с презентацией
4 «Папа, мама, я – спортивная семья». Спортивная игра
5 «Правила дорожные знать каждому положено». Цикл бесед
6 Соблюдение правил техники безопасности. Цикл бесед
7 «Урок здоровья». Классный час
8 «Умелые пожарные». Классный час
6 класс
1 «Я выбираю здоровье». Беседа
2 «Вино вину творит». Классный час с презентацией
3 «Путешествие в Египет» спортивное мероприятие
4 "Урок здоровья". Ролевая игра
5 «Формула здоровья». Дискуссия
6 «Суд над сигаретой». Ролевая игра
7 «Не сломай судьбу свою» классный час с презентацией
8 «Большие гонки». Соревнование
9 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
7 класс
1 "Спортивное казино". Игровая программа
2 "Берегите жизнь". Спектакль
3 «Причины суицида среди подростков» беседа
4 «Человек и наркотики». Классный час с презентацией
5 «Вместе мы сильнее наркомании». Диспут
6 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
7 «Как уберечься от гриппа?» классный час с приглашением медработника
8 «Биологические добавки». Классный час с презентацией
9. «Про злого колдуна Сколиоза Близорукого и добрую фею Гигиену Прекрасную». Театрализованное представление.
8 класс
1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». Классный час с презентацией
2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Классный час с презентацией
3 «Не пей, Митя». Театрализованное представление.
4 Проблема наркомании.
5 Стресс в нашей жизни. Тренинги
6 «СПИД – болезнь 21 века». Беседа
7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед. Цикл бесед
8 «Коктейль здоровья». Классный час
9 класс
1 День борьбы со СПИДом. Классный час с приглашением медработника
2 «Наследственные болезни». Классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед
4 «Дорожные безопасность». Классный час
5 «Быть здоровым – жить в радости». Классный час
6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад
7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). Классный час
8 «Пожарным можешь ты не быть, но должен знать, как потушить». Классный час

«Профессионально-трудовое и экономическое»
5 класс
« В мире профессий»
«Трудная профессия – ученик»

« Новое время – новые профессии»

« Редкие профессии»

« Склонности и интересы в выборе профессии. Я хочу».

6 класс

« Типы профессий»

«Мои возможности. Я могу»

«Выбирая профессию - готовимся к жизни»

«Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах»

«Слагаемые выбор профессии»

7 класс

«Профессиональное самоопределение. Психофизические факторы»

«Классификация профессий. Формула профессии».

«Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах. Охрана трудовых прав несовершеннолетних»

«Новое время – новые профессии» «Центр занятости и его роль».

«Профпригодность и способности»

8 класс

«Самые востребованные профессии города Волжского»

«Мотивы выбора профессии: я хочу – я могу - надо»

«Мое образование – Моя профессия – Моя карьера»

«Понятие карьеры и должности»

9 класс

«Работодатели и работники на рынке труда»

«Центр занятости и его роль».

«Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе»

«Профессии города Волжского»

«Стрессоустойчивость»

«Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем»

«Как достичь успеха в профессии?»







Приложение 3

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2013
2014

умение общаться
56
80

умение сравнивать понятия
70
95

уровень творческого воображения
40
60

объем кругозора
30
65

умение совершать по аналогии
80
90





























Приложение 4

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
































Приложение 5

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

































Приложение 6


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

























Приложение 7
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
( на 2013-2014 учебный год)

Отношение к общественному поручению
Отношение к учёбе
Отношение к товарищам
Дисциплинированность
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
( на 2014-2015 учебный год)
Остался прежнем.


Приложение 8

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415





























Приложение 9




























Приложение 10

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Занятость










Состав семьи

1. опекунские.
2.неполные.

3. полные.



Приложение 11

Образование








Удовлетворенность воспитательным процессом.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


















Муниципальное казенное образовательное
учреждение
«Верх- Аллакская средняя общеобразовательная школа»




города Волжского Волгоградской области



Программа воспитания класса «Ступеньки успеха»
Классный руководитель:
Л.И.Кригер

с.Верх-Аллак


Библиотекарь школы

Детское самоуправление «Моя Планета»

Инспектор по охране прав детства

Педагоги

Коллектив класса

Администрация

Учителя предметники

Руководители школьных кружков

Родительский комитет

Детский
сад
«Солнышко»



Классный коллектив


Дом культуры

Структура ученического самоуправления общественная деятельность



Совет актива

Классное собрание

Совет класса

Староста

Культмассовый сектор

Спортивный сектор

Сектор печати
И информации

Трудовой сектор

Родительский комитет

Классный
руководитель

НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ

Духовно-нравственное и интеллектуальное

Гражданско-патриотическое

Профессионально-трудовое и экономическое

Экологическое воспитание

Воспитание культуры здоровья: физического, психического, нравственного

Семейное воспитание

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





13 PAGE \* MERGEFORMAT 142115