Статья на тему: Внедрение в образовательный процесс новых методик обучения по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение».
Тема работы: Внедрение в образовательный процесс новых методик обучения по направлению «Энергоэффективность и энергосбережение»
Катинас Василий Михайлович- преподаватель электротехнических спецдисциплин.
КГКП «Саранский гуманитарно-технический колледж имени Абая Кунанбаева».
Цель данной методики: использование новых педагогических разработок в сфере преподавания по энергетическим специальностям для выявления скрытых резервов у студентов с последующим развитием и применением на практике.
Задачи:
1. Поиск инновационных решений для повышения мотивации студентов в учебном процессе, раскрыть потенциал, создание проектов в сфере «Энергосбережение»
2. Внедрение в образовательный процесс дисциплин, позволяющие изучить инновационные технологии в сфере энергетики.
3.. Создание на базе средне специального учебного заведения студенческого конструкторского бюро, для реализации перспективных проектов и научных изобретений
4. Использование методики дуального обучения.
Наше общество вступает в новую стадию формирования и внедрения новых технологий в сфере эргономичного использования природных ресурсов. Человечество не должно ограничиваться применением стандартных и однотипных преобразовательных установок, альтернативных источников электроэнергии: солнечных батарей, ветрогенераторов, гидростанций и т.д. Требуются новые технологические решения, которые позволят нам использовать все природные источники энергии.
Проблема состоит не только в энергосбережении, но и в энергоэффективности. Именно здесь существует реально нераскрытый потенциал. Новаторские пути решения- дело за молодыми, активными, яркими. Преподаватель должен создавать наиболее оптимальные условия для работы студентов, привлекать скрытые резервы, позволять вынести на бумагу самые невероятные и значимые идеи, которые в дальнейшем найдут применение в электроэнергетике и привлекут общественность к совместной работе.
Республика Казахстан встала на новый путь энергетического развития. Студенты стараются реализовывать свои внутренние потенциалы. Благодаря созданию международного проекта «G-Global», принимаем активное участие в движении «За энергию будущего G-Global Expo-2017», который пройдет в столице Республики Казахстан Астане. Самые необычные изобретения, научные исследования, нестандартные решения проблем в сфере энергосбережения и энергоэффективности будут публично представлены на всеобщее обозрение.
Наш колледж, принимает непосредственное участие в этом движении. Требуются новые идеи, новые разработки. В связи с этим в нашем учебном заведении внедряются такие дисциплины, которые позволяют раскрыть перед студентами новые возможности для их реализации. Данные дисциплины, называемые «элективными курсами», направлены на соискания решений вопросов, связанных с энергосбережением. Такие курсы, как «Нано материалы», «Экотехнологии», «Возобновляемые источники энергии и энергоэффективность - факторы развития «зеленой» энергетики Казахстана», «Ветровая энергетика», «Энергия солнца», «Атомная энергетика и нано технологии» формируют у обучающихся новый взгляд на окружающую нас повседневность. Данный процесс имеет ряд преимуществ: во первых, позволяет разнообразить «сухое» преподавание спецдисциплин с акцентом на глубокомысленное восприятие реальных проблем человечества. Во вторых, студенты имеют возможность по-новому взглянуть на ряд других дициплин, изучаемых в процессе обучения. Перед студентом стоит определенная проблема, для решения которой требуется освоение понятий и правил, находящие свое место в ряде других сопутствующих предметов. И как результат – повышение качества знаний.
Для перспективных, молодых специалистов требуется дополнительный ресурс, который позволит материализовать знания, умения, навыки, раскрыть студента как творческую личность, воплотить все замыслы в реальную жизнь. Это создание конструкторского бюро на базе средне специального учебного заведения. Использование данной методики - действенный метод по привлечению студентов к общественной и научной деятельности. Необходимо обеспечить условия, позволяющие молодым специалистам получить необходимые практические навыки для более лучшего усвоения теоретических. Перед студентом стоит задача, проблема, которые требуют координации его действий. Это даёт положительный результат. Обучающийся начинает мыслить критически, задействуя все свои внутренние резервы. Главной целью, создания конструкторского бюро - развитие научно-технического и творческого потенциала, привития навыков научно-исследовательской, научно-организационной, производственной и предпринимательской деятельности студентам.
Создание взаимовыгодного диалога с различными структурами предприятия приводит к определенному положительному результату. Задачи, поставленные перед системой образования, должны обеспечить максимально ориентированный подход к определенным отраслям науки, подготовить специалиста широкого профиля, способного качественно выполнять различные функциональные обязанности. Это подводит к следующей ступени образовательного процесса, именуемого «дуальным обучением»
Данное обучение позволяет отследить применение инновационных технологий при получении теоретических знаний на практике
Дуальное обучение с успехом внедряется в образовательный цикл, имеет ряд преимуществ и недостатков. Основной проблемой для нашего региона была и есть заинтересованность предприятий и организаций в профессиональных кадрах. Со стороны производственного сектора должно быть тесное сотрудничество, оказание всевозможных услуг и консультаций инженерно-технического персонала, сопровождение и контроль во время прохождения производственных и технологических практик. Данная система образования решает проблему, поставленную государством в подготовке специалистов среднего звена для регионов и области в целом.
Все эти ступени в обучении будущих выпускников среднего звена направлены на то, чтобы студент был всецело и полностью задействован в учебном процессе. Это дает возможность получить квалифицированного специалиста.
Выпускник колледжа - это личность, которая может адаптироваться к определенным условиям, способная найти наиболее эффективный способ решения проблем в сфере электроэнергетики.
Список используемых источников:
Послание Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2014 года «Нурлы Жол»
Рабочий учебный план в соответствии с ГОСО РК по электротехническим спецдисциплинам
Педагогика. Под ред. Пидкасистого П.И., Москва, 2006 г.
ЦђЗаголовок 115