Концепция на тему: «Игровая технология как основа формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СКЛЯЕВСКАЯ СОШ
Концепция на тему:
«Игровая технология как основа формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»
Выполнила:
учитель английского языка
Селюнина Татьяна Владимировна
2015 г.
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».Сухомлинский В.А.
Язык - по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средоточением среды духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самопознания, средством хранения и усвоения знаний. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.
Будучи средством общения между людьми и формой передачи информации, язык как динамическая знаковая система обеспечивает функционирование общества в его историческом развитии. Можно утверждать, что за последние годы значительно повысился престиж иностранного языка как предмета изучения. Толчком к этому стало вхождение России в мировое сообщество, а расширение межкультурного пространства и необходимость его освоения невозможны без средства общения - языка. Именно поэтому совершенствование методики преподавания иностранного языка немыслимо без постоянного обновления содержания обучения, касающегося языковой компетенции учащихся, развития их устной и письменной речи и речевой культуры.
Актуальность концепции состоит в том, что главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы. Иностранный язык перестал быть самоцелью, а рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития.
Целью данной концепции является обоснование использования игровых технологий на уроках иностранного языка как эффективного средства формирования у школьников иноязычной коммуникативной компетенции.
Задачи концепции:
1) проанализировать явление иноязычной коммуникативной компетенции в её основных аспектах;
2) изучить характеристики игровых технологий как средств обучения;
3) рассмотреть некоторые особенности применения игровых технологий при обучении иностранным языкам.
В связи с модернизацией российского образования актуальным становится вопрос компетентностного подхода в обучении. Среди ключевых компетенций важное значение имеет коммуникативная компетенция. Эта компетенция означает овладение всеми видами речевой деятельности, культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Проще говоря, коммуникативная компетенция заключается в умении общаться. Сегодня, в век развития коммуникационных технологий, знание иностранного языка необходимо каждому. На уроках английского языка мы формируем коммуникативную компетенцию, то есть способность и готовность школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развиваем и воспитываем учащихся средствами учебного предмета.
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.
Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Моя задача, как учителя состоит в том, чтобы применять на своих уроках и во внеурочное время игровые технологии для формирования коммуникативной компетенции и положительной мотивации в обучении иностранному языку, а также:
1.Создать психологически комфортную среду для изучения предмета и непосредственного общения на английском языке, сохранить здоровье детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.
2.Создать условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей детей.
3.Вовлечь учащихся в иноязычноречевую деятельность, используя различные игровые технологии, повышающие интерес к английскому языку, для роста качества знаний учащихся
Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть. Это обстоятельство обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Для детей младшего школьного возраста характерны яркость восприятия, легкость вхождения в образы, поэтому наиболее эффективными формами обучения иностранным языкам на данном этапе являются игры.
Игровой замысел выражен в названии игры. Он заложен в задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Результатом использования игр является повышение внутренней мотивации школьников к овладению английским языком и, как следствие этого, развитие коммуникативной компетенции и личности ребенка.
На первом этапе обучения основным видом игр является предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых и сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры - соревнования.
Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами-клише, используемыми в различных ситуациях общения.
Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс.
Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.
Игровые технологии обучения иностранному языку обучающихся начальных классов являются приоритетными формами работы на моих уроках. На начальном этапе можно использовать следующие игры:
фонетические
лексические
грамматические
орфографические
Все они способствуют формированию речевых навыков.
Фонетические игры предназначены для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений.
«Кто быстрее?»
Цель данной игры – формирование и совершенствование навыков установления звукобуквенных соответствий и значений слов на слух.
Ход игры: обучаемым раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на английском языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку следования. Каждый обучаемый должен, как только преподаватель произносит то или иное слово, поставить его номер рядом с соответствующей транскрипцией и переводом на русский язык.
Лексические игры. Цель – решение различных коммуникативных задач с помощью имеющихся лексических средств.
1. Лексическая игра по микротеме «Body» под названием «Рисуем вместе». Учащиеся поочередно подходят к доске, рисуют ту или иную часть лица или туловища, комментируя:
P 1: I am drawing a nose.(Я рисую нос.)
P 2: He / she is drawing a nose.(Он/она рисует нос .)
Грамматические игры. Они предназначены для тренировки учащимися различных грамматических структур.
Для закрепления темы «Неправильные глаголы» я также предлагаюИгру с мячом. Учащиеся становятся в круг; ведущий, находящийся в центре круга, бросает мяч, называя неправильный глагол в инфинитиве, а ученик, поймавший мяч, называет прошедшее время этого глагола.
Орфографические игры. Цель данных игр – освоение правописания изученной лексики.
«Буквы рассыпались».
Цель игры – формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: Преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?» Выигрывает тот, кто первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
Творческие игры. Их цель – способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. К этой группе относятся ролевые игры,которые призваны усилить коммуникативную направленность обучения.
Обилие сказочных сюжетов и игровых ситуаций помогают создавать на уроках атмосферу радости, раскованности и непосредственности .
Игра « Театралы» («Theatre –Goers»).
Задание первому партнеру (девочке): «Вы – Мальвина. Любите театр. Скажите, в каком театре вы были вчера».
Задание второму партнеру (мальчику): «Вы – Буратино. Скажите, в каком театре вы побывали на прошлой неделе».
- I went to the Opera and Ballet Theatre yesterday. (Вчера я ходила в Театр Оперы и Балета).
- And I went to the Puppet Theatre last week.
Эффективными на уроках являются игры с различными предметами,например, с куклой, персонажем, который, воплощая определенные человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать речь учащихся на уроке.
При организации обучения на уроках английского языка целесообразно проводить интерактивные занятия с элементами интеграции:
.1.Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.) Например, при работе над темой «Моя семья», « Праздники» разучиваем стихотворения по теме.
2.Очень часто, особенно в младшем звене провожу урок английского языка плюс изобразительная деятельность (рисование. аппликация, лепка). Интеграция изобразительной деятельности с изучением иностранного языка позволяет облечь новые слова в конкретную наглядную форму.
3 Урок английского языка плюс физическая деятельность. На своих уроках я часто играю в подвижные игры.
4. Урок английского языка плюс театральная деятельность
Для театрализации беру любое не очень длинное стихотворение, сказка, например, «Репка», «Теремок» и т.п. Сюда же можно отнести уроки с использованием сюжетно-ролевых игр, с разыгрыванием различных сцен, например, «День рождения Алисы», «В магазине», «В поезде» и т.д.
Игровые методы работы на уроке вызывают у школьников живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывают их познавательную активность.
Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.
Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка , их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.
Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Список литературы:
Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе: пособие для учителя / В.С.Кукушкин.- Ростов – на – Дону., 2004. – С.77.
Лукьянова Н.В. Игра – источник познавательной деятельности ребенка / Н.В.Лукьянова // ИЯШ. – 2001. – №11. – С.11.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М., 1990. – С.133-137.
Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка / М.Ф. Стронин. – М., 1981. – С.118-131.
Петрова Л.В. Игровые технологии на уроках английского языка. Английский язык, № 11 , 2008 – с. 5-6.
Бурдина М.И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. ИЯШ.-1996.-№3.- с.50 – 55.
Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯШ.-1989.-№4.- с. 14 – 16.
Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск, 2001.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.,1991.
Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку. ИЯШ,1984,№4,с.82.
ћђЗаголовок 115