Урок внеклассного чтения в 3 классе «Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
1 . Вступительное слово о писателе.
Ганс Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по – своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и , несмотря на бедность родителей, жил беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем , что только могло придти в его голову. Чего он только не переделал в юные годы – и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлек не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году издает три сборника своих произведений « Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: « Стойкий оловянный солдатик», « Соловей», « Дюймовочка», « Свинопас», « Гадкий утенок». Всего Андерсен написал 170 сказок.
Ганс Христиан Андерсен был в жизни одиноким человеком . Он не обзавелся семьей. Друзей у него тоже было немного. Зато очень много читателей. А день его рождения – 2 апреля – отмечается ежегодно как Международный день детской книги.
2. Определение главного героя урока.
- Расшифруйте название сказки, о которой мы будем сегодня говорить. Читайте через букву справа налево.
КЫОЧНЩЕЮТКУВЙТИЪКЖДФАНГ (Гадкий утенок)
3.Блиц – опрос. Проверка знания текста
-Как называлась сказка?
-Кто ее автор?
-Как называются сказки, у которых есть автор?
-По каким признакам можно определить, что это сказка?
-К какому виду сказок относится?
-Как вы думаете, почему Андерсен назвал свою сказку «Гадкий утенок»?
-Кого мы обычно так называем?
-Что советовали старые утки, когда видели, что яйцо не лопается?
-Что отвечала молодая утка?
-Как относились к утенку на дворе?
-Как они его называли?
-Почему к нему так относились?
-Любила ли его мать? Как вы думаете почему? Как она к нему относилась?
-Почему утенок решил сбежать?
-Кого утенок встретил на болоте?
-Почему дикие утки улетели?
-Кто жил в избушке, которую заметил утенок?
-Как ему жилось в этом доме?
-Почему его обижали курица и кот?
-Полюбил ли его кто-нибудь?
-Куда ушел утенок из этого дома?
-Кого он встретил на озере?
-Завидовал ли он их красоте?
-Почему он не решался подплыть к лебедям?
-Как лебеди его встретили?
-Обрадовался ли утенок, когда понял, что он прекрасный лебедь?
-Что он сказал?
-Понравилась ли вам сказка?
-Что особенно запомнилось?
-Встретились ли вам герои, которые показались вам неприятными, злыми, жестокими?
-Было ли кого-нибудь жалко? Почему?
-Когда именно вам было жалко утенка?
-Когда вы за него радовались?
-Хороший или плохой конец у этой сказки?
-Почему вы так считаете?
-Чему научила вас эта сказка?
4. Игра «Отгадай персонажа сказки»
КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, КАЙХОЗЯ, ТЕПХУ.
(утка, утенок, кот, курица, старуха, хозяйка, петух)
5.Составление характеристики главного героя.
Все слова записаны на доске. Необходимо убрать лишние.
Храбрый, злой, мужественный, добрый, застенчивый, жадный, обидчивый, смелый, внимательный, злопамятный, общительный, молчаливый, скромный, грустный, веселый, искренний.
6. Игра «Кто сказал?»
- Послушайте высказывания героев, отгадайте, кому они принадлежат.
- «Какой же это индюшонок? Вон как славно гребет лапками! И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе не дурен, если не дурен, если хорошо присмотреться к нему. Ну, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество – мы отправимся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!»
( Мама-утка)
-«Слушай, дружище! Ты такой чудной, что на тебя смотреть весело. Хочешь дружить с нами? Мы птицы вольные – куда хотим, туда летим»
(Дикие утки)
-«Ну, что еще выдумал? Бездельничаешь, вот тебе в голову и лезет всякая чепуха! Неси – кА яйца или мурлычь, дурь-то и пройдет!»
(Курица)
-«Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком.
(Гадкий утенок)
7. Тест
1. В семействе какой птицы вылупился гадкий утёнок?
а) утки б) индюшки в) курицы
2. Как относились к утёнку во дворе?
а) любили б) уважали в) смеялись
3. Куда сбежал утёнок со двора?
а) на речку б) на болото в )остался во дворе
4. Сколько гусаков прилетело на болото?
а) два б) три в) четыре
5. Кто жил в избушке вместе со старухой?
а) кот и собака б) кот и курица в) собака и курица
6. Сколько недель жил утенок у старухи?
А) 3 недели б) 2 недели в) 5 недель
7. Кто подобрал замершего утенка?
а) крестьянин б) охотники в) старуха
8. В какую птицу превратился утенок?
а) в лебедя б) в гуся в) в утку
9. Какого цвета был «гадкий утенок»?
а) черный б) серый в) белый
8. Рассматривание иллюстраций утенка и лебедя. Нахождение в тексте позитива и негатива.
Негатив:
- огромный некрасивый птенец
- ужасно велик
- некрасивый серый утенок
- какой безобразный
- его мы не потерпим
- его клюнула в шею утка
- он большой и странный
- ему надо задать хорошую трепку
- этот не удался
- бедного утенка клевали, толкали и осыпали насмешками
- безобразный
- несносный урод
- ты пребезобразный
- После таких высказываний, что решает утенок, какие мысли приходят ему на ум?
- Лучше пусть они меня убьют, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою.
Позитив:
- Доброе сердце не знает гордости
- Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
- Перенеся столько горя и бедствий, он лучше мог оценить свое счастье.
- Он некрасив, но у него доброе сердце
- Новый красивее всех
- Как вы думаете, о чем теперь думает утенок?
Высказывания детей
9. Игра «Наборщик» . Работа в группах.
Каждой группе предлагается на отдельном листе название сказки. Из слов «гадкий утенок» дети должны собрать как можно больше новых слов.
10. Цифровой диктант
Если вы согласны с утверждением, поставьте 1, если нет – 0.
1. Гнездо утки располагалось в зарослях лопуха
2. Гадкий утенок вылупился раньше всех
3. На птичьем дворе шла война из-за акульей головы
4. Утенка подстрелили охотники
5. Когда надвигался ураган, утёнку приходилось упираться в землю хвостом
6. В избушке жила старушка с котом и курицей
7. Господином в доме был кот, а госпожою курица
8. большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его.
9. Гадкий утенок превратился в прекрасного лебедя.
Итог: 100 011 111 (самопроверка)
11. Итог урока
-
Тест
1. В семействе какой птицы вылупился гадкий утёнок?
а) утки б) индюшки в) курицы
2. Как относились к утёнку во дворе?
а) любили б) уважали в) смеялись
3. Куда сбежал утёнок со двора?
а) на речку б) на болото в )остался во дворе
4. Сколько гусаков прилетело на болото?
а) два б) три в) четыре
5. Кто жил в избушке вместе со старухой?
а) кот и собака б) кот и курица в) собака и курица
6. Сколько недель жил утенок у старухи?
А) 3 недели б) 2 недели в) 5 недель
7. Кто подобрал замершего утенка?
а) крестьянин б) охотники в) старуха
8. В какую птицу превратился утенок?
а) в лебедя б) в гуся в) в утку
9. Какого цвета был «гадкий утенок»?
а) черный б) серый в) белый
Тест
1. В семействе какой птицы вылупился гадкий утёнок?
а) утки б) индюшки в) курицы
2. Как относились к утёнку во дворе?
а) любили б) уважали в) смеялись
3. Куда сбежал утёнок со двора?
а) на речку б) на болото в )остался во дворе
4. Сколько гусаков прилетело на болото?
а) два б) три в) четыре
5. Кто жил в избушке вместе со старухой?
а) кот и собака б) кот и курица в) собака и курица
6. Сколько недель жил утенок у старухи?
А) 3 недели б) 2 недели в) 5 недель
7. Кто подобрал замершего утенка?
а) крестьянин б) охотники в) старуха
8. В какую птицу превратился утенок?
а) в лебедя б) в гуся в) в утку
9. Какого цвета был «гадкий утенок»?
а) черный б) серый в) белый
Г. Х. АНДЕРСЕН
«ГАДКИЙ УТЕНОК»
Этап урока
Педагогические задачи
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности ученика
Средства обучения
Планируемый результат
1. Вступительное слово о писателе
Познакомить детей с творчеством Г.Х.Андерсена, настроить на познание нового
Рассказ о творчестве писателя. Показ некоторых книг Г.Х.Андерсена
Слушают рассказ учителя, знакомятся с книгами писателя
Творческая биография писателя, книги Г.Х.Андерсена
Интерес к творчеству писателя
2. Определение главного героя урока
С помощью шифровки определить главного героя
Дает указания на правила шифровки
Слушают указания учителя.
Расшифровывание
Доска
Шифровка
Определение главного героя сказки
3. Блиц – опрос.
Проверить знание текста
Читает вопросы для блиц-опроса
Отвечают на вопросы
Вопросы для блиц-опроса
Ответы на все поставленные вопросы в течение короткого времени
4.Игра « Отгадай персонажа сказки»
С помощью перестановки букв определить героев сказки
Предлагает определить героев сказки , не говоря как
Дети догадываются , как можно определить героев
Доска
Названия героев сказки ( буквы перепутаны)
Определение главных героев
5. Составление характеристики главного героя
Учить составлять характеристику героя с помощью опорных слов
Предлагает опорные слова для составления характеристики героя
Дети вычеркивают лишние слова, оставляя те, которые подходят для характеристики главного героя, составляют полную характеристику
Доска
Слова для характеристики героя
Составление характеристики главного героя
6. Игра «Кто сказал?»
Проверить умения узнавать по отрывку, кому принадлежат слова
Зачитывает отрывки из текста
По отрывкам из текста узнают, кому принадлежат слова
Отрывки из текста
Определяют, кому принадлежат слова
7. Тест
Учить работать с тестом, проверить знание текста
Рассказывает, как пользоваться тестом, раздает тесты
Работают с тестом
Бланки тестов
Решение тестов
8. Рассматривание иллюстраций. Нахождение позитива и негатива.
Знакомство с новыми словами. Работа с текстом. Выборочное чтение
Воспитание умений правильно реагировать на слова друзей, знакомых, уметь оценивать жизненную ситуацию
Направляет учеников к определению значений слов позитив-негатив, дает образец нахождения в тексте позитива – негатива по отношению к главному герою
Рассуждают над словами позитив – негатив. Находят в тексте отрывки, фразы, которые определяют позитив_ негатив по отношению к главному герою
Текст сказки
Слово учителя
Нахождение нужных фраз из текста
9.Игра «Наборщик»
Развитие умения работать в группе, продолжать работу с игрой «Наборщик»
Объясняет задания для работы в группах
Дети работают в группах с помощью игры « наборщик»
Листы с названием сказки
Найдены новые слова
10. Цифровой диктант
С помощью цифрового диктанта создать эмоциональный фон после сложных размышлений о судьбе утенка
Настраивает детей на юмористическое задание
Выполняют цифровой диктант
Задания для цифрового диктанта
Выполняют диктант. Самопроверка
11. Итог урока
Учить подводить итог проделанной работе
Подводит итог урока, задает вопросы
Отвечают на вопросы
Вопросы
Подводят итог всему сделанному на уроке
СШ № 40
Урок внеклассного чтения
ТЕМА : Г.Х.Андерсен
« Гадкий утенок»
Полунченко Т.Н.
Могилев 2009
Цели урока:
Познакомить учащихся с творчеством Г.Х.Андерсена, его книгами. На примере сказки «Гадкий утенок» учить детей рассуждать, оценивать различные жизненные ситуации, давать оценку поступкам, находить положительные и отрицательные стороны героев.
Развивать умения работать в группах, работать с тестом, уметь выслушивать мнения, давать оценку сказанному.
Воспитывать уважительное отношение к людям, учить не давать оценку животному или человеку по первому впечатлению, учить любить все живое.
Оборудование:
Портрет Г.Х.Андерсена, его книги.
Шифровка названия главного героя
Вопросы для блиц-опроса
Названия персонажей сказки
Слова для характеристики героя
Отрывки из текста
Тест
Иллюстрация утенка и лебедя
Игра «Наборщик»
10.Цифровой диктант
15