Программа курса по выбору Путь к успеху


ӘБ отырысында қарастырылды
________________
2016 ж. 29 тамызда

Рассмотрено на заседании МЦ
______________________
29 августа 2016 г.
Педагогикалық кеңесінің шешімімен бекітілген,
2016 жылғы «29 » тамыздағы
№ 1 хаттама
Лисаков қаласы әкімдігі білім бөлімінің « Октябрь орта мектебі» КММ директоры
_____________В. Худенко
«Келісілді»
Директордың орынбасары
___________________
2016 ж. 29 тамызда

«Согласовано»
Заместитель директора
_____________________
29 августа 2016 г. Утвержден решением Педагогического совета,
протокол № 1
от « 29 » августа 2016 года
Директор КГУ «Октябрьская средняя школа» отдела образования акимата города Лисаковска _____________ В. Худенко
«Жетістіктерге жол»
Таңдау курсы бойынша
БАҒДАРЛАМА
ПРОГРАММА
курса по выбору
«Путь к успеху»
Педагог-психолог Щетина Т.И.
Программа курса по выбору «Путь к успеху».
Пояснительная записка.
Работа курса по выбору «Путь к успеху» направлена на повышение самооценки детей, снижению конфликтности, развитию творческих способностей, воображения, взаимооценки и наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактике и психокоррекции агрессивности, конфликтности, замкнутости и тревожности.
По результатам исследований эмоционального состояния детей (тест Филлипса) выявлен один из ведущих факторов негативно влияющий на развитие психического здоровья и личность учащихся. Это страх самовыражения. В процессе обследования дети признаются в нежелании демонстрировать свои способности, возможности, т.к. испытывают боязнь негативной оценки со стороны окружающих, боязнь быть не понятым, осмеянным. Таким детям приходится зачастую принимать стандартные решения ситуаций, проблем, избегая свои собственные, не менее правильные и интересные, отходить от оригинальности и необычности, думать «шаблонно», ориентируясь на мнение большинства или значимых людей, жить с «оглядкой». В результате этого у детей развивается тревожность, которая может в дальнейшем закрепиться. Дети с тревожностью по данному фактору испытывают трудности общения, результаты их деятельности обычно неадекватны возможностям, низки. Со временем возникает внутренний конфликт, препятствующий развитию личности в целом.
Программа курса структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности.
Цель программы: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. Наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, а также снижение порога негативных эмоций при самовыражении посредством творчества.
Задачи:
Научить участников группы видеть свою уникальность, не бояться проявлений собственных возможностей, идей, мыслей, фантазии.
Научить участников группы видеть и уважать многогранность внутреннего мира других людей, философски относиться к ситуациям неприятия индивидуальности со стороны окружающих.
Повысить самооценку участников группы.
Основные принципы программы:
Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
Принцип социализации – содействие самоопределению подростков социальной среде, приобретение социального опыта путем принятия на себя различных социальных ролей.
Участники: группа учащихся 10 -12 лет в количестве 10 человек.
Продолжительность одного занятия: 1 час. Занятия данного типа допускается проводить как в групповой, так и подгрупповой форме. Групповые занятия можно дополнять индивидуальными, если у подростка возникает потребность поговорить с психологом.
Программа курса по выбору включает в себя 3 этапа.
I этап - мотивационный (3 занятия). Цель этапа - эмоциональное объединение участников группы. Основное содержание образуют психотехнические упражнения, направленные на снятие напряжения и сплочение группы, а также на самоопределение и самосознание.
II этап — развивающий (28 занятий).Цель этапа: активизация процесса самопознания. Развитие уверенности в себе, помощь в развитии понимания себя, своих потребностей, реакций; принятие себя, повышение собственной значимости, ценности. Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития. Кроме того, на данном этапе включен цикл занятий "Искусство успевать", который посвящен обучению планированию и распределению времени.
III этап - закрепляющий (3 занятия).Цель этапа: повышение самопонимания в целях укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов. Упражнения закрепляющего характера.
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания.
В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика и арт-терапия.
Основная идея занятий заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т. е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Планируемые результаты:
Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники осознают феномен творчества, скорректируют собственное поведение, получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми, смогут научиться, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность.
А так же в результате работы по программе учащиеся смогут:
- понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей;
- приобрести определённые коммуникативные навыки.
Учебно-тематический план№ дата тема Кол-во часов
Мотивационный блок (6 часов)
1 07.09-14.09 Куда ж нам плыть? Знакомство. 2
2 21.09-28.09 Каков я на самом деле. Моё пространство. 2
3 05.10-12.10 Кто Я? Моя индивидуальность. 2
Развивающие занятия (23 часа)
4 19.10 Точка опоры. 1
5 26.10 Чувство собственного достоинства. Ценности личности. 1
6 9.11 Уверенное и неуверенное поведение.
1
7 16.11 Мои права и права других людей. 1
8 23.11 Я в своих глазах и в глазах других людей. 1
9 30.11 Как справиться с раздражением, плохим настроением. 1
10 07.12-14.12 Полюбить себя. 2
11 21.12 Люди, значимые для меня. 1
12 28.12 Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. 1
13 11.01 Я тебя понимаю. Разреши другому быть Другим. 1
14 18.01 Мои слабости. 1
15 25.01 Эффективные приемы общения. 1
16 01.02-08.02 Жизнь по собственному выбору. 2
17 15.02 Делегирование полномочий 1
18 22.02 Распределение времени в зависимости от важности дела. Умение трезво рассчитывать силы и время. 1
19 01.03-09.03-15.03- 05.04 Творческая личность. 4
20 12.04- 19.04 Как достичь цели. 2
Закрепляющие занятия (5 часов)
21 26.04-03.05 Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой. 2
22 10.05- 17.05 Перед дальней дорогой. 2
23 24.05 Прощай. 1
Всего 34 часа
Список литературы.
1.Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками.- СПб: Питер, 2004.
2.Базовый набор тематических тренингов для подростков – под ред. С.В. Кривцовой, М., 2008.
3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М. Ось-89, 2002.
4.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб: ООО «Речь», 2001.
5.Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям. - М., 1999.
6.Коррекционно-развивающая программа для подростков «Фарватер».- под ред. Е.В. Емельяновой,.-СПб.:Речь,2010.
7.Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб: Речь,2005.
8.Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие.- СПб.: Речь,2004.
9.Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. -М., Сфера, 2000
10. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. - М., 2001.
11.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.,1995.
12.Рязанова Д.В. Тренинг с подростками. С чего начать?- М. Генезис, 2003.
13.Сакович Наталья В поисках силы. Настольный сказконавигатор для работы с подростками.-СПб.:Речь,2012.
14.Стишенок Ирина Из гусеницы в бабочку. Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе.-М., Генезис, 2012 .
15.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я.- М., Генезис,2006.