Рабочая программа по информатике 3 класс Матвеева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО приказом директора МБОУ «СОШ № 3
__________/Чубарева Т.С. от «___» ___________ 2016г. № ___ Протокол от «___» ______ 2016г . № 1
Рабочая программа
по информатике
для учащихся 3 «Б» класса
Составила:
учитель начальных классов
Чубарева Татьяна Сергеевна
2016 – 2017 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» составлена на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 3» г. Абакана с учетом авторской программы Н. В. Матвеевой, Челак Е.Н., Конопатовой Н.К. Информатика: 3 класс: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Бином. Лаборатория знаний.
Цели обучения информатике в начальной школе:
1. Формирование общих представлений школьников об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности.
2. Знакомство с основными теоретическими понятиями информатики.
3. Приобретение опыта создания и преобразования простых информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с помощью компьютера.
4. Формирование умения строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5. Формирование системно-информационной картины (мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6. Формирование и развитие умений использовать электронные пособия, конструкторы, тренажеры, презентации в ном процессе.
7. Формирование и развитие умений использовать компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т. д.
В ходе обучения информатике по данной программе с использованием учебника, рабочих тетрадей, электронного пособия и методического пособия для учителя, решаются следующие задачи:
развиваются общеучебные, коммуникативные элементы информационной культуры, т. е. умения с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработкуи передачу, т. е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников, обмениваться информацией между собой и пр.);
формируется умение описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
формируются начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с образовательной программой школы, на изучение предмета «Информатика» в 3 классе отводится 34часа (1раз в неделю).
Содержание предмета
В 3 классе происходит повторение и развитие учебного материала, изученного во втором классе.
Глава вторая — о действиях с информацией. Школьники через разговор о действиях с информацией готовятся к пониманию понятия информационного процесса. Кульминационным моментом содержания в 3 классе является понятие объекта. Формируется представление об объекте как предмете нашего внимания, т. е. под объектом понимаются не только предметы, по и свойства предметов, процессы, события, понятия, суждения, отношения и т. д. Такой подход позволит уже в начальной школе серьезно рассматривать такие объекты, как «алгоритм», «программа», «исполнитель алгоритма», «модель», «управление» и иные абстрактные понятия. Такой методический прием позволяет младшему школьнику рассуждать о свойствах алгоритма, свойствах исполнителя алгоритма, свойствах процесса управления и т. д., что составляет содержание курса в 4 классе.
Уже в 3 классе начинается серьезный разговор о компьютере как системе, об информационных системах.
Учебно – тематический план
№ Разделы, темы 3 кл1
Виды информации. Человек и компьютер 10
2 Кодирование информации. 4
3 Числовая информация и компьютер 5
4 Данные и компьютер 8
5 Мир объектов 7
6 Мир понятий, моделей -
ИТОГО 34
Планируемые результаты
С точки зрения достижения планируемых результатов обучения наиболее ценными являются следующие компетенции, отраженные в содержании курса:
• наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом, и учиться устно и письменно описывать объекты по результатам наблюдений у опытов, работы с информацией;
• соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, т. е. получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?»;
• устно и письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т. е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора;
• понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) является не самоцелью, а способом деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели текста, рисунка и др.);
• выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов; в процессе информационного моделирования и сравнения объектов анализировать результаты сравнения (ответы на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и часть.Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей;
• решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации при выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов;
• самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «.„и/или...», «если... то...», «не только, но и...» и давать элементарное обоснование высказанного суждения;
• овладевать первоначальными умениями передачи., поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; при выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений — путем поиска (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочения информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию);
• получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это задания, предусматривающие выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели? »;
• получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответы на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»), нахождении ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправлении;
• приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Все компоненты УМК представляют собой единую систему, обеспечивающую преемственность изучения предмета в полном объеме. Эта системность достигается:
1) опорой на сквозные содержательные линии:
• информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления, по способу организации);
• информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
• источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
• работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
• средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, мультимедийные устройства);
• организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и др.);
2) использованием общей смысловой структуры учебников, позволяющей осуществить названную преемственность. Компоненты этой структуры построены в соответствии с основными этапами познавательной деятельности
• раздел «Повторить» — актуализация знаний. Содержит интересную и значимую информацию об окружающем мире, природе, человеке и обществе, способствует установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (личностно значимая информация). Выбранные авторами примеры могут быть знакомыми и привычными на первый взгляд, провоцируя тем самым удивление по поводу их информационной природы и значимости с точки зрения жизненных интересов;
• содержание параграфа представлено через компоненты деятельности ого ряда: «Цель», «Понять», «Выполни», «Главное», «Знать», «Уметь» — новое знание. Этим достигается наиболее рациональная последовательность действий по изучению нового материала: от понимания до применения на практике, в том числе развивается творческая деятельность;
• разделы «Мы поняли», «Мы научились» — рефлексия.
Организация повторения ранее освоенных знаний, умений, навыков. Использование средств стимулирования учащихся к самостоятельной работе (или при подготовке к контрольной работе);
• «Слова и термины для запоминания» — обобщающее знание. Обобщение и классификация;
• практические задания, включая задания в рабочих тетрадях и ЭОР. Формирование и развитие умений использовать полученные теоретические знания по информатике, умений структурировать содержание текстов и процесс постановки и решения учебных задач (культура мышления, культура решения задач, культура проектной и исследовательской деятельности); формирование и развитие умений осуществлять планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности, умения самостоятельно и сознательно делать свой выбор ценностей и отвечать за этот выбор (самоуправление и самоопределение); формирование и развитие умений по нахождению, переработке и использованию информации для решения учебных задач, а также умений по организации сотрудничества со старшими и сверстниками, по организации совместной деятельности с разными людьми, достижению с ними взаимопонимания.
Таким образом, структура изложения материала в учебниках отражает целенаправленность формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности (УУД), которые формируются и развиваются в рамках познавательной, организационной и рефлексивной деятельности. Этим достигается полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
• учебную мотивацию;
• учебную цель;
• учебную задачу;
• учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
• метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью).
Календарно-тематическое планирование по предмету «Информатика» 3 Б класс
№
Тема урока УУД Виды деятельности Дата
П Ф
1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Человек и информация. Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни.
Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. - чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– эвристическая беседа
– работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
2 Источники и приемники информации. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Коммуникативные:
- умение работать в группе,
- владение монологической и диалогической формами речи. 3 Носители информации. 4 Компьютер - наблюдение за объектом изучения (компьютером)
5 Подготовка к контрольной работе №1 «Информация, человек и компьютер» – компьютерный практикум – разбор домашнего задания
6 Контрольная работа №1 по теме «Информация, человек и компьютер» Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;
Установление причинно-следственных связей;
Самоконтроль.
контрольный опрос, контрольная письменная работа 7 Анализ контрольной работы №1. Получение информации. Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела 8 Представление информации. Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; - чтение текста - выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– компьютерный практикум – разбор домашнего задания
9 Кодирование информации. Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста - наблюдение за объектом изучения (компьютером)
– эвристическая беседа
10 Кодирование и шифрование данных Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Умение работать в группе,
Владение монологической и диалогической формами речи.
Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни.
Проблемные ситуации в примерах, взятых из жизни. – работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты» 11 Хранение информации. - чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– эвристическая беседа
– работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
12-13 Обработка информации Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела - чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– эвристическая беседа
– работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
14 Подготовка к контрольной работе №2 «Действия с информацией» Установление причинно-следственных связей;
Самоконтроль. 15 Контрольная работа №2 по теме «Действия с информацией». Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. контрольный опрос, контрольная письменная работа 16 Объект и его имя Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни.
Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни. - чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– эвристическая беседа
– работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
– компьютерный практикум
17 Объект и его свойства Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Умение работать в группе,
Владение монологической и диалогической формами речи.
18-19 Функции объекта 20 Отношения между объектами 21 Характеристика объекта Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Умение работать в группе. – работа со словарем
- чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
22 Документ и данные об объекте - компьютерный практикум
- чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
23 Повторение. Подготовка к контрольной работе №3 « Мир объектов» Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; сжатая информация раздела 24 Контрольная работа №3 «Мир объектов» Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. контрольный опрос, контрольная письменная работа 25 Компьютер – это система Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Умение работать в группе,
Владение монологической и диалогической формами речи.
26 Системные программы и операционная система Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры с информацией, встречающейся в жизни.
Проблемные ситуации в примерах, взятых из повседневной жизни.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Развитие читательских умений, умения поиска нужной информации в тексте, умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста.
Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.
Умение работать в группе,
Владение монологической и диалогической формами речи. - чтение текста
- выполнение заданий и упражнений в рабочей тетради
– эвристическая беседа
– работа со словарем – физкультурные минутки или «компьютерные эстафеты»
27 Файловая система 28 Компьютерные сети 29 Информационные системы 30 Подготовка к контрольной работе №4 Актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта;
Умение концентрироваться для выполнения самостоятельной деятельности;
Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Смысловое чтение;
Установление причинно-следственных связей.
Повышение мотивации учения и выработки ответственности за результаты своей деятельности. 31 Контрольная работа №4 контрольный опрос, контрольная письменная работа 32 Викторина Умение работать в группе,
Владение монологической и диалогической формами речи. 33-34 Повторение пройденного