Модульный урок по химии в 9 классе по теме Простые вещества металлы
Модульный урок по химии в 9 классе
по теме «Простые вещества – металлы» (для учителя).
УЭ –
учебный элемент; время Учебный материал с указанием заданий Баллы Руководство по усвоению учебного материала
УЭ -1
Оргмомент.
3 – 4мин
1 мин
2 – 3 мин Цели:
Образовательная: рассмотреть положение металлов в системе элементов Д.И. Менделеева; познакомить с основными физическими свойствами металлов, выяснить, чем они обусловлены.
Развивающая: развитие учебных навыков работы с текстом, с химическими веществами и оборудованием, с интернет-ресурсами; развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу по созданию электронной презентации; формирование универсальных учебных действий: наблюдать, сравнивать, рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: обучение учащихся самостоятельности при получении знаний; выработке собственного мнения; умения работать в парах, быть внимательным к себе и к окружающим.
Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности.
Оборудование: конспекты модульного урока, учебник химии Н.Е.Кузнецовой, компьютер, проектор, интерактивная доска, материалы интернет-ресурсов для создания презентации, коллекция металлов, ПСХЭМ, химическое оборудование, раздаточный материал, таблички для кластера, магниты.
Домашнее задание: §47, определения, подготовить сообщение о применение металлов по выбору и продумать защиту своей презентации (кто не смог определить тему работы, обратитесь к учителю после урока).
Добрый день, мои юные исследователи! Я рада видеть ваши умные и любознательные лица! Сегодня у нас с вами не совсем обычная работа и я немного волнуюсь: всё ли из задуманного мы сможем осуществить. Поэтому мы должны работать слаженно, как единый организм. Итак, начинаем…
Послушайте притчу:
«Один начинающий волшебник, герой шуточной песенки, неумело обращался с заклинаниями, в результате вместо грозы у него получилась коза, а вместо утюга – слон». Умение правильно видеть и слышать - первый шаг к мудрости. Хочется, чтобы сегодня вы показали, насколько вы мудры. Я думаю, что никому не хочется оказаться на месте волшебника.
Определение темы и целей урока:
Вы, наверное, уже обратили внимание, что на столах присутствует коллекция веществ.
- Посмотрите на коллекцию и определите – что это? (Металлы)
- Почему вы так решили? (перечисляют физические свойства)
- Какую же тему мы сегодня начнем изучать?
Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о металлах.
- А зачем нужно и важно изучать металлы?
- Что называется металлом?
- А что вы уже знаете о металлах из курса 8 класса и уроков физики?
- Зачем же мы опять изучаем металлы?
(углубление и расширение знаний).
Обратите внимание на цель нашего урока.
- Какие вопросы мы должны сегодня рассмотреть?
Запишите число и тему урока «Простые вещества – металлы».
Это первый урок по металлам.
Не забудьте про баллы!
За каждый правильный ответ, одобренный учителем, выставляем себе баллы в модуле.
Читает
ученик
Номенклатура для подготовки к ГИА:
металлы,
химическая связь, металлическая связь, восстановитель,
группа, период,
физические свойства, простые вещества,
Откройте словари Даля или Ожегова, найдите определение «Металлы».
УЭ- 2
Изучение нового материала.
23-25 мин
11 мин
1 мин
3 мин
4 мин
4 мин Цель:
1)определить исходный уровень знаний о металлах, простых и сложных веществах,
2) выяснить, чем атомы металлов отличаются от атомов неметаллов,
3) выяснить положение металлов в ПСХЭМ,
4)изучить физические свойства металлов, выяснить, чем определены физические свойства металлов.
Самостоятельная работа.
Из списка веществ выпишите в первый столбик сложные вещества, а во второй - простые:
O2, H2O, KMnO4, Mg, Mg(OH)2, MgO, H2, K, Mn, O3.
- К какой группе веществ относятся металлы?
(к группе простых веществ).
- Какие вещества называются простыми?
Работа с периодической системой химических элементов.
Внимание!
- Определите, где расположены в ПСХЭ металлы, а где неметаллы.
(Если провести диагональ от элемента бора В (порядковый номер 5) до элемента астата At (порядковый номер 85), то слева внизу под этой диагональю в Периодической системе все элементы являются металлами, кроме этого металлами являются все элементы побочных подгрупп. Справа вверху над диагональю находятся элементы неметаллы (исключая металлы побочных подгрупп).
- Каких элементов в периодической системе больше?
(металлов)
- Сколько всего металлов?
Внимание! Заполнение схемы:
элементы
Ме нМе
- Как по периоду меняются металлические свойства химических элементов?
(Слева направо уменьшаются).
- Как по группе меняются металлические свойства химических элементов?
(Сверху вниз по группе металлические свойства химических элементов увеличиваются).
- Где в Периодической системе находятся самые активные металлы?
(В первой группе главной подгруппе).
- Как называются эти металлы?
(Эти металлы называются щелочными).
- Какой металл самый активный?
(Франций).
- Почему щелочные металлы самые активные металлы?
(Потому что у них на внешнем энергетическом уровне всего один электрон, который они легко будут отдавать, чтобы их внешний энергетический уровень стал устойчивым (8 электронов)).
- Сколько всего электронов у металлов на внешнем энергетическом уровне?
(От 1 до 3 электронов на внешнем энергетическом уровне).
- Зная, что металлы имеют сравнительно большие радиусы атомов и небольшое количество электронов на внешнем энергетическом уровне, ответьте, к чему стремятся атомы металлов?
(Атомы металлов стремятся к отдаче электронов с внешнего энергетического уровня).
- Во что превратятся атомы металлов, отдавшие электроны?
(Атомы металлов отдают электроны с внешнего энергетического уровня и превращаются в положительно заряженные ионы - катионы).
- Чем являются металлы: окислителями или восстановителями?
(восстановители, сила меняется с возрастанием порядкового номера).
- Что же удерживает атомы металлов в единое целое?
(кристаллическая решетка).
- Что находится в узлах кристаллической решетки?
(в узлах находится положительные ионы и атомы металлов).
- Что находится между узлами? (электроны).
-Как называются свободно перемещающиеся электроны в кристаллах металлов?
(Эти электроны могут свободно перемещаться по всему кристаллу металла и поэтому называются свободными электронами, или «электронным газом»).
– Какой заряд имеют свободные электроны? (отрицательный).
- Почему кристаллическая решетка металлов устойчива?
(Свободные электроны имеют отрицательный заряд и притягивают катионы металлов, в результате чего кристаллическая решетка металлов является устойчивой).
- Как называется связь между положительными ионами металлов и свободными электронами в кристаллической решетке металлов? (металлическая).
Внимание!
Проблема! Объясните, чем отличаются атомы металлов от атомов неметаллов.
(Атомы металлов имеют большой радиус - атомы неметаллов имеют малый радиус.
Атомы металлов имеют мало электронов на внешнем уровне - атомы неметаллов имеют много электронов на внешнем уровне.
Атомы металлов легко отдают электроны с внешнего уровня - атомы неметаллов легко принимают недостающие электроны на внешний уровень.
Металлы - хорошие восстановители. Неметаллы - хорошие окислители).
Проверка!
Физминутка
- А теперь пришло время поиграть. Встаньте ровно. Выпрямите спины. Внимательно смотрите на экран. На нем будут появляться знаки химических элементов. Если знак на экране – металл, вы должны поднять руки вверх и хлопнуть в ладоши. Если на экране – неметалл, вы должны потопать ногами. Внимание на экран!
Изучение физических свойств металлов.
- Сейчас мы будем изучать физические свойства металлов, которые вы должны перечислить в рабочих листах. При этом обратите внимание на глоссарий (термины).
Задача:
Соединить термин и определение:
Твердость - свойство сопротивляться изменению формы.
Прочность — это способность металла воспринимать на грузку, не разрушаясь и не меняя своей формы.
Металлический блеск – результат отражения световых лучей от электронов, находящихся в межатомном пространстве.
Теплопроводность – это перенос тепла от одних частей тела к другим обусловленный разновидностью температур.
Электри́ческая проводи́мость (электропроводность, проводимость) — это способность тела проводить электрический ток
Температу́ра плавле́ния и отвердева́ния — температура, при которой твёрдое кристаллическое тело совершает переход в жидкое состояние и наоборот.
Плотность - количество массы, находящееся в единице объема.
Давайте еще раз проговорим каждое свойство и дополним их.
Твердость – все металлы при обычных условиях твердые вещества (кроме ртути). По твердости металлы делятся на мягкие и твердые. Самый твердый из металлов – хром (он царапает стекло). Самые мягкие – щелочные металлы и свинец – можно резать ножом.
Пластичность, ковкость – это свойство металлов изменять свою форму при ударе. Прокатываться в тонкие листы и вытягиваться в проволоку. Самым пластичным из драгоценных металлов является золото. Один его грамм можно вытянуть в проволоку длиной 2 км. Пластичен и алюминий (прокатывается в фольгу, вытягивается в в проволоку, легко гнется).
Металлический блеск – все металлы обладают металлическим блеском. Самые блестящие металлы – это ртуть и серебро. Из ртути изготавливали в средние века знаменитые «венецианские зеркала», современные зеркала изготавливают из серебра.
Металлы звенят – это свойство используется для изготовления колоколов, музыкальных инструментов и т.д. самые звонкие металлы – это золото, серебро и медь (можно продемонстрировать звук колокольчика).
Тепло- и электропроводность – металлы, характеризующиеся высокой электрической проводимостью, обладают и высокой теплопроводностью. Лучшие проводники серебро, медь, золото, железо, алюминий. В приведенном списке они расположены в порядке уменьшения электропроводности. Худшей тепло-, электропроводностью обладают ртуть, свинец вольфрам.
Проблема! Если самый лучший проводник – серебро, то почему электрические провода из него не делают?
(Очень высокая себестоимость этого металла).
Температура плавления металлов изменяется в широких пределах. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t0пл. = -38.90С), самый тугоплавкий – Вольфрам (t0пл. = 33800С).
Плотность металлов изменяется в широких пределах. Металл с наименьшей плотностью – литий 0,53*103 кг/м3. Металл с наибольшей плотностью осмий 22,48*103 кг/м3.
Я еще раз подчеркиваю, что физические свойства металлов определяются именно их строением.
Выполнение лабораторной работы «Физические свойства металлов»
Внимание!
Выполняй работу строго по инструкции.
При выполнении работы будь аккуратен.
Во время эксперимента не разговаривай и не отвлекайся.
Четко фиксируй результаты.
Инструктивная карта по выполнению работы
Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
Поднесите образцы металлов на расстояние 10см от лица и, вдыхая воздух, определите запах металлов. Зафиксируйте результат.
Несколько раз перегните образцы металлов и, установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
Опустите образцы металлов в стакан с теплой водой на 10 сек. Выньте из воды, протрите салфеткой, прикоснитесь к тыльной стороне ладони. Что можете сказать о теплопроводности металлов? Зафиксируйте результат.
Внимание! Сравните полученные результаты с данными на экране.
- Сформулируйте вывод о металлах, зная физические свойства.
(Металлы имеют общие свойства - они твердые, без запаха, проводят тепло, пластичны, но имеют разный цвет). За каждый правильный ответ ставьте себе 1 балл.
За правильный ответ – 1 балл.
Всего –
10 баллов
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
1 балл
4 балла
Самостоятельно.
7 баллов
К доске
1 ученик
1 балл
Работайте
в парах.
Выданы:
железо (гвоздь),
алюминий, цинк,
медь
5 баллов
( 1-2 ош – 4б
3-4 ош – 3б)
1 балл Работа в рабочих листах.
Взаимопроверка, смотрите ответы на экране.
Откройте ПСХЭМ
(форзац учебника)
Работа по ПСХЭМ
Работа в учебнике
стр.207
Работа в рабочих листах.
Работа по ПСХЭМ
Учебник стр.207-208
Работа в учебнике стр.210.
Смотрите на экран.
Работа с учебником
стр210 – 212.
Работа в учебнике стр.209
Заполните пропуски в рабочих листах (выберите правильный ответ).
Смотрите инструктивную карту.
Взаимопроверка.
Смотрите
на экран.
Смотрите на экран.
Условные знаки:
Т – твердые
Ж – жидкие
+ есть цвет
- нет цвета
+ есть запах
- нет запаха
+ пластичен
- не пластичен
+ проводит тепло
- не проводит тепло
Смотрите на экран.
УЭ – 3
Закрепление нового материала.
3 мин
1 мин Цель: выяснить полноту усвоения изученного материала.
Вариант 1.
Выберите правильный ответ и обведите в кружок.
Простое вещество – металл у элемента:
1) Ar
2) As
3) C
4) Ag
2. Нехарактерное свойство для металлов
1) пластичность
2) ковкость
3) хрупкость
4) блеск
3. При комнатной температуре жидкий металл
1) Zn
2) Al
3) Ag
4) Hg
4. Наиболее пластичный металл
1) Fe
2) Au
3) Cu
4) Cr
5. Электронная формула 1s22s22p63s1
1) Fe
2) Na
3) Cu
4) Cr
Вариант 2.
Выберите правильный ответ и обведите в кружок.
Простое вещество – металл у элемента:
1) Hg
2) He
3) S
4) Ne
2. Нехарактерное свойство для металлов
1) электропроводность
2) тягучесть
3) теплопроводность
4) прозрачность
3. Наиболее тугоплавкий металл
1) Au
2) Al
3) W
4) Fe
4. Наиболее электропроводный металл
1) Ag
2) Al
3) Fe
4) Zn
5.Свойства металлов усиливаются в ряду:
1) Al, Mg, Na
2) Sr, Ca, Mg
3) K, Mn, Rb
4) Cs, Ba, Al
Вариант 3
1.Наиболее ярко металлические свойства проявляет
1)K 2)Be 3)Al 4)Na
2.Ряд, в котором элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса:
1)Al→Mg→Na 3)K→Na→Li
2)Ca→Ba→Be 4)K→Ca→Al
3. Металлические свойства в ряду: Na → Mg → Al с ростом заряда ядра:
1. Усиливаются
2. Ослабевают
3.Не изменяются
4. К металлам не относится ряд элементов:
1.Ca, Zn, , Cu
2. Au, Hg. Pb
3. B, As, Te
4. Sc , Sr, Mg
5. У магния металлические свойства выражены
1) слабее, чем у бериллия
2) сильнее, чем у алюминия
3) сильнее, чем у кальция
4) сильнее, чем у натрия
Проверка.
Вариант 1: 1 – 4 2 – 3 3 – 4 4 – 2 5 – 2
Вариант 2: 1 – 1 2 – 4 3 – 3 4 – 1 5 – 1
Вариант 3: 1 – 1 2 – 1 3 – 2 4 – 3 5 – 2
Индивидуальная работа.
1 вариант –
…
2 вариант –
…
1 ученик
– работает у доски
1 ученик
в тематической карте
Взаимопроверка.
5 баллов Взять ключ у учителя.
Смотрите на доску (лист с ответами).
УЭ – 4
Рефлексия.
3 минуты Цель: подведение итогов урока и выявление степени удовлетворенности уроком.
Какую тему начали изучать?
Что характерно для металлов? (металлические свойства – твердость, пластичность, ковкость, блеск, проводят тепло4 металлическая связь, восстановители).
Дайте оценку своей деятельности на уроке.
Что приятнее: ставить оценку самому или получать ее от учителя?
Было ли на уроке время на скуку и посторонние занятия?
Определи своё отношение к уроку
положительное отношение к уроку
безразличное отношение к уроку
отрицательное отношение к уроку Устно
Поставь галочку напротив смайлика. Посчитай свои баллы.
«5» - 44 – 56б
«4» - 33 – 43 б
Оценка: ___________
Спасибо за урок!