Презентация по русскому языку Художники-иллюстраторы(5 класс)


Художники - иллюстраторы Интегрированный урок литературы и живописи в 5 классе Работа выполнена Телеуца Г.А., учителем русского языка и литературы МБОУ лицея № 15г.Ставрополя ? Каких художников мы называем иллюстраторами? Что такое иллюстрация ? Это изображение, поясняющее или дополняющее текст произведения. Художники, которые черпали вдохновение в устном народном творчестве Виктор Михайлович Васнецов, Иван Яковлевич Билибин, Михаил Александрович Врубель. Татьяна Алексеевна Маврина, Сергей Васильевич Малютин Виктор Михайлович Васнецов «Я – сказочник, былинник, гусляр живописи!» А еще Виктор Михайлович говорил: «Я всю жизнь только и стремился как художник понять, разгадать и выразить русский дух». Действительно, мало кто из русских художников сумел так понять и передать этот русский дух, как В. М. Васнецов. А началось все в детстве. Отец Виктора Михайловича писал пейзажи Отец Виктора Михайловича, образованный сельский священник, писал пейзажи, водил сыновей по окрестностям села, учил их видеть красоту земли русской. Маленьким мальчиком Васнецов играл в бабки, пас лошадей в ночном, а на сон грядущий слушал сказки. Сказки! Кто не любил их на Руси! «Два крайних возраста человеческой жизни – старость и детство – дружно встречались на сказке. Поколение отживающее передавало предание поколению народившемуся. Старый рассказывает сказку, малый слушает. Один припоминает прошедшее, другой гадает о будущем» (Ф. Буслаев). Академия художеств1868 – 73 г. Минуло детство. Виктор поступил учиться в Академию художеств и очень скоро картинами своими занял почетное место среди художников. Вначале он создавал картины, отображающие современную ему народную жизнь. Но жили в сердце художника-северянина детские сказки и упорно не сходили с карандаша. Влекли его народные сказания и былины. Острый интерес ко всему, что было связано с историей народа, не оставлял художника на протяжении всей его жизни. Он любил и знал русское народное творчество. Как томимый жаждой путник приходит, наконец, к живительному источнику. Так Васнецов открыл для себя неистощимый родник русской сказки, переосмыслил ее в своих картинах. В «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». Виктор Михайлович хотел, чтобы все, как и он сам, прониклись дивной красотой древней Руси, узнали, приняли сердцем ее историю, поверия, предания, сказки. И это не было прихотью художника. Нет, Васнецов верил свято, что в «сказке, песне, былине сказывается весь цельный облик народа». И это был самый верный путь к народу. И детское, и взрослое сердце трепещет, увлекаемое бегом серого волка по черно-сказочному лесу, полетом ковра-самолета, завораживающим танцем Царевны-лягушки. Картины Васнецова безоговорочно принимают и дети, и взрослые именно потому, что оценивают стремление художника раскрыть средствами живописи глубинные основы русского национального характера. Давайте рассмотрим эти картины. Картину «Иван-царевич на сером волке» Васнецов написал быстро, легко, на одном дыхании – так она увлекла его. Это картина-фантазия, картина-сказка. Здесь есть смелое соединение несовместимого – дремучего заповедного леса и яркой цветущей яблони на первом плане, величавой стати могучего дикого зверя и византийской красоты Ивана-царевича с Еленой Прекрасной. Посмотрите, как изобразил художник душевность и печаль Елены Прекрасной. Кротко склонила она голову на плечо царевича. Ее голубой атласный наряд отделан золотом, шапочка украшена драгоценными камнями. В шелк, парчу, жемчуг, бархат, сафьян убрал художник свою сказочную царевну. Светлым пятном выделяются прекрасны всадники на мрачном фоне враждебного леса. На картине «Снегурочка» героиня одна. Ее одиночество подчеркивается мрачной темнотой леса, который плотно стоит за ее спиной. Фон картины как бы разделен на две части, и фигура девочки находится в той и другой. Очень своеобразно выписан снег. Он самых разных оттенков – серый, голубой, синий, белый, но везде нетронутый. На снегу видны только тени молодых елочек и следы Снегурочки. Этим самым художник показал, что лес заповедный, в нем никто не бывал. Поза Снегурочки, выражение ее лица хотя и говорит о растерянности, но страха она не испытывает, верит, что ей удастся выйти из сказочного леса. Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озера, темной стеной стоит лес, сопровождают ковер огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно Женские образы на картинах Васнецова Особенности русского национального характера Виктор Михайлович Васнецов хотел воплотить в женских образах. Ему близки нежные женские образа народных сказок. И он рисовал красоту своих героинь в народном понимании этого слова. - Какими словами рисуют красавиц в народных сказках? Героини характеризуются одинаковыми эпитетами. Эпитет – художественное определение. И героини Васнецова имеют точеные лица, соболиные брови, нежный румянец на щеках, величавую походку, как у лебедушки. Они даже похожи друг на друга – и Елена Прекрасная («Иван-царевич на сером волке»), и Снегурочка, и Красна девица («Ковер-самолет»), Алёнушка. «Три царевны подземного царства» На его картине «Три царевны подземного царства» есть именно такая девушка. Стоит она поодаль от своих сестер, надменных красавиц в роскошных парчовых нарядах. Нежное лицо, печальные глаза, руки, опущенные вдоль тела, скромно украшенное черное платье. Три царевны - владычицы золота, драгоценных камней и угля – вышли из своего подземного царства и застыли в неподвижности у каменной горы. Ничего будто не происходит на картине, а любоваться ею можно долго-долго. О былинах «Витязь на распутье», «После побоища Игоря Святославича с половцами». Они навеяны теми страницами истории, которые нашли художественное отражение в былинах. Подробно о былинах и об этих иллюстрациях мы будем говорить в 6 классе. Но об одной не сказать нельзя хотя бы кратко, потому что это главное произведение всего творчества Васнецова. Врубель Михаил Александрович - один из замечательнейших русских художников (1856 - 1910), сын офицера русской службы. Из-за частых переездов его отца, Врубель с детства испытал много новых впечатлений, живя в Омске, Астрахани, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге. По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. "Царевна-Лебедь". Глубокий смысл заложен всего в двух словах. Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы.    Тайные чары все же покоренного злого колдовства.    Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра.    Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказам.    Каким надо было обладать даром, чтобы воплотить этот чистый и целомудренный облик в картину!    Врубель сумел рассказать языком живописи о сновидении, о невероятном. Это мог сделать только великий художник, постигший прелесть Руси. Князь у синя моря ходит,С синя моря глаз не сводит,Глядь: поверх плакучих водЛебедь белая плывет…Тут она, взмахнув крылами,Полетела над волнамиИ на берег с высотыОпустилася в кусты,Встрепенулась, отряхнуласьИ царевной обернулась;Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит;А сама-то величава,Выступает словно пава;А как речь-то говорит;Словно реченька журчит. Это строки из пушкинской «Сказки о царе Салтане» взволновали композитора Римского-Корсакова, написавшего музыку к этой сказке.Картину «Царевна-лебедь» Михаил Врубель писал, вдохновленный музыкой Римского-Корсакова. Он пытался средствами живописи передать услышанный им сказочный образ. Некоторые видели в царевне портрет актрисы, жены художника в сценическом костюме, похожем на оперение чудесной птицы. Это не совсем так. Художник написал фантастическое существо, для которого морская пучина – дом родной. Красота Царевны-лебедь рождена морской стихией, она как бы соткана из закатных лучей, игры волн, шума прибоя. Только глаза живут на ее лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В нем тоска по земному обличью, по земной любви и радости. Еще миг – и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах.     "Крылья - это родная почва и жизнь", - писал Михаил Врубель, а в другом обращении к близкому товарищу он восклицал:    "Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек… бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою?"    Так осознать глубину самого сокровенного в искусстве дано очень немногим, и Врубель потому-то и смог написать шедевр нашей школы, ибо любил Отчизну, народ, красоту.    "Царевна-Лебедь". В самую глубину твоей души заглядывают широко открытые чарующие очи царевны. Она словно все видит.    Поэтому, может быть, так печально и чуть-чуть удивленно приподняты собольи брови, сомкнуты губы. Кажется, она готова что-то сказать, но молчит.    Мерцают бирюзовые, голубые, изумрудные самоцветные камни узорчатого венца-кокошника, и мнится, что это трепетное сияние сливается с отблеском зари на гребнях морских волн и своим призрачным светом словно окутывает тонкие черты бледного лица, заставляет оживать шелестящие складки полувоздушной белой фаты, придерживаемой от дуновения ветра девичьей рукой.    Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.    Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...   Что в картине создаёт ощущение сказочности?   Вот это колдовское мерцание жемчугов и драгоценных камней, трепета зари и бликов пламени огней острова и создает ту сказочную атмосферу, которой пронизана картина, дает возможность почувствовать гармонию высокой поэзии, звучащей в народной легенде. Невероятная благость разлита в холсте.    Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой.    Все как будто заколдовано. Но вы слышите, слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.    Художник пленил нас магией своей волшебной музы.    И мы, жители XX века, на миг оказываемся в неведомом царстве грез. Живописец-чародей заставляет нас забыть о скепсисе, свойственном нашему отношению к чудесам, и властною рукою гения усиливает в сердцах наших чувство веры в добро, прекрасное. ПЕРЕД СОЧИНЕНИЕМ: Сплетем из слов чудеснейший венок,В него вплетем и боль свою, и радость.И пригласим друзей услышать нежный слог, Испить из родника народного живительную сладость.