Рабочая программа внеурочной деятельности «Путь к успеху»


«Рассмотрено»
Руководитель МО
______(Маренкова В.И.)
Протокол №_1_от
«31»___08_____2016г. «Согласовано»
Заместитель директора
по УВР
______(Лещенко Л.А.)
«___»____________2016г. «Утверждено»
Директор
______(Мартыненко В.Т.)
Приказ №ОД-107от «_01__»_____09____2016г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Путь к успеху»
4 класс
Базовый уровень
Учителя начальных классов
Блощицыной Ирины Александровны
Принято на заседании
Педагогического совета гимназии
Протокол №_____1__от «__31__»__08__2016г.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным минимумом логических знаний и умений, т. е. приобрести так называемую логическую грамотность.
Наиболее реальные предпосылки для развития мыслительных процессов дает такая образовательная область как "математика". В математике используется много абстрактного материала. Ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Для совершенствования мыслительных процессов можно использовать дополнительное образование. Система дополнительного образования, учитывает индивидуальные особенности и интересы детей, создает оптимальные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся.
Программа по логической математике для развивающего занятия "Путь к успеху" составлена для формирования логических приемов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли. Программа рассчитана на 64 часа (2 часа в неделю с 1 сентября)
Цель программы:
формировать и развивать логическое мышление через образовательную область "математика": т. е. научить обобщать математический материал; логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать; развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
.
Общая характеристика курса:
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и формулировать выводы. Совместное с учителем движение
от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми, возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Основные формы работы.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Поэтому основное внимание на занятиях по РПС обращено на такие качества ребёнка, развитие и совершенствование которых очень важно для формирования полноценной самостоятельно мыслящей личности. Это - внимание, восприятие, воображение, различные виды памяти и мышление.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки
.
Ценностными ориентирами содержания факультатива являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива.
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
— развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
— развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
— воспитание чувства справедливости, ответственности;
— развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы
Содержание программы
Математика – царица наук.- 2 часа
Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.
2. Как люди научились считать.- 2 часа
Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанные со счётом предметов.
3. Интересные приемы устного счёта.- 2часа
Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.
4. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа
Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»
5. Упражнения с многозначными числами. – 2часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
6. Учимся отгадывать ребусы.- 2часа
Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.
7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 3часа
Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.
8. Упражнения с многозначными числами.- 2 часа
Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.
9. Решение ребусов и логических задач.- 2часа
Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.
10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.-2 час
Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.
11.Загадки- смекалки. – 2 часа
Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.
12. Игра «Знай свой разряд». – 2час
Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.
13. Обратные задачи.- 2 часа
Решение обратных задач, используя круговую схему.
14. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа
Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
15. Задачи с изменением вопроса. – 2 часа
Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.
16. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2час
Создание проектов.Самостоятельный поиск информации для газеты.
17. Решение нестандартных задач. – 3 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
18.Решение олимпиадных задач. – 3 часов
Решение задач повышенной сложности.
19. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа
Решение задач международной игры «Кенгуру».
20.Школьная олимпиада-2 час
Решение заданий школьного уровня
21. Игра над ошибкам- 2 часа
Работа над ошибками, допущенными в работах
22.Математические горки. – 2 час
Формирование числовых и пространственных представлений у детей.
Закрепление знаний о классах и разрядах.
23.Наглядная алгебра. -2 час
Включение в активный словарь детей алгебраических терминов.
24. Решение логических задач. – 2 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
25. Игра «У кого какая цифра». – 2 час
Закрепление знаний нумерации чисел.
26.Знакомьтесь: Архимед!- 2 час
Исторические сведения:- кто такой Архимед
- открытия Архимеда- вклад в науку
27. Задачи с многовариантными решениями. –2часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
28. Знакомьтесь: Пифагор! – 1 час
Исторические сведения:- кто такой Пифагор
- открытия Пифагор- вклад в науку
29. Задачи с многовариантными решениями.- 2 час
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
30.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.- 1 часа
Работа по сравнению абстрактных и конкретных объектов.
31. Задачи с многовариантными решениями.- 1 часа
Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.
32. Математическая викторина «Узнай меня». – 2 час
Систематизация знаний по изученным разделам.
33. Составление и решение задач со спичками.- 2 часа
Решение задач, требующих логического рассуждения
34.Знакомство с числовой мозаикой «Судоку»-2 час
Решение задач, требующих логического рассуждения
35. Математический КВН. -1 час
36. Круглый стол «Подведем итоги». -1 час Систематизация знаний по изученным разделам.
Тематическое планирование

п/п Тема занятия Формы проведения Кол. часов Дата проведения
1-2 Вводное занятие «Математика – царица наук» Беседа 2 02.09
05.09
3-4 Как люди научились считать. Исследование 2 09.09
12.09
5-6 Интересные приемы устного счёта. Арифметический диктант 2 16.09
19.09
7-8 Решение занимательных задач в стихах. Устный счет 2 23.09
26.09
9-10 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) Работа в парах 2 30.09
03.10
11-12 Учимся отгадывать ребусы. Викторина 2 07.10
10.10
13-15 Числа-великаны. Коллективный счёт. Коллективная работа 3 14.10
17.10
21.10
16-17 Упражнения с многозначными числами (класс млр.) Групповая работа 2 24.10
28.10
18-19 Решение ребусов и логических задач.
Практикум 2 07.11
11.11
20-21 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Работа в парах 2 14.11
18.11
22-23 Загадки- смекалки. Индивидуальная работа 2 21.11
25.11
24-25 Игра «Знай свой разряд». Викторина 2 28.11
02.12
26-27 Обратные задачи.
2 05.12
09.12
28-29 Практикум «Подумай и реши». Практическая работа 2 12.12
16.12
30-31 Задачи с изменением вопроса. Инсценирование2 19.12
23.12
32-33 «Газета любознательных». Диалог 2 26.12
30.12
34-36 Решение нестандартных задач. Исследование 3 09.01
13.01
16.01
37-39 Решение олимпиадных задач. Тестирование 3 20.01
23.01
27.01
40-41 Решение задач международной игры «Кенгуру» Индивидуальная работа 2 30.01
03.02
42-43 Школьная олимпиада Конкурс 2 6.02
10.02
44-45 Игра «Работа над ошибками» Тестирование 2 13.02
17.02
46-47 Математические горки. Викторина 2 20.02
24.02
48-49 Наглядная алгебра. Творческая работа 2 06.03
10.03
50-51 Решение логических задач. Коллективная работа 2 13.03
17.03
52-53 Игра «У кого какая цифра» Творческая работа 2 20.03
24.03
54-55 Знакомьтесь: Архимед! Работа с энциклопедиями 2 03.04
07.04
56-57 Задачи с многовариантными решениями. Работа в парах 2 10.04
14.04
58 Знакомьтесь: Пифагор! Лекция 1 17.04
59-60 Задачи с многовариантными решениями. Коллективная работа 2 21.04
24.04
61 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Групповая работа
1 28.04
62 Задачи с многовариантными решениями. Работа в парах 1 12.05
63-64 Математическая викторина»Узнай меня» Викторина 2 15.05
65-66 Составление и решение задач со спичками Коллективная работа 2 19.05
67 Знакомство с числовой мозаикой «Судоку» Практикум 1 22.05
68 Математический КВН
Круглый стол «Подведем итоги» КВН 1 26.05
Материально-техническое обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Электронные издания для младших школьников: «Математика и конструирование», «Считай и побеждай», «Весёлая математика» и др.
- Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
- Математический набор «Карточки-считалочки» для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.-. Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
- Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.-. Набор «Карточки с математическими заданиями и планшет»
- Плакат «Говорящая таблица умножения» / А.А. Бахметьев и др. — М. : Знаток, 2009.
- Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010
Учебно-методическоеобеспечение1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. —
СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий,
Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
6. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001.
7. Сухин И.Г. Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2006.
8. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной
школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975.